будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Мир

Право быть онлайн

Право быть онлайн
www
Иллюстрация: SXC

По версии ООН, ограничение доступа в сеть является нарушением прав человека. В список попали и вполне демократические страны с жестким антипиратским законодательством. Интересанты ограничений понятны: киномагнаты и диктаторы. Перспективы у запретов крайне плохие, хотя и по разным причинам.

Организация Объединенных Наций выступила с заявлением о том, что отключение кого бы то ни было от интернета является нарушением прав человека и противоречит международному праву.

По мнению экспертов ООН, полноценное существование человека XXI века без использования веб-сервисов невозможно. Заодно ООН осудила блокировку веб-доступа, практикуемую властями разных государств в ходе подавления политических выступлений. Эксперты отметили, что ограничение сетевой активности возведено рядом стран в ранг государственной политики.

Особой критике подверглись власти Франции и Великобритании. Там уже приняты законы, по которым пользователи, уличенные в нарушении авторских прав, должны отлучаться от интернета. Критике в этом отношении подверглись также Швеция и США. В России такие драконовские меры пока не применялись. Также ООН напомнила об уголовном преследовании основателя Wikileaks Джулана Ассанжа, опубликовавшего конфиденциальную переписку американских чиновников.

Право на доступ к информации (свобода СМИ) и свобода информации (свобода слова) — базовые политические права человека. В этом смысле подход ООН понятен. Сегодня одним из наиболее распространенных, если не самым распространенным, способов получения информации является интернет. В январе этого года общее число пользователей в мире достигло отметки в 2 миллиарда человек. В России число пользователей достигло 60 миллионов и продолжает увеличиваться.

Иллюстрация: CLUC, Flickr.com

Иллюстрация: CLUC, Flickr.com

Не всякая информация одинаково полезна. Многие государства принимают законы об ограничении доступа к сайтам вредного содержания — порнографическим, экстремистским, пропагандирующим употребление наркотиков и так далее. Однако контроль за сетью с целью подавления инакомыслия или для воспрепятствования обмену информацией к таким специфическим сферам не относятся.

Эксперты ООН правы в том смысле, что никакой разницы между ограничением на обмен пиратскими фильмами и на обмен критическими мнениями относительно действующей власти не существует. Общественный вред от обеих операций, как минимум, не очевиден, а общественного осуждения таковых деяний, как правило, не обнаруживается. Поэтому пользователи сети ухитряются большинство запретов обходить.

Таким образом, имеет место волюнтаризм отдельных национальных правительств.

В случае с защитой авторских прав правительства очевидно идут на поводу у лобби индустрии развлечений, которая более других страдает от передачи контрафактных данных по сети. Ими движет жажда монополии на распространение продукта.

Иного рода жажда монополии у правительств, закрывающих отдельные сервисы в сети из-за опасения утраты контроля над населением. Ими движет боязнь потери власти по причине потери монополии на информацию. Каковая монополия мыслится представителям не самых демократичных режимов основой незыблемости власти. Появление интернета им объективно угрожает.

Иное дело, что ООН на сегодняшний день является не самой дееспособной организацией для борьбы за какие-либо светлые идеалы. По причине утраты собственной дееспособности.

Поэтому и производителям фильмов, и разнообразным диктаторам и авторитарным правителям беспокоиться по поводу ООН особенно нечего. И можно вводить ограничения на доступ к интернету в своих узко корпоративных целях.

Право на информацию — вещь эфемерная, а деньги и власть — вполне конкретные материи.

Однако и тем, и другим есть чего страшиться. В Европе почти повсеместно множатся пиратские партии, кое-где они уже добивались ощутимых успехов на выборах. Если (а скорее даже «как только») общественное неприятие карательного антипиратского законодательства превысит некий порог, они вполне могут стать парламентскими и даже правящими, например, в составе левых коалиций. Тогда ограничения сильно изменятся, без всякого вмешательства ООН.

Что касается авторитарных режимов, то все мы видели, как падают «вечные» и «горячо любимые» вожди. Тунис, Египет и Ливию не спасли никакие ограничения свободы информации.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).