будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Мир
Вольфсон Габриэль

Послевоенные скандалы

Политические разногласия и скандалы вокруг уголовных и административных правонарушений, якобы совершенных высшими израильскими руководителями – включая премьер-министра Эхуда Ольмерта и президента Моше Кацава, – отошли на время войны на задний план. Однако как только вступило в силу решение о прекращении огня между Израилем и «Хизбаллой», общественная и политическая атмосфера забурлила. Акции протеста недавних фронтовиков, а также разного рода общественных организаций содержат, как правило, два требования: создание государственной следственной комиссии, наделенной также и судебными функциями, и отставка "триумвирата", ответственного за результаты недавней войны: премьер-министра Эхуда Ольмерта, министра обороны Амира Переца и начальника генерального штаба Дана Халуца.

Решение о том, какой именно орган будет расследовать результаты кампании, должно принять правительство. В минувшую субботу Ольмерт провел совещание со своими помощниками в попытке сформировать свою позицию. Очевидно, что премьер-министра не слишком радует перспектива создания следственной комиссии, однако, по мнению некоторых участников обсуждения, может сложиться ситуация, при которой у премьер-министра не останется этому альтернативы – общественное давление поставит его перед выбором: либо отставка, либо создание самой серьезной, независимой комиссии.

Помимо последствий войны, у Эхуда Ольмерта хватает и других забот. Главный партнер правящей коалиции – партия «Авода», возглавляемая министром обороны Перецом, – по сути вышла из под контроля, и уровень ее коалиционной дисциплины падает с каждым днем. Достаточно сказать, что уже вторую неделю финансовая комиссия Кнессета не может провести решение о сокращении бюджета из-за расходов, связанных с минувшей военной кампанией. Главные противники сокращения – депутаты от «Аводы». Попытки главы партии Переца призвать своих коллег к ответственности за судьбу разваливающегося правительства пока успеха не возымели.

Немалый интерес политики правящей коалиции вызывают и у правоохранительных органов. Достаточно сказать, что один из наиболее приближенных к Ольмерту министров – министр юстиции Хаим Рамон – уже подал в отставку и предстанет перед судом по обвинению в "недостойном поведении" в отношении молодой военнослужащей. Глава комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Цахи Анегби также пройдет через судебные инстанции по обвинению в массовых политических назначениях в бытность министром охраны окружающей среды. Не обошла Фемида вниманием и самого премьер-министра. Государственный контролер проверяет в данный момент, насколько оправданно низкой была цена, которую чета Ольмертов уплатила за свою нынешнюю частную квартиру в фешенебельном районе Иерусалима. По имеющимся подозрениям, скидка была предоставлена Ольмерту в обмен на продвижение проектов продавшего ему квартиру подрядчика. На данный момент неизвестно, чем закончится расследование, но новый скандал уже на пороге: политические назначения в министерстве промышленности и торговли, которое Ольмерт возглавлял вплоть до выборов 2006 года.

Как показывает практика, скандалы, связанные с нарушениями норм управления и коррупцией, мало влияют на отношение израильтян к властям предержащим. "Все воруют, – флегматично заметил в беседе с корреспондентом "Полит.ру" Алон, владелец небольшого кафе в центре Иерусалима. – Вот то, как они провели войну и чем она закончилась – это действительно скандал, и все, кто за это отвечают, попросту должны уйти".

Опросы, опубликованные в последние дни в прессе, свидетельствуют о резком падении популярности нынешних лидеров. Более 60% избирателей требуют отставки премьер-министра, и более 70% ожидают того же шага от министра обороны. Более того, согласно опросам, если бы выборы состоялись сегодня, то партия «Кадима» потеряла бы 17 из 29 мандатов. Примерно столько же потеряла бы и «Авода». Ведущая из оппозиционных к нынешней власти партий – «Ликуд» – набрала бы 20 мандатов (сегодня у нее их 12). А "Наш Дом Израиль" во главе с Авигдором Либерманом, наиболее популярная в среде русскоязычных израильтян, увеличила бы представительство с нынешних 11 мандатов до 17.

Общественность разочарована и однозначно сдвигается "вправо". Будет ли этого достаточно для смены власти? "Я не думаю, что мы находимся на пороге новых выборов или смены власти, – сказал в беседе с корреспондентом «Полит.ру» профессор политологии Иерусалимского университета Авраам Дискин. – Имеются три составляющих, которые нужно рассматривать: во-первых, степень общественного давления – она пока не критична; во-вторых, психологическую устойчивость нынешних лидеров; и в-третьих и в главных – наличие альтернативы. На сегодняшний день не может быть коалиции без партии "Кадима". Правые партии располагают максимум 52 мандатами (чтобы сформировать коалицию, необходим, как минимум, 61 мандат – «Полит.ру»). Нелогично предполагать, что крайне левые войдут в коалицию с правыми, чтобы свалить Ольмерта. Поэтому реальной альтернативы сегодня нет. С точки зрения психологической устойчивости, должен сказать, что и Ольмерт, и Перец пережили в своей карьере много кризисов. Есть много плохого, что можно сказать о каждом из них, однако устойчивости им не занимать. Степень общественного давления может вырасти, конечно, если следственная комиссия придет к заключению, что на премьер-министре или министре обороны лежит личная ответственность за те или иные провалы, или же если уголовные или административные дела против Ольмерта приведут к предъявлению обвинительного заключения. Но на данном этапе, если Ольмерт и Перец сохранят свой союз в целости, они могут удержаться у власти. Главная опасность – это возможный распад партии "Кадима". Тогда возникнет катаклизм, который может погубить правительство Ольмерта. Но сегодня этого на политическом горизонте не видно".

Сразу после окончания войны в политических кругах Израиля зашла речь о создании правительства национального единства. Профессор Дискин считает такую перспективу возможной, но маловероятной. "Ольмерт изначально хотел бы присоединить к коалиции партию "Еврейство Торы" и партию "Наш Дом Израиль", однако оппозиция в таком шаге сейчас заинтересована еще меньше, чем раньше", – говорит он.

Война на северной границе сняла на данный момент с повестки дня план одностороннего отступления Израиля с Западного Берега реки Иордан. А ведь именно этот план был основой политической программы партии "Кадима" и Эхуда Ольмерта. Одновременно с разных сторон зазвучали голоса, призывающие Израиль начать переговоры с Сирией о мирном соглашении в обмен на готовность Израиля уйти с Голанских высот.

Профессор Дискин считает такую дипломатическую повестку дня на сегодня неактуальной. "Что касается плана отступления с Западного Берега, то я с самого начала считал его нереализуемым. Вскоре после выборов мне довелось беседовать об этом с одним из министров от "Кадимы". Максимум, чего Ольмерт мог бы достичь, – это ликвидация незаконных еврейских форпостов и начало законодательной подготовки к ликвидации поселений. Сейчас, после этой войны, его план утратил свою популярность. Что же касается Сирии, то я надеюсь, что все это не более чем безответственные разговоры. Мое мнение, что даже отдав Башару Асаду все Голаны и половину озера Кинерет, мира с Сирией достичь нельзя. Поэтому я считаю, что, несмотря на всю внешнюю привлекательность этого направления, по которому уже шли предшественники Ольмерта – и Рабин, и Нетаниягу, и Барак, – это опасное направление. И Ольмерт, как мне кажется, это отлично понимает. Поэтому в ближайшее время он сфокусируется на подготовке к противостоянию иранской угрозе, а также на социально-экономических вопросах. Вокруг этой повестки дня он сможет и расширить коалицию. В отличие от большинства, я считаю, что у него не такие уж плохие шансы удержаться на своем посту".

А что же оппозиция? Биньямин Нетаниягу в ходе всей войны воздерживался от нападок на правительство и лично на Ольмерта. И сегодня он не торопится пожинать моментальные плоды растущей популярности. Следует отметить, что в ходе предвыборной кампании Нетаниягу говорил и об угрозах со стороны ХАМАСа, и о растущей иранской угрозе, и о возможном военном противостоянии с «Хизбаллой». "Кампания запугивания" – так охарактеризовали сторонники Ольмерта и многие израильские СМИ эти предупреждения лидера "Ликуда". Сегодня он не торопится сводить счеты, но и не забывает о них. "Важно не то, что я был прав, а то, что необходимо делать для обеспечения безопасности нашего государства, – сказал Нетаниягу в интервью израильскому ТВ. – Политика односторонних уступок и отступлений привела нас к этой ситуации. Необходима кардинальная смена курса. А смена правительства не происходит из-за каких-то мелких конъюнктурных соображений. Правительство уходит, когда общество решает, что оно должно уйти".

Биньямин Нетаниягу ждет сегодня этого решения общества. И не только он. Бывший начальник генерального штаба армии Моше Яалон, заканчивающий в эти дни послеармейский "переходный период" в Вашингтоне, возвращается в ближайшие дни в Израиль. Не исключено, что он решится на вступление в политическую игру. В таком случае велика вероятность, что Яалон, выступавший с критикой одностороннего выхода Израиля из Газы, присоединится к Нетаниягу.

Оппозиция формируется, набирает силу, решающей для нынешнего правительства во многом может стать зимняя сессия Кнессета. "Если Ольмерт сумеет стабилизировать ситуацию в ближайшие месяцы, он преодолеет этот кризис. Сумеет ли он это сделать и не произойдет ли внезапных перемен, которые помешают ему, – сказать не может никто. Эта война была им явно не запланирована, и все видят, как в течение месяца его популярность рухнула. В Израиле все меняется слишком быстро, чтобы быть уверенным в чем-то задолго наперед", – считает профессор Дискин.

См. также:

  • Вольфсон. Первый круг Второй ливанской
  • Шапира. "Удар должен был быть нанесен по Сирии"
  • Гудкова. Вместо СМИ и государства
  • Новодворская. "Уничтожение боевиков "Хизбаллы" - это гуманитарная операция"
  • Цыпин. Мойте руки после Насраллы
  • Маркедонов. От Кавказа до Ливана
  • Тренин. "Москва готовится вернуться на Ближний Восток"
Вольфсон Габриэль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).