будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Мир

Прокуроры приплыли; суд присяжных, наконец, приехал

Бывший сочинский прокурор Устинов не случайно набросился на Кремль, выступая перед депутатами - в судебно-правовой реформе наступает промежуточная ясность. Дмитрий Козак, выступая перед фракцией "Единство", перечислил основные положения судебного пакета, который будет внесен в Думу, как только Козак встретится со всеми фракциями. Дума еще сможет деформировать пакет, однако прокуратуру в любом случае ожидает ослабление: полностью раскрыв карты, Кремль уже не может сильно подавать назад. Истерические моветоны Устинова и его людей Козак уже называет не иначе как "профессиональной деформацией". Обвинения в меркантильном желании избавиться от независимой прокуратуры Козак парировал четко выраженным тезисом о том, что политическая организация Генпрокуратура сама не раз поддерживала Мамая, от которого так хочет защищать. Тем самым Козак признает, что судебно-правовая реформа является также и политической. Козак стал первым высшим кремлевским чиновником, ясно и коротко определившим права человека и гражданские свободы как первую цель реформы. И, пожалуй, никто из таких лиц до сих пор не выступал с заявлениями, что российская Конституция фактически не работает.

Предлагаемый Кремлем судебный пакет - это 8 блоков поправок к соответствующим законам, суть многих их которых уже известна по недавним дискуссиям. И все же тезисы первого документа - проекта программы развития судебной системы до 2006 года - пока фигурировали лишь в намеках и гипотезах. Итак, Козак предлагает довести зарплату судьям до докризисного уровня, то есть в среднем до 1000 долларов в месяц. В 2002 году суды присяжных должны начать работу во всех регионах. Козак говорит, что это будет стоить недорого - 111 млн рублей. Персональный состав судов общей юрисдикции должен быть увеличен на 9000 человек, для того, чтобы с 1 января 2004 года можно было передать судам от прокуроров санкции на обыски и аресты (эта норма - с четкой датой - предлагается отдельной поправкой в УПК; Козак ссылается на Минфин и утверждает, что к 2004 году аппарат будет налажен; напомним, именно эти поправки внес и отозвал Путин в январе). Также по всей стране должны начать работу мировые суды. Отдельно будет решаться проблема судейских зданий.

Блок поправок в закон о статусе судей касается известных тем о сроках полномочий и реализации ответственности. Козак фиксирует конкурсный отбор судей, изменения порядка формирования квалификационных коллегий: на одну треть они должны состоять из "внешних" ученых юристов, причем один член коллегии представляет президента (потому что судей назначает президент). Предельный судейский возраст, как и заявлялось, предлагается 65 лет - Козак кивает в сторону Европы и всех высших чиновников. При этом полномочия высшей судебной администрации - председателей Верховных судов и их заместителей - предлагается ограничить 6 годами, а полномочия районных председателей - 4. Категорическую неприкосновенность должен сменить особый порядок привлечения судей к уголовной и административной ответственности - такую санкцию будет давать коллегия из 3 судей вышестоящего суда.

Суть важнейших поправок в кодексы - Гражданский, Арбитражный, Уголовный - тоже известна. Именно они стали основной причиной прокурорского бунта. Прокурорам предлагается осуществлять надзорные функции только в делах с участием государства и ни в коем случае не поддерживать одну из частных сторон в конфликтах, полностью ликвидировать прокурорский протест как таковой. (Отчасти эти нормы уже реализованы в первом чтении АПК). В УПК для обеспечения равенства государства и личности предлагается упразднить дополнительное расследование (в том числе, естественно, и известное в связи с Пасько дорасследование после объявления приговора), ограничив его только кратким судебным перерывом для дополнительной экспертизы. Также в УПК Козак предлагает разделить расследование, надзор за ним, оперативно-розыскную деятельность и следствие на четыре самостоятельные функции (все это сейчас, говорит Козак, "в одних руках", а так "придется покупать уже четыре организации").

Отдельным пунктом стоит разведение прокуратуры и следственного комитета, против которого также изо всех сил и, не исключено, с успехом бьются люди Устинова. Через день после того, как Устинов заявил со ссылкой на Путина, что следственный комитет окончательно решено не выделять, Козак сообщил, что вопрос о создании Федеральной службы расследований изучается, и Путин только отправил его на согласование. Как говорит Козак, к 10 мая Кремль ждет рецензий от правоохранительных органов на местах. Согласование, не исключено, имеет отношение ко всем функциональным разделениям, касающимся обвинения и следствия, дознания и розыска. Из понятных и важных вещей в ГПК и АПК также предлагается разграничить полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции (нашумевшая в связи с Гусинским тема), изъять норму о примирении сторон во время процесса как "очень опасную норму", способствующую влиянию на стороны. (В связи с этим, любопытно, что группа Мизулиной намеревается включить в УПК норму о судебной "сделке".)

Еще один блок поправок касается реализации решений Конституционного суда - закон, признанный неконституционным, правительство обязано внести в Думу в течение трех месяцев в исправленном варианте, и, в случае отклонения Думой, в течение месяца представить новый вариант, и так до бесконечности. То же касается и региональных законов, с той разницей, что неудовлетворение конституционного требования в соответствии с положениями федеративной реформы может повлечь отстранение губернатора и роспуск парламента. Остальные поправки в законы об адвокатуре, о судебных приставах, предложенный Козаком проект ограничения депутатской неприкосновенности на общем фоне выглядят не столь внушительно.

Возможный крупный минус кремлевского судебного проекта - в том, что основной бой будет фактически перенесен на осень, когда за победу в сложной бюджетной интриге Кремль будет готов отдать многое, при этом это время Генпрокуратура проведет активно, а воды утечет много. В борьбе за следственный комитет Козак, видимо, еще далек от успеха. Почти все вышеописанное в виде конспекта президент рассказал и правым, судя по их репликам, после встречи, и правые обвинили президента в непоследовательном либерализме. Очевидно, что группа Крашенинникова-Похмелкина продолжит борьбу, в том числе и с Козаком, за усиление либерального вектора. Готовность Кремля провести через Думу основные указанные меры и реально ограничить силу деформированной прокуратуры сегодня, после внушительной победы над Гусинским, сомнений не вызывает. Но и не означает силовой контрреволюции.

(МФ)

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).