будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Мир
Левкин Андрей

Повторение недопройденного

Во вторник Верховная Рада Украины наконец-то проголосовала за Юлию Тимошенко в качестве премьера. То есть, нашлось 226 голосов от коалиции. В Раде – 450 человек, так что это минимум плюс один голос. Говорить о том, как подобный расклад скажется на дальнейшем функционировании парламента – неуместно, дальше могут возникнуть разные варианты, а ключевыми для факта наличия коалиции были голосования по спикеру Яценюку (225) и за премьера. Ситуация, иными словами, там навсегда ситуационная. По этой причине оценивать ее следует никак не в рамках того, что именно данное правительство собирается делать, а конкретнее и человечней. Например, в каком настроении Тимошенко начнет свою деятельность?

Победа, конечно, победой, но за то время, пока ее утверждали, все плохое, что могло произойти – произошло. Два с половиной месяца утверждали, повозив на славу. Причем, сама процедура ее окончательного утверждения депутатами выглядела уже как чистое искусство. Ну в самом деле: спикер называет фамилию депутата, тот встает и говорит "да". Разве что без пионерского салюта обошлось. Впрочем, поправка: в последний момент решили все-таки не вставать.

До голосования было не многим лучше. С Тимошенко как-то неделикатно обходились, даже члены коалиции. Если уж Ющенко накануне заявлял о том, что за нее надо голосовать потому, что была такая договоренность: вовсе не потому, что такой премьер сейчас нужен стране –  куда ей рассчитывать на его поддержку?

Так что не удивительно, что ко вторнику Тимошенко позабыла все свои призывы к сотрудничеству с оппозицией. Перед голосованием она уже конкретно обличала вражеские происки, сообщив, что некие неизвестные "и ночью, и днем, и утром делают все для того, чтобы не было 2-3 голосов при голосовании". Ну, а тут-то ее ожидания и были обломаны 226 голосами. Придется быть премьером – деваться-то ей было некуда, хотя в премьеры ей идти, похоже, уже не хотелось. То есть, с точки зрения личной – хотелось, но ведь с точек зрения тактической и стратегической – явная ловушка.

Так что подозрительность и будет основой ее деятельности. Что поделаешь, сама себе нарисовала, что кругом враги, а одна она - светоч украинского народа. Надо соответствовать. Большая часть ее деятельности будет состоять в борьбе с врагами (тут уже как обычно в адрес "януковичей" произнесено: "рано или поздно ваша банда ответит за все, что сделала"). Вторая часть – продолжению пропаганды в рамках подготовки к президентским выборам, а небольшая оставшаяся - собственно работе.

В третьей части имеются проблемы. Обещания, которые она раздавала перед выборами и позже, реализовать невозможно (вроде введения контрактной армии через две недели, с 1 января). Один вариант – списать все на счет врагов, но пока держится: как и обещала, тут же подтвердила, что берется вернуть долги СССР украинским вкладчикам сберкасс. Притом, что бюджет надо срочно пересматривать, поскольку газ теперь – не $130, а уже $179,50. По поводу этой цены у нее, разумеется, тоже есть идеи – "Газпром" замер в нетерпеливом ожидании.

Словом, она уже отпозиционировала себя как чисто политиканствующего премьера. С чем конкретным она столкнется? Правительству будет плохо. Растут цены на энергоносители, в сложном состоянии ЖКХ (то есть он просто сыплется), беда с бюджетом на 2008-ой (уже конец декабря 2007-го, а его еще надо корректировать). Инфляция за 11 месяцев составила 14,2%, по итогам года может достигнуть 16%. Прирост потребительских цен в октябре является худшим результатом с июня 2000 года (водка на 15% подрожала!), а тут  еще и газ – инфляция такие истории очень любит.  Не говоря о том, что Тимошенко категорически намерена увеличить социальные расходы. Один выход – ревальвировать гривню и, вроде, она уже про это сказала. По одной версии она хочет убедить Нацбанк отойти от стабильного курса и проводить операции в коридоре 4,95-5,25 грн/$, по другой - заставить опустить курс до 4,9.

А еще есть такая радость, как подготовка Евро-2012. Причем, Тимошенко же не болельщик. Остались бы донецкие – они б еще ладно, а Тимошенко-то это за что? А там ничего совершенно еще не делалось, даже какую-то незаконную пристройку к "Олимпийскому" полгода ликвидировать не могут.

Ситуация невеселая, так ведь Тимошенко еще и начнет с того, что сломает "газовые отношения" с Россией, зато она снова выстраивает климат отношений в Кабмине. Сначала созвала первое заседание после утверждение на 8 утра 19 декабря, а потом смягчилась и перенесла на 3 дня. В прошлый раз она тоже эти отношения выстраивала – водила министров на коньках кататься. В общем, человечность рулит: "Золотая коса вокруг головы, белое платье, цвет чистоты, который она выбрала для своего последнего политического сражения, сладкая улыбка на губах, покрытых розовой помадой, и неудержимая радость в глазах, как у девушки на первом балу: вчера в зале ВР Тимошенко не скрывала своего ликования в связи с возвращением в кресло премьера". Хороши они будут с Зубковым на переговорах.

Что до состава Кабмина, то о концепции тут говорить нельзя никак, ибо формировался он по тому же человеческому принципу, то есть на основе дележа квот между "Нашей Украиной", "Народной самообороной" (в сумме – НУНС) и БЮТ. При этом, Ющенко, само собой, использовал ситуацию, чтобы вставлять туда своих людей. Дело разумное, но вызвало изрядное недовольство "самообороны". Те, впрочем, предпочли на самого президента не крыситься и списывают все на главу Секретариата Балогу. Взбрыкнуть они могут в любой момент, их в БЮТ ждут.

Но осложнения в НУНС возникали не только со стороны НС, но и НУ. Так, еще перед голосованием по кандидатуре Тимошенко Ехануров заявил, что совершенно не готов голосовать за нее, поскольку не согласована квота министров от НУНС. В итоге Ехануров Тимошенко поддержал. Потому что после его заявления ему позвонил президент и, значит, лично уговорил. Мало того, после своего кандидатского выступления перед Радой с Ехануровым долго общалась и Тимошенко. Говорят, что и ей удалось уговорить Еханурова. Человечность отношений превыше всего.

Причем, вряд ли тут имелся в виду конкретный пост. Скорее,  Еханурова интересовали отношения с президентом. В конце прошлой недели политологи утверждали, что ни в БЮТ, ни в НУНС так и не поняли, устраивает премьерство Тимошенко президента или как. То есть, скорее всего, и сам он пока этого еще не понял. Остается неразрешенным и конфликт фракции НУНС с тем же президентским секретариатом, а эта тема прямо связана с фигурой Еханурова. Понятно, что речь о том, в какой мере президент намерен использовать фракцию для проведения собственных интересов. Судя по характеру общения В.Ющенко с Луценко и Кириленко (номинальные лидеры блока) по поводу министерских квот, президент и совершенно рассчитывает распоряжаться фракцией НУНС на свое усмотрение. Разумеется, в этом случае и ему, и секретариату поддержка того же Еханурова не помешает. Он выглядит вполне "тяжеловесным" политиком, чтобы наклонять НУНС (а то и Кабмин) в интересах президента.  Но и должность, между тем, он себе отгрыз, неожиданно став министром обороны – вместо вполне респектабельного и куда как пропрезидентского Гриценко. Тому, наверное, отдадут в качестве компенсации СНБО. Выходит так, что судьба коалиции и Кабмина находится в определенной зависимости от процессов внутри не самой большой фракции Рады.

Но концепции нет и в бютовской части списка министров. Сергей Рахманин еще накануне голосования с полным сочувствием пересказывал в "Зеркале недели" такую историю: "Кто-то из политиков, взглянув на перечень возможных вице-премьеров (Турчинов, Винский, Немыря) задал не лишенный логики вопрос: "Она формируют Кабинет или же избирательный штаб?"". Вот да, проповедник Турчинов как вице-премьер, это мило, не говоря уже о министре транспорта и связи Винском. В МИД – вернуть Огрызко, чтобы Россия вздрогнула, в МДВ - Луценко, чтобы олигархи вздрогнули еще раз, ну а в министры финансов Пинзеника, потому что не знает Тимошенко других финансистов, кроме него.

Это все к тому, что дальнейшие процессы следует рассматривать в той рамке, в какой все они оформились, а рамка – кадрово-персональная. В поисках системности остается исследовать оппозицию.

С ней все хорошо, даже очень хорошо. Что касается ресурсов для влияния на власть, то их полно. Ну да, уход из исполнительной власти закрыл некоторые возможности ньюсмейкинга, зато появились другие. Места в президиуме Рады и должности руководителей комитетов позволяют не только участвовать в законодательном процессе, но и постоянного маячить в СМИ. Было бы желание. Критикуй на здоровье власть, профиль парламентских комитетов позволяет оппонировать Кабмину практически по всем линиям его работы. Причем, гнобить власть можно с заранее подготовленных и с самых выигрышных позиций. Если только их разработать. Мало того, нужны люди, которые в состоянии эти позиции представлять. А это кто? Чорновил с Шуфричем?

Так что надо что-то делать с кадровой политикой, причем и тут, вроде, все складывается гармонично - время, когда партия в оппозиции, самой природой предназначено для этих занятий.

Мало того, политическая ситуация складывается так, что никакой другой оппозиции "оранжевым" – ни Тимошенко, ни Ющенко - практически нет. К тому же "регионы" – крупнейшая партия в Раде, это не российский вариант с 7% и фиктивным присутствием в парламенте. У большинства минимальный перевес, у "Регионов" - возможность блокирования конституционных изменений, о которых перед выборами только и говорил президент. Да еще и недоверие между НУНС и БЮТ никуда не денется. Сложно быть властью при такой структуре парламента. Распределение сил в нем будто специально создано для того, чтобы главной оказались оппозиция. В общем, "регионалам" надо выучить наизусть статью Мустафина в том же "ЗН". Он там все им расписал, как себя вести. 

А в жизни все просто: либо новые исполнители для новых ролей, либо старые быстро входят в новую роль. Но что-то пока сложно представить себе В.Януковича с многозначительным величием всего его облика в качестве резвого оппозиционера.

См. также:

  • Полит.ру Украина: 5 дней после
  • Полит.ру Украина: за 3 дня до
  • Полит.ру Украина: осталось 26 дней
  • Полит.ру Украина: за пять недель до
  • Полит.ру Украина: С. против Т., а остальным лениво
Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).