К берегам Соединенных Штатов приближаются танкеры, перевозящие более 50 млн баррелей саудовской нефти — более половины суточного мирового производства. К западному побережью, где свободные резервы составляют примерно 5 млн барр., следуют 7 млн, а к побережью Мексиканского залива, где расположен основной пояс американской нефтепереработки, направляется порядка 30 танкеров с дедвейтом более 45 млн баррелей. На восточном побережье ситуация немногим лучше.
Рекордные объемы поставок саудовской нефти могут обрушить американский рынок и аннулировать усилия администрации США по стабилизации сланцевой отрасли. Повторится недавняя ситуация, когда на биржах за нефть доплачивали — из-за того, что не было свободных хранилищ.
Складывающаяся по обеим берегам США ситуация с саудовской нефтью, прямое следствие политики Вашингтона и Эр-Рияда, указывает в своей колонке в «Известиях» Леонид Крутаков.
«Вашингтон создал современный механизм ценообразования на нефтяном рынке планеты, где решающим фактором являются не инвестпрограммы производителей или интересы покупателей, а финансовая маржа биржевых спекулянтов и посредников. Эр-Рияд, используя этот механизм, многократно извлекал (не без согласия и участия США) сверхприбыль, играя самыми большими в мире объемами продаж. И вот она расплата. Сначала Саудовская Аравия качнула до рекордных (почти 10 млн. барр) объемов свой экспорт, обвалив рынки. А потом биржевые спекулянты впервые в истории рынка сыграли на фьючерсах WTI в минус (-40 $/б). Сформировался огромный разрыв между ценой сегодняшней и ценой завтрашней (контанго)», — указывает эксперт.
Ситуация на рынках сделала выгодной простой маневр: обрушение цен на нефть, скупка этого сырья и его перепродажа через короткое время. «Но обвал фьючерсов поставил на грань банкротства сланцевую отрасль США. Моментально последовал окрик из Белого дома и нефтяное королевство взяло под козырек. Сначала Эр-Рияд пошел на общую сделку в рамках ОПЕК+, а потом объявил о дополнительном сокращении добычи в одностороннем (добровольно-принудительном) порядке еще на 1 млн. барр. Цены пошли вверх», — пишет Крутаков.
Однако цены на фрахт танкеров выросли в десятки раз (до $300 тыс. в день), из-за чего саудиты несут колоссальные убытки — им сейчас выгодно избавиться от нефти по любой цене, хоть бесплатно, лишь бы не оплачивать фрахт.
«Чтобы снизить убыток, надо вновь резко сыграть в минус на фьючерсах, но этого не могут позволить США. Либо резко поднять реальные цены уже сегодня, чего не позволяет сделать избыток нефти на рынке (в том числе саудовская нефтяная армада). Не хотелось бы сводить анализ ситуации к банальной истине и балагану, но есть очень хорошая русская поговорка. За что боролись, на то и напоролись…», — завершает свою колонку Леонид Крутаков.