Сегодня в Троице-Сергиевой Лавре открывается расширенное заседание Богословской Комиссии Русской Православной Церкви, посвященное «проблеме ИНН». В прессе пишут, ни много ни мало, об угрозе раскола в Церкви, всерьез проводят аналогии с расколом XVII века. Реален ли раскол? Как вообще получилось, что «проблема ИНН» приобрела такой размах?
Почти год назад Синод был вынужден принять специальное заявление по несколько неожиданной теме - штрих-коды и только вводимый тогда ИНН. Постановление выглядело странным и противоречивым: Синод довел до сведения власти опасения части православных, что эти новшества (штрих-код, правда, и в России уже не нов) v суть происки Антихриста, и одновременно этой самой части верующих было разъяснено, что никаких происков и угрозы для спасения души тут нет. Неудивительно, что разгоревшиеся страсти такое заявление не успокоило.
В последние месяцы кампания «за право жить без ИНН» неуклонно расширяется. Есть уже и общественное движение с таким названием. Православные СМИ обсуждают эту тему практически в каждом номере, да уже и не только православные. В Государственной Думе 23 января проводился официальный круглый стол «Глобализация: личные коды как проблема мировоззренческого выбора современного человека».
Как и год назад, представители Патриархии и сам Алексий II, высказали уже свое решительное несогласие с участниками движения и одновременно провели целый ряд переговоров с налоговым ведомством с целью добиться неких символических уступок v заменить «заявление» на «анкету», изменить само наименование ИНН и т.д. И вот теперь v попытка решить все противоречия на Богословской комиссии с привлечением одновременно и известных старцев, и светских экспертов.
У нынешней кампании против ИНН есть странная особенность: те, кто выступал застрельщиками в прошлом году, теперь фактически перешли на другую сторону. В первую очередь здесь надо назвать настоятеля московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), ставшего широко известным вне Церкви благодаря слухам о том, что он v духовник президента Путина. Слухи эти явно беспочвенны: ну не настолько наш президент православный, чтобы иметь духовника. Но ведь и малозначимую фигуру на роль «виртуального духовника» не выдвинут. Так оно и есть: Сретенский монастырь v крупнейший, наверное, идеологический и издательский центр в РПЦ.
Так вот, архимандрит (а тогда еще игумен) Тихон несколько лет вел пропагандистскую кампанию против штрих-кодов, убеждая всех, что в них заложено «число зверя» v 666. (Он как-то написал даже, что число 666 лежит в основе компьютерного счисления). Заодно много писали об опыте борьбы с индивидуальными номерами и магнитными полосками в паспортах, которую вело консервативное крыло Православной Церкви в Греции, а потом на Украине. На публикациях Сретенского монастыря, можно сказать, выросло все нынешнее церковное движение против ИНН. И вот теперь архимандрит Тихон сам обвиняет участников движения в чрезмерном увлечении символикой.
Против ИНН выступают два отчасти связанных круга людей. Первый v политизированные группы более или менее православной ориентации: от радикальных ортодоксов из Союза «Христианское возрождение» и Союза православных хоругвеносцев до газеты «Завтра», возглавляемой эзотериком-любителем Прохановым, и от христианско-демократического «медведя» Александра Чуева до РНЕ. Другой круг v часть черного и отчасти белого духовенства, ориентирующиеся на некоторых авторитетных старцев. Здесь первую скрипку играет духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Рафаил (Берестов), но часто ссылаются также на духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) и некоторых других. Впрочем, если посмотреть на аргументацию разных борцов с ИНН, она окажется на удивление однородной, что и означает достаточно высокий уровень единства оснований и целей в столь разнородном движении.
Сразу скажем, что единственный вполне разумный аргумент против единой базы данных налогового учета (для чего, собственно, и нужен ИНН) v а именно ее практически неизбежная доступность бандитам v почти не упоминается. В ходу другие аргументы.
Во-первых, злосчастные три шестерки в штрих-коде (видимые там лишь вследствие своего рода оптического обмана). Во-вторых, подмена православного имени неким номером (который появляется в базе МНС с рождения и не уничтожается даже после смерти), что рассматривается как свидетельство наступающего Апокалипсиса. В-третьих, тотальная нумерация есть путь к тотальному контролю, причем - ввиду универсальности цифровых кодов - и к контролю со стороны Запада, то есть «нового мирового порядка» или, проще говоря, Антихриста.
При таком взгляде на вещи, действительно, необходимо всеми силами противиться ИНН. И описанная схема v отнюдь не упрощение и тем более не преувеличение. Более радикальное крыло борцов с ИНН выражается гораздо конкретнее. Например, так: «Идея навязывания ИНН (кодов) для тотального контроля извне за населением России родилась как результат согласованных усилий специальных служб США, членов сатанинских организаций и международных сионистских финансовых групп». Там же v на сервере весьма популярной в «православно-патриотических» кругах газеты «Русский вестник» - можно прочесть, что после введения «кодов» НАТО получит возможность «применить свое самое мощное информационное оружие - систему атак на экономику страны через компьютерные сети».
Борцы с ИНН сами увязывают свои псевдомистические построения с чисто политическими позициями: царство Антихриста приходит с Запада в процессе глобализации. Православный русский народ просто обязан противостоять всему, что связано с Западом, и любым шагам в сторону этой самой глобализации. (Напрашивающееся сравнение с левым антиглобализмом мы тут проводить не будем.) Собственно говоря, православные фундаменталисты, составляющие костяк движения, и без всякого ИНН стоят именно на таких позициях, так что введение ИНН v просто прекрасный повод для широкой идеологической кампании. (Наверное, стоит отметить, что соображения уклонения от налогов здесь ни при чем: ради этого готовы отказываться от ИНН только мелкие предприниматели, но не церковные структуры, не монахи и не представители «православно-патриотической» общественности, в основном - довольно скромно живущие.)
Богословские аргументы против фундаментализма не работают (популярного богослова диакона Андрея Кураева уже обвинили в «иудеохристианстве»). А петербургское отделение движения «За право жить без ИНН» в своем обращении к Богословской комиссии честно написало, что бедные люди не в силах вникать в богословские тонкости и «нуждаются в защите их реальных, а не идеализируемых, духовных потребностей». Т.е., если богословы с ними и не согласны, они все равно обязаны встать на их сторону.
Итак, сложилась очень странная ситуация. С одной стороны, активные пропагандисты против ИНН отошли от кампании и даже, как архимандрит Тихон, активнейшим образом выступают за ее прекращение. С другой же стороны, сами участники кампании чувствуют себя вправе обращаться к священноначалию с требованием отказаться от своих заявлений и присоединиться к борьбе. Такое, на самом деле, может происходить в случае, когда между двумя сторонами нет разногласий в принципах, а только в планах действий.
На протяжении уже двух лет Патриарх Алексий II и глава ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) выступают устно и письменно с обоснованием той мысли, что мир должен сохранить свое культурное, религиозное и мировоззренческое многообразие, что распространение либеральной западной цивилизации должно быть заторможено, что общество должно признавать не только «общечеловеческие ценности» и нормы права, но и истины веры, которых придерживаются «традиционные религии».
Все это, конечно, очень далеко от агрессивной ксенофобии и эсхатологических спекуляций наших фундаменталистов, но в как раз в том, что в России надо больше придавать значение нормам православия, чем светским (по сути, западным, глобальным) нормам, согласны и Патриархия, и оппозиционные ей маргиналы. Просто Патриархия не может, в отличие от маргиналов, настаивать на своей позиции во что бы то ни стало: она вынуждена искать компромисс с более сильными партнерами v светским обществом и государством.
Патриархия и рада бы не соглашаться на такие шаги в сторону глобализации, как единый компьютерный учет, но не считает это столь важным, чтобы всерьез конфликтовать с государством. С другой стороны, хотя постоянные члены Синода не разделяют суеверий фундаменталистов насчет штрих-кодов и ИНН, игнорировать тот факт, что большая часть их паствы крайне суеверна, синодалы тоже не могут. Вот Патриарх и ведет время от времени какие-то переговоры с налоговиками v то о переименовании ИНН, то еще о чем-то в том же духе.
Еще более распространены антиглобалистские настроения, точнее, неприятие всего западного и имеющего отношение к модернизации, среди епископата. Епископат РПЦ крайне дисциплинирован и ни один архиерей не примкнул к движению против ИНН, но о том, что «внедрение всех этих новшеств осуществляется в рамках построения нового мирового порядка», некоторые из них не забывают напомнить той самой пастве, которую уговаривают не выступать против воли государства и Патриарха.
Что уж говорить о монастырях и о политизированной части православной общественности. Хотя Синод уже высказал свое мнение, часть монашествующих, прямо нарушая церковную дисциплину, собирает подписи под обращениями против ИНН. Есть среди подписавшихся и настоятели монастырей. Те же, кто к движению не примкнул, высказываются v вслед за авторитетным старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) v в том духе, что глобализации противостоять, конечно, надо, но ИНН v все-таки не печать Антихриста, а следовательно, нет никаких оснований провоцировать раскол, «уходить в леса» (а есть и такие призывы) и бросать страну и Церковь. Наиболее политизированные, как главные редактора газеты «Русь Православная» Константин Душенов и сервера «Русская линия» Сергей Григорьев, не забывают и том, что необходимо продолжать оказывать поддержку президенту Путину.
Полемика ведется очень эмоционально и действительно создает видимость угрозы раскола. К тому же расколом сознательно пугают те, кто стремится охладить пыл участников «джихада ИНН» (по выражению С. Григорьева), но, похоже, накал страстей оттого только возрастает. Сами борцы с ИНН категорически отвергают обвинения в раскольничестве (действительно, хотя и есть уже случаи отказа от причастия по причине того, что причастник или, напротив, священник принял ИНН, это все-таки еще далеко не раскол), но утверждают, что до раскола могут довести репрессии со стороны Патриархии, то есть используют тот же пиарный прием (для Церкви слово «раскол» звучит гораздо серьезнее, чем для политической партии).
Но раскола не будет. Просто потому, что в нем не заинтересована ни та, ни другая сторона. Кстати, и большинство борцов с ИНН не забывает о необходимости крепить единство с «президентом-патриотом», все еще надеясь переубедить то ли его лично, то ли государство в целом.
На Богословской комиссии, как и на годичной давности заседании Синода, наверняка не будет принято никаких радикальных решений. Там, скорее всего, не будет даже острых дискуссий, так как на заседании не будет активных борцов с ИНН: архимандрит Кирилл (Павлов), хоть и против ИНН, и сам его отказался принимать, но ни слова против Патриарха не сказал и не скажет. Опять все согласятся, что «верующие опасаются», опять решат, что опасаются зря. Наверное, осудят тех, кто не повинуется священноначалию и толкает Церковь к расколу. И полемика продолжится.
Патриархия и лично Алексий II просто не обладают достаточным авторитетом среди фундаменталистски ориентированной части своей паствы, чтобы пресечь «джихад ИНН». Фундаменталистская волна поднимается в Церкви все выше и пока не видно, что могло бы ее остановить. Но в данном случае у Патриархии и ее сторонников просто нет достаточных аргументов: если все согласны, что глобализации надо противостоять, то выигрышнее выглядит позиция тех, кто готов делать это «здесь и сейчас».
Государство, видимо, пока не вникло в проблему, но скоро оно с ней столкнется в полном объеме. На Украине и в Белоруссии, между прочим, уже заторможен ввод паспортов нового образца v именно из-за магнитных полосок и прочих деталей, напоминающих фундаменталистам о шенгенском паспорте v символе глобализации. 15 февраля борцы с ИНН митинговали у Думы: на этот день было назначено рассмотрение законопроекта о новых паспортах. А в этом законопроекте фигурируют такие «оскорбляющие религиозные чувства» понятия, как «машиносчитываемая запись» и «личный код гражданина». 15-го до этого законопроекта, на самом деле, не добрались, но и отзывать его никто не собирается.
Паспорт v это нечто гораздо более наглядное, чем ИНН, и вызовет он гораздо большую волну протеста. Тем более что пример Греции, Украины и Белоруссии уже имеется. Что будет делать Патриархия? Идти на конфликт с государством, естественно, не хочется. К тому же бурная и непонятная для большинства кампания против такой нейтральной вещи, как паспорта, будет неприязненно воспринята обществом, и высокий рейтинг доверия, которым так гордится РПЦ, может оказаться поколеблен. С другой стороны, напор фундаменталистов будет еще сильнее, чем сейчас, и Патриархия вряд ли сможет его выдержать, что она продемонстрировала уже в истории с канонизацией царской семьи.
Так что нынешний размах «джихада ИНН» в какой-то степени даже выгоден Патриархии: можно запугать им государство и заставить отказаться от гораздо более конфликтогенных планов замены паспортов. Но неверно делать из этого вывод, что Патриархия сама раздувает пожар v энтузиастов хватает и так. И пока непонятно, чем закончится и на каких позициях закрепится нынешняя волна фундаменталистского протеста.