Во вторник Верховная Рада Украины наконец-то проголосовала за Юлию Тимошенко в качестве премьера. То есть, нашлось 226 голосов от коалиции. В Раде – 450 человек, так что это минимум плюс один голос. Говорить о том, как подобный расклад скажется на дальнейшем функционировании парламента – неуместно, дальше могут возникнуть разные варианты, а ключевыми для факта наличия коалиции были голосования по спикеру Яценюку (225) и за премьера. Ситуация, иными словами, там навсегда ситуационная. По этой причине оценивать ее следует никак не в рамках того, что именно данное правительство собирается делать, а конкретнее и человечней. Например, в каком настроении Тимошенко начнет свою деятельность?
Победа, конечно, победой, но за то время, пока ее утверждали, все плохое, что могло произойти – произошло. Два с половиной месяца утверждали, повозив на славу. Причем, сама процедура ее окончательного утверждения депутатами выглядела уже как чистое искусство. Ну в самом деле: спикер называет фамилию депутата, тот встает и говорит "да". Разве что без пионерского салюта обошлось. Впрочем, поправка: в последний момент решили все-таки не вставать.
До голосования было не многим лучше. С Тимошенко как-то неделикатно обходились, даже члены коалиции. Если уж Ющенко накануне заявлял о том, что за нее надо голосовать потому, что была такая договоренность: вовсе не потому, что такой премьер сейчас нужен стране – куда ей рассчитывать на его поддержку?
Так что не удивительно, что ко вторнику Тимошенко позабыла все свои призывы к сотрудничеству с оппозицией. Перед голосованием она уже конкретно обличала вражеские происки, сообщив, что некие неизвестные "и ночью, и днем, и утром делают все для того, чтобы не было 2-3 голосов при голосовании". Ну, а тут-то ее ожидания и были обломаны 226 голосами. Придется быть премьером – деваться-то ей было некуда, хотя в премьеры ей идти, похоже, уже не хотелось. То есть, с точки зрения личной – хотелось, но ведь с точек зрения тактической и стратегической – явная ловушка.
Так что подозрительность и будет основой ее деятельности. Что поделаешь, сама себе нарисовала, что кругом враги, а одна она - светоч украинского народа. Надо соответствовать. Большая часть ее деятельности будет состоять в борьбе с врагами (тут уже как обычно в адрес "януковичей" произнесено: "рано или поздно ваша банда ответит за все, что сделала"). Вторая часть – продолжению пропаганды в рамках подготовки к президентским выборам, а небольшая оставшаяся - собственно работе.
В третьей части имеются проблемы. Обещания, которые она раздавала перед выборами и позже, реализовать невозможно (вроде введения контрактной армии через две недели, с 1 января). Один вариант – списать все на счет врагов, но пока держится: как и обещала, тут же подтвердила, что берется вернуть долги СССР украинским вкладчикам сберкасс. Притом, что бюджет надо срочно пересматривать, поскольку газ теперь – не $130, а уже $179,50. По поводу этой цены у нее, разумеется, тоже есть идеи – "Газпром" замер в нетерпеливом ожидании.
Словом, она уже отпозиционировала себя как чисто политиканствующего премьера. С чем конкретным она столкнется? Правительству будет плохо. Растут цены на энергоносители, в сложном состоянии ЖКХ (то есть он просто сыплется), беда с бюджетом на 2008-ой (уже конец декабря 2007-го, а его еще надо корректировать). Инфляция за 11 месяцев составила 14,2%, по итогам года может достигнуть 16%. Прирост потребительских цен в октябре является худшим результатом с июня 2000 года (водка на 15% подрожала!), а тут еще и газ – инфляция такие истории очень любит. Не говоря о том, что Тимошенко категорически намерена увеличить социальные расходы. Один выход – ревальвировать гривню и, вроде, она уже про это сказала. По одной версии она хочет убедить Нацбанк отойти от стабильного курса и проводить операции в коридоре 4,95-5,25 грн/$, по другой - заставить опустить курс до 4,9.
А еще есть такая радость, как подготовка Евро-2012. Причем, Тимошенко же не болельщик. Остались бы донецкие – они б еще ладно, а Тимошенко-то это за что? А там ничего совершенно еще не делалось, даже какую-то незаконную пристройку к "Олимпийскому" полгода ликвидировать не могут.
Ситуация невеселая, так ведь Тимошенко еще и начнет с того, что сломает "газовые отношения" с Россией, зато она снова выстраивает климат отношений в Кабмине. Сначала созвала первое заседание после утверждение на 8 утра 19 декабря, а потом смягчилась и перенесла на 3 дня. В прошлый раз она тоже эти отношения выстраивала – водила министров на коньках кататься. В общем, человечность рулит: "Золотая коса вокруг головы, белое платье, цвет чистоты, который она выбрала для своего последнего политического сражения, сладкая улыбка на губах, покрытых розовой помадой, и неудержимая радость в глазах, как у девушки на первом балу: вчера в зале ВР Тимошенко не скрывала своего ликования в связи с возвращением в кресло премьера". Хороши они будут с Зубковым на переговорах.
Что до состава Кабмина, то о концепции тут говорить нельзя никак, ибо формировался он по тому же человеческому принципу, то есть на основе дележа квот между "Нашей Украиной", "Народной самообороной" (в сумме – НУНС) и БЮТ. При этом, Ющенко, само собой, использовал ситуацию, чтобы вставлять туда своих людей. Дело разумное, но вызвало изрядное недовольство "самообороны". Те, впрочем, предпочли на самого президента не крыситься и списывают все на главу Секретариата Балогу. Взбрыкнуть они могут в любой момент, их в БЮТ ждут.
Но осложнения в НУНС возникали не только со стороны НС, но и НУ. Так, еще перед голосованием по кандидатуре Тимошенко Ехануров заявил, что совершенно не готов голосовать за нее, поскольку не согласована квота министров от НУНС. В итоге Ехануров Тимошенко поддержал. Потому что после его заявления ему позвонил президент и, значит, лично уговорил. Мало того, после своего кандидатского выступления перед Радой с Ехануровым долго общалась и Тимошенко. Говорят, что и ей удалось уговорить Еханурова. Человечность отношений превыше всего.
Причем, вряд ли тут имелся в виду конкретный пост. Скорее, Еханурова интересовали отношения с президентом. В конце прошлой недели политологи утверждали, что ни в БЮТ, ни в НУНС так и не поняли, устраивает премьерство Тимошенко президента или как. То есть, скорее всего, и сам он пока этого еще не понял. Остается неразрешенным и конфликт фракции НУНС с тем же президентским секретариатом, а эта тема прямо связана с фигурой Еханурова. Понятно, что речь о том, в какой мере президент намерен использовать фракцию для проведения собственных интересов. Судя по характеру общения В.Ющенко с Луценко и Кириленко (номинальные лидеры блока) по поводу министерских квот, президент и совершенно рассчитывает распоряжаться фракцией НУНС на свое усмотрение. Разумеется, в этом случае и ему, и секретариату поддержка того же Еханурова не помешает. Он выглядит вполне "тяжеловесным" политиком, чтобы наклонять НУНС (а то и Кабмин) в интересах президента. Но и должность, между тем, он себе отгрыз, неожиданно став министром обороны – вместо вполне респектабельного и куда как пропрезидентского Гриценко. Тому, наверное, отдадут в качестве компенсации СНБО. Выходит так, что судьба коалиции и Кабмина находится в определенной зависимости от процессов внутри не самой большой фракции Рады.
Но концепции нет и в бютовской части списка министров. Сергей Рахманин еще накануне голосования с полным сочувствием пересказывал в "Зеркале недели" такую историю: "Кто-то из политиков, взглянув на перечень возможных вице-премьеров (Турчинов, Винский, Немыря) задал не лишенный логики вопрос: "Она формируют Кабинет или же избирательный штаб?"". Вот да, проповедник Турчинов как вице-премьер, это мило, не говоря уже о министре транспорта и связи Винском. В МИД – вернуть Огрызко, чтобы Россия вздрогнула, в МДВ - Луценко, чтобы олигархи вздрогнули еще раз, ну а в министры финансов Пинзеника, потому что не знает Тимошенко других финансистов, кроме него.
Это все к тому, что дальнейшие процессы следует рассматривать в той рамке, в какой все они оформились, а рамка – кадрово-персональная. В поисках системности остается исследовать оппозицию.
С ней все хорошо, даже очень хорошо. Что касается ресурсов для влияния на власть, то их полно. Ну да, уход из исполнительной власти закрыл некоторые возможности ньюсмейкинга, зато появились другие. Места в президиуме Рады и должности руководителей комитетов позволяют не только участвовать в законодательном процессе, но и постоянного маячить в СМИ. Было бы желание. Критикуй на здоровье власть, профиль парламентских комитетов позволяет оппонировать Кабмину практически по всем линиям его работы. Причем, гнобить власть можно с заранее подготовленных и с самых выигрышных позиций. Если только их разработать. Мало того, нужны люди, которые в состоянии эти позиции представлять. А это кто? Чорновил с Шуфричем?
Так что надо что-то делать с кадровой политикой, причем и тут, вроде, все складывается гармонично - время, когда партия в оппозиции, самой природой предназначено для этих занятий.
Мало того, политическая ситуация складывается так, что никакой другой оппозиции "оранжевым" – ни Тимошенко, ни Ющенко - практически нет. К тому же "регионы" – крупнейшая партия в Раде, это не российский вариант с 7% и фиктивным присутствием в парламенте. У большинства минимальный перевес, у "Регионов" - возможность блокирования конституционных изменений, о которых перед выборами только и говорил президент. Да еще и недоверие между НУНС и БЮТ никуда не денется. Сложно быть властью при такой структуре парламента. Распределение сил в нем будто специально создано для того, чтобы главной оказались оппозиция. В общем, "регионалам" надо выучить наизусть статью Мустафина в том же "ЗН". Он там все им расписал, как себя вести.
А в жизни все просто: либо новые исполнители для новых ролей, либо старые быстро входят в новую роль. Но что-то пока сложно представить себе В.Януковича с многозначительным величием всего его облика в качестве резвого оппозиционера.