будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Мир
Романенко Сергей

Последний шанс реформаторов

Последний шанс реформаторов
98_romanenko

7 июля 2008 г. может войти в историю Сербии, в историю Юго-Восточной Европы особой строкой. Казалось бы, что ту особенного – в Белграде по итогам внеочередных парламентских выборов 11 мая сформировано, получило вотум доверия и приведено к присяге очередное коалиционное правительство. Однако если это правительство просуществует достаточно длительный (или даже весь) срок и выполнит значительную часть провозглашенного в правительственной программе премьер-министра Мирко Цветковича, то можно будет говорить о принципиальных сдвигах в социальной и политической жизни этой страны. Сдвигах, которые окажут значительное влияние и на постъюгославское пространство, и на регион Юго-Восточной Европы, на всю Европу, а также на глобальную ситуацию в международных отношениях.

Прежде всего, о составе правительства. Как известно, оно было сформировано двумя коалициями – «За европейскую Сербию» (Демократическая партия действующего президента Бориса Тадича, партия «Г17+» Младжана Динкича, Сербское Движение Обновления Вука Драшковича) и СПС-ПУПС-ЕС (Социалистическая Партия Сербии Ивицы Дачича, Партия Пенсионеров Йована Кркобабича и «Единая Сербия» Драгана Марковича-Палмы). Кроме того, в коалиции вошли представители партий национальных меньшинств (Сербия – многонациональное государство). Эта политико-идеологическая конфигурация принципиально нова для Сербии. И дело не только в объединении ради власти и ради возможности осуществлять свою политику разных по своей идеологии и соперничающих между собой политических сил. Речь, прежде всего, идет о политическом сотрудничестве недавних непримиримых врагов: основатель СПС и президент Сербии и Югославии Слободан Милошевич в течение всего периода своего правления делал все от него зависящее, чтобы подавить Демократическую партию. В конце концов, в октябре 2000 г. он был повержен лидером демократов Зораном Джинджичем, который впоследствии отправил Милошевича в Международный трибунал в Гааге, где тот в заключении и умер. До объявления итогов выборов 11 мая мало кто мог подумать, что ДП и СПС смогут сотрудничать. Однако политическая реальность подтолкнула обе партии и их союзников к коалиции.

Формирование коалиционного правительства было сложным проектом еще и с точки зрения политической технологии: нужно было не только «перетянуть» на свою сторону коалицию СПС, вовсю ведшую переговоры о создан6ии правонационалистической коалиции с радикалами Томислава Николича и Демократической партии Сербии бывшего премьер-министра Воислава Коштуницы, не только разрешить принципиальные проблемы взаимоотношений двух главных партнеров, но и удовлетворить самолюбие всех остальных участников коалиций, но и обеспечить правительству жизнеспособность и работоспособность. В итоге число министерских портфелей было увеличено до 27. Таким образом, удалось добиться формирования правительственного большинства в Скупщине (Сербия – парламентская республика), которое насчитывает 128 голосов из 250.

В оппозиции оказались националисты и контр-реформаторы (радикалы и демократы Коштуницы). Об условной поддержке правительству во время голосования по конкретным решениям и законопроектам объявила Либерально-демократическая партия Чедомира Йовановича, которую можно считать более радикальным сторонником линии «Европейской Сербии». Она может быть и скрытым дополнительным резервом демократов Б. Тадича, но в определенных условиях может и подставить ей подножку.

Один из главных вопросов, который занимает и политиков-практиков, и политических аналитиков состоит в том, является ли вхождение СПС в состав правительства возвращением во власть партии наследников С. Милошевича или же приходом туда обновленной, многое переосмыслившей партии, стремящейся к социал-демократии европейского типа. Пока четкого ответа на этот вопрос нет. В действиях и словах И. Дачича можно обнаружить и элементы прошлого, и открытость будущему. Очевидно, однако, что на националистическо-державном пути перспектив у социалистов нет ни внутри станы, ни за рубежом. А если это так, то можно с осторожностью говорить о том, что в Сербии постепенно будет меняться сама конфигурация политической системы. В случае успешной деятельности правительства может уйти в прошлое противостояние 1990-х – начала 2000-х гг.: реформаторы-демократы против консерваторов-националистов. И идеологически, и психологически, и функционально партийно-политическая система Сербии может без изменения действующей конституции эволюционировать в направлении партийно-политических систем остальных постсоциалистических государств Центральной Европы.

Характерной особенностью нынешнего этапа политического развития Сербии является ее превращение в полупрезидентскую республику. Немалую роль в этом процессе сыграл бывший премьер-министр В. Коштуница. В последние годы страна фактически постоянно находилась в состоянии двоевластия, будучи раздираема противоречиями между президентом и премьером. Формирование коалиции с СПС позволило не только Б. Тадичу и его партии, но и всей сербской политической системе методами парламентской борьбы решить «проблему Коштуницы», чье стремление любыми путями занять кресло премьера (или президента) очень дорого обошлось стране – в денежном, репутационном, а также стратегическом отношении. Поэтому критика, раздающаяся сейчас из стана радикально-национально-демократической оппозиции некорректна. Президент был вынужден пойти на создание правительства во главе с относительно политически слабым премьер-министром, чтобы обеспечить проведение единой политики президентской и парламентской ветвями власти. Кроме того, пост премьера принадлежит по праву крупнейшей партии, победившей на выборах коалиции. А обвинения правительства в том, что его состав и программа-де были сформулированы послами США и Великобритании в Белграде, а также сербскими олигархами, звучат просто несерьезно.

Формирование коалиции демократов и социалистов, объявившей одной из главных своих целей вступление Сербии в ЕС, с облегчением встречено в столицах стран Евросоюза и США. Безусловно, однако, что на пути реализации этой цели стоят большие трудности как внешнего, так и внутреннего порядка. Прежде всего, это проблема Косово, взаимоотношения с Трибуналом в Гааге (выдача трех разыскиваемых им лиц (в том числе Р. Караджича и Р. Младича), а также то, что сербские аналитики называют «столкновением с прошлым» – оценка внутренней и внешней политики режима Милошевича в 1990-е гг., что вызывает разногласия внутри только что сформированного правительственного большинства. Кроме того, избиратель предоставил реформаторам, возможно, последний шанс показать эффективность свой политики и провести, наконец, реформы, которых страна ждет с конца 1980-х. Если это не удастся и на сей раз, вне зависимо от причин (например, разногласий с социалистами), следующий шанс реформаторам может представиться нескоро, а страна окажется перед угрозой установления власти «сильной руки». Значительная часть населения вполне может «забыть» о проблеме Косово в случае успешного решения социально-экономических проблем.

Многое будет зависеть от того, сколь реалистичную политику по отношению к Сербии будут проводить ЕС, США и Россия. Каждая из этих трех сторон несет свой груз ошибок на постъюгославском пространстве. Теперь возникает возможность все начать с почти чистого листа. Формирование правительства Сербии на новой основе, во главе с Демократической партией президента Тадича, отвечает стратегическим интересам России. Во-первых, независимо от политических взглядов, Тадич представляется наиболее ответственным мобильным, эффективным и современным политиком Сербии. Во-вторых, успешная реализация политики нового правительства может создать в Сербии условия для постепенного прекращения латентной гражданской войны, которая зачастую находит свое выражение в агрессии вовне. Если Россия планирует экспорт энергоносителей через территорию Сербии, то ей необходимы внутренняя стабильность в стране и ее нормальные отношения как с ближайшими соседями, так и с получателями предмета российского экспорта – странами ЕС. Скажем, понижение уровня дипломатических отношений со странами, признавшими независимость Косово, не только не позволит Сербии добиться возвращения края, но и противоречит интересам России.

Альтернатива либо «Запад», либо Россия не принесет никакой пользы. Очевидно, что Сербия, как и другие страны региона, в силу своего географического положения и национальных интересов обречена на сотрудничество со всеми сторонами. Пока в Москве не хватает понимания внутренних политических механизмов, традиционных национальных интересов, мотивации политики Сербии. Представим, что в Сербии после выборов 11 мая было сформировано изоляционистское, выступающее против сотрудничества с наиболее развитыми странами Европы и США правительство радикалов, демократов Коштуницы и социалистов, многие из которых стали бы размахивать флагом «союза с Россией». Тогда Москва очень скоро потерпела бы серьезное поражение: правительство неминуемо распалось бы из-за неспособности разрешить ни экономические, ни политические проблемы, а в сознании избирателей прочно закрепилась бы связка: «Сербию в Европу не пустила Россия».

Кроме того, нормализация отношений между сербами и албанцами, между Белградом и Приштиной также в интересах России. В противном случае в глазах общественного мнения, она могла бы предстать в качестве инициатора перманентных конфликтов между балканскими народами в своих эгоистических интересах. Этим не преминули бы воспользоваться для завоевания голосов на очередных внеочередных выборах «русофилы» из радикально-националистического лагеря. Но исторический опыт показывает, что провозглашение независимости невозможно обратить вспять. Не говоря уже о том, что ни у кого из нынешних политических игроков нет возможности вернуть Косово в состав Сербии силой. Попытка этого только привела бы к новой войне.

Сербии необходимо прочное, ответственное и прагматичное правительство, стремящееся к нормализации отношений с другими странами и к урегулированию этнополитических конфликтов. Сможет ли таким стать правительство Мирко Цветковича покажет ближайшее будущее.

Романенко Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).