будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

Прощание с Грузией

Прощание с Грузией
98_mark_big[1].gif

18 августа 2009 года де-юре завершился процесс выхода Грузии из Содружества независимых государств (СНГ). Начало ему было положено в последний день прошлогодней «пятидневной войны». 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что его страна не будет оставаться в одной организации с «оккупантами». По мнению грузинского лидера, выход из СНГ означает для Грузии окончательный разрыв с советским прошлым: «После того, как будет оформлено решение о выходе из СНГ, мы помашем рукой Советскому Союзу. Несколько лет назад Владимир Путин сказал, что развал СССР - это ошибка ХХ века, а мы так не считаем, мы никогда не вернемся во времена СССР». Через два дня национальный парламент единогласно (117 голосами) принял решение о начале процедуры выхода из СНГ, а 18 августа Исполком Содружества был уведомлен об этом решении нотой грузинского МИДа.

В соответствии со статьей 9 первого раздела Устава СНГ, государство вправе покинуть Содружество в одностороннем порядке. Для этого оно должно уведомить организационные структуры СНГ за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в Содружестве, сохраняются до их полного выполнения. Таким образом, выход Грузии из СНГ вовсе не означает полного выхода из всех 598 документов, которые подписал официальный Тбилиси за все годы пребывания в рядах Содружества. Однако из основополагающих договоров, таких как «Соглашение о создании СНГ» (принято 8 декабря 1991 года), Устав СНГ (принят 22 января 1993 года), «Договор о создании экономического союза СНГ» (заключен 24 сентября 1993 года) Грузия вышла. Просьба Грузии о выходе из Содружества была удовлетворена еще в октябре прошлого года в ходе заседания Совета министров стран-членов СНГ. Таким образом, 18 августа 2009 года истек срок, предоставленный для завершения всех необходимых формальностей.

Столь затянутая процедура была выработана в силу нескольких соображений. Во-первых, политические системы в республиках бывшего Советского Союза предельно персонифицированы. Следовательно, многие ключевые решения принимаются не на институциональной основе, а эмоционально. За год эмоции могут пройти, рациональные соображения возьмут верх, и то или иное решение может быть отменено или пересмотрено. Во-вторых, в случае изменения субъектов власти внутри той или иной республики может произойти существенная корректировка внешнеполитического курса. Подобного рода истории в постсоветских государствах не раз случались. Однако нынешний случай с Грузией и СНГ - особый сюжет в новейшей истории этого кавказского государства. Вне зависимости от отношения к персоне третьего грузинского президента и к его взаимоотношениям с оппозицией, стремление покинуть Содружество является на сегодняшний день предметом консенсуса для политического класса Грузии. Из дружного хора голосов (представляющих и власть, и оппозицию), говорящих о закономерности и правильности «развода» Грузии с СНГ, выделяются разве что несколько позиций. «На мой взгляд, не следовало так срочно принимать решение о выходе», - заявил второй президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. С его точки зрения, СНГ в целом поддерживал стремление его страны к сохранению территориальной целостности, а также предоставлял единые транспортные, технические (например, в вопросах авиационных перевозок), образовательные стандарты для бывших советских республик. Ему вторит дипломат, последний постоянный представитель Грузии при СНГ Зураб Хонелидзе: «Выход Грузии из Содружества только освободит Россию от многих обязательств, в том числе по признанию в рамках этой организации территориальной целостности Грузии. Мы могли еще использовать площадку СНГ, добиваясь чего-то полезного для нашей страны». Однако повторимся еще раз. Данные мнения (в особенности же позиция Эдуарда Шеварднадзе, приведшего Грузию в ряды СНГ) не определяют сегодня умонастроений грузинского политического и экспертного сообщества.

Сейчас в отношении к проблеме «Грузия и СНГ» в бывшей республике советского Закавказья доминируют два тезиса. Суть первого такова: Грузия не по своей воле вступила в Содружество, это решение было ей навязано извне, а потому в 2009 году происходит просто восстановление справедливости и естественного порядка вещей. Второй тезис увязывает выход Грузии из СНГ с судьбой всего Содружества в целом. По мнению многих грузинских экспертов и политиков, после уменьшения СНГ на одного члена данную организацию ожидает печальный конец. Выход кавказской республики из Содружества является прецедентом, который будет использован наиболее «проблемными» участниками этой организации, имеющими сложные взаимоотношения с Россией (Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Туркменистаном).

И хотя данные выводы не следует переоценивать, для них есть определенные основания. Напомним, что еще на Казанском саммите Содружества (26 августа 2005 года) Туркменистан заявил, что будет участвовать в СНГ в качестве «ассоциированного члена». Непростой является история взаимоотношений СНГ и Украины, поскольку эта страна так и не ратифицировала Устав СНГ (то есть в строгом формально-правовом смысле она не может считаться членом этой организации). И это только формальная сторона вопроса, не считая, мягко говоря, неоднозначных личных отношений российского тандема и украинского президента, а также широкого спектра вопросов (от пребывания Черноморского флота в Севастополе, статуса русского языка на Украине до «политической историографии»). Многое в отношении к СНГ в позиции Азербайджана будет определяться динамикой карабахского урегулирования, а потому и здесь нельзя исключать любых изменений, включая и «развод» с Содружеством.

Однако «грузинская история» в СНГ представляет собой не только и не столько прецедентный интерес (как паттерн для возможного повторения другими членами Содружества), сколько любопытный с экспертной точки зрения “case study” этнополитического самоопределения посткоммунистического государства на пространстве бывшего Советского Союза. В своем исследовании «Грузия после «революции роз»: геополитическое затруднение и последствия для политики США» известный шведский политолог Сванте Корнелл делает следующий вывод: «Начиная с периода «перестройки», Грузия была в наибольшей степени сориентирована на достижение независимости в бывшем Советском Союзе. В позднесоветский период у нее было сильнейшее стремление к самоопределению, в начале 1990-х гг. она была государством, непреклонно отвергающим членство в Содружестве независимых государств (СНГ). Позже она оставалась среди наиболее прозападных государств СНГ, демонстрируя североатлантические амбиции больше, чем другие постсоветские государства». Все это, по мнению Корнелла, сближает Грузию «не с соседними республиками или другими членами СНГ», а с тремя прибалтийскими республиками. Различие же между Грузией и странами Балтии, считает шведский ученый, в том, что Латвия, Литва и Эстония «смогли достичь своих целей только при устном и политическом неодобрении со стороны России, тогда как в Грузии Москва использовала намного больше силовых элементов для того, чтобы удержать эту страну от следования собственному пути». Данная позиция разделяется многими представителями европейского и американского экспертного и академического сообщества (включая и политологов «влияния»). Схожие прибалтийско-закавказские параллели выстраивали также такие известные специалисты, как Владимир Сокор, Зейно Баран, Стивен Бланк, Ариэль Коэн, Фредерик Старр, Стивен Джонс и многие другие, полагающие, что определяющим фактором в геополитическом позиционировании Грузии является ее демократический выбор и неприятие его имманентно «имперской Россией». Ради объективности следует сказать, что далеко не все эксперты в США и в Европе дают столь однозначную картинку постсоветской грузинской политики. Чарльз Кинг, Чарльз Капчан, Оксана Антоненко, Юджин Румер отмечают, что на поведение Грузии, как внутри страны, так и во внешней политике, серьезное влияние оказывали процессы формирования нации-государства (провоцировавшие конфликтность как с автономиями, так и с могущественным соседом – Россией).

В самом деле, в отличие от Белоруссии, Казахстана, республик Средней Азии или Украины Грузия не столько реагировала на распад СССР, сколько сама его продвигала. Армения и Азербайджан стоят особняком. Изначально оба соседа Грузии вели внутрисоюзный спор за юрисдикцию над Карабахом и перешли к антисоветской повестке дня только тогда, когда потеряли надежду заполучить центральную власть в свои безоговорочные союзники. Пойдя по пути «восстановления» своей государственности (то есть выстраивания политико-правовой преемственности с первым грузинским национальным государством - Грузинской Демократической Республикой образца 1918-1921 гг.), Грузия, естественно, стремилась к радикальному разрыву с любыми интеграционными проектами на территории бывшего Советского Союза. Именно поэтому 21 декабря 1991 года грузинской делегации не было при подписании Алма-Атинской Декларации, в которой закреплялись принципы и цели СНГ. В этом смысле Грузия действительно напоминала три прибалтийские республики. Однако дальше начинаются существенные различия. Начав «восстановление» своей государственности, Грузия упустила такие важные моменты, как границы и автономии в своем составе. То есть то, что было создано в советские годы, оказалось невозможно отменить одним росчерком пера. Стремление к игнорированию всего советского при выборе модели национального строительства привело в Грузии к «восстановлению» конфликтов, существовавших и в период «первого государства» в 1918-1921 годов. К разводу с Советским Союзом Грузия подошла, уже имея на своей территории два неразрешенных конфликта (грузино-абхазский и грузино-осетинский) с жертвами (события 1989 года в Абхазии и января 1991 года в Южной Осетии). И истоки этих конфликтов надо искать не столько в «имперской мести», сколько в неумении национальной элиты учесть права этнических меньшинств и радикальном этнонационализме этой самой элиты. К этому же добавлялось неумение соотносить национальные амбиции с экономическими и геополитическими реалиями.

Первым президентом независимой Грузии стал Звиад Гамсахурдиа, который сначала был избран на высший пост Верховным Советом республики 14 апреля, а затем победил на всеобщих выборах 26 мая 1991 года. Будучи радикальным этнонационалистом, проводником политики «Грузия – для грузин», ответственным за развязывание грузино-осетинского конфликта, Гамсахурдиа оказался крайне слабым и неэффективным администратором. Свое недолгое президентство он построил на идеологии «осажденной крепости», борьбы с «имперскими происками», что имело катастрофические последствия для экономики страны. По справедливому замечанию известных грузинских экономистов Владимира Папавы и Теймураза Беридзе, «остро негативное воздействие оказала на Грузию экономическая самоизоляция: весной 1991 года был взят курс экономического противостояния с Россией. В результате изолированной оказалась отнюдь не Россия, а сама Грузия. На период искусственного «блокадного» противостояния пришлась первая значительная волна разрыва существовавших в течение десятилетий экономических взаимосвязей Грузии с другими республиками бывшего СССР». В течение нескольких месяцев Гамсахурдиа умудрился поссориться с большей частью своих вчерашних соратников (Тенгиз Сигуа, Тенгиз Китовани). Применение же репрессий против своих оппонентов (Георгий Чантурия, Георгий Хаиндрава), разгон митинга 2 сентября 1991 года сделали действия оппозиции более радикальными и жесткими. Оппозиционные выступления и силовые действия властей осенью 1991 года привели к столкновениям между противоборствующими сторонами. Началась трехмесячная осада Дома правительства Грузии. 21 декабря 1991 (в день подписания Декларации в Алма-Ате) части грузинской Национальной Гвардии под предводительством Тенгиза Китовани подняли мятеж, впоследствии поддержанный вооруженными формированиями «Мхедриони» Джабы Иоселиани. 6 января 1992 Гамсахурдиа и члены правительства были вынуждены покинуть Грузию. Таким образом, «развод» с Советским Союзом сопровождался для Грузии не только этническими противоборствами, но и внутренним противостоянием, которое создало для этой страны серьезнейший комплекс отсутствия легитимности высшей государственной власти. До сих пор ни один президент этой страны, начиная с Звиада Гамсахурдиа, не передавал свой пост преемнику на основе правовых механизмов.

Именно этот контекст первых лет независимости (а не пресловутая «рука Москвы») заставил Грузию искать помощи в СНГ. Напомним также, что в начале 1990-х г. и страны Запада не проявляли к постсоветским республикам (и уж тем более к этническим конфликтам внутри них) большого интереса. Даже в 1996 году видный американский дипломат и аналитик Дэвид Марк в статье «Россия и новое Закавказье» (опубликована во влиятельном издании “Foreign Policy”) говорил о необходимости «осуществлять такую политику, которая укрепила бы стабильность всех режимов власти в Закавказье, не оспаривая очевидное доминирование России. И не принимая на себя политических обязательств (курсив наш - С.М.)». Таким образом, реального выбора для Грузии в тех условиях не было. Решение присоединиться к СНГ Эдуард Шеварднадзе (сменивший на высшем государственном посту Гамсахурдиа сначала в качестве председателя Госсовета, а потом спикера парламента) принял 8 октября 1993 года, когда война в Абхазии была проиграна (а разводить противоборствующие стороны никто, кроме России, не мог и не хотел). Весной 1994 года тогдашний Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали представил в Совет Безопасности отчет, в котором заявил, что на территории Грузии отсутствуют условия для ввода на ее территорию де-юре войск ООН. По его мнению, задача поддержания мира могла быть решена российскими войсками (возможно впоследствии под флагом ООН или в составе ее контингента). И эта позиция репрезентативна для понимания «интереса» мирового сообщества к проблемам Грузии в то время. Но помимо войны в Абхазии в Грузии шла гражданская война между сторонниками Шеварднадзе и звиадистами. Наступление сторонников Гамсахурдиа удалось остановить с помощью России только 20 октября, а разгромить 31 октября 1993 года (их остатки были разбиты в начале ноября того же года).

Решение о приеме Грузии главы государств СНГ приняли 3 декабря 1993. Спустя некоторое время, 1 марта 1994 года парламент Грузии утвердил это решение. Следует сказать, что реакция парламента на вступление в СНГ была довольно мягкой (что не очень вяжется с «балтийскими» параллелями). Тогда 124 депутата высказались за вхождение Грузии в состав Содружества, 47 - против, 4 воздержались. Интересно и то, что в 1994 году этот шаг Шеварднадзе поддержал и ныне покойный Тамаз Надарейшвили (на тот момент лидер грузинской общины Абхазии, возглавлявший «Абхазскую автономию» «в изгнании»). Несогласная с решением «белого лиса» Национально-демократическая партия, хотя и вышла из состава тогдашней правящей коалиции, заявила, что не будет требовать отставки Шеварднадзе и выводить народ на улицы. Были в 1994 году и другие демарши против вхождения Грузии в СНГ (отставки главы Таможенного комитета и руководителя информационно-разведывательной службы). Но в целом Грузия согласилась на вхождение в Содружество, как на наименьшее из возможных зол. И дело здесь не в выборе вектора в пользу Москвы - или против нее, за НАТО и США. Такова была реакция на существовавшие реалии - доминирование РФ в постсоветском пространстве, слабое участие Запада в геополитических процессах на территории бывшего Советского Союза, поражения в этнических конфликтах, последствия гражданской войны. Не имея в руках достойных козырей, Шеварднадзе и его команда надеялись на свои старые связи в Москве для лоббирования выгодного для Грузии решения грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликта. И такие надежды не были безосновательными.

Москва далеко не сразу взяла абхазский и осетинский крен в своей политике. В случае с Южной Осетией Москва просто не мешала выстраиванию экономических связей (правда, очень своеобразных, если говорить об их формально-правовой стороне) между Тбилиси и Цхинвали. Однако, как бы то ни было, между Грузией и ее бывшей автономией существовали конструктивные отношения, а сам конфликт имел в течение долгих лет позитивную динамику. В мае 1996 года был подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте», а в феврале 1997 года «Порядок добровольного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в места прежнего проживания в Южной Осетии и во внутренних районах Грузии». Был создан Специальный комитет по возвращению беженцев. В 2000 года было подписано российско-грузинское межправительственное Соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и о возвращении беженцев.

В Абхазии подходы были иными. Начиная с конца 1994 года неофициально и с 1996 года официально РФ вместе с Грузией фактически инициировала введение жестких социально-экономических санкций против Абхазии. Эти действия были узаконены решением Совета глав государств СНГ «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия» от 19 января 1996 года. Столкнувшись с чеченским сепаратистским вызовом, Москва первоначально поддерживала намерения Тбилиси по восстановлению территориальной целостности Грузии. В 1997 году тогдашний министр иностранных дел РФ Евгений Примаков предложил для переговорного процесса формулу «общее государство» и убеждал в необходимости ее принятия Сухуми. Однако попытки грузинского руководства в одностороннем порядке без учета интересов РФ силой изменить сложившийся статус-кво и «разморозить конфликт» (май 1998 года, Гальский район, октябрь 2001 года, Кодорское ущелье) изменили позицию российской дипломатии. Уже в 1999-2000 гг. Москва существенно ослабила режим санкций против Абхазии (но окончательно отменила их только в марте 2008 года). В марте 2003 года президенты РФ и Грузии Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе подписали Сочинские соглашения, предполагающие создание трех рабочих групп: по возвращению беженцев первоначально в Гальский район, восстановлению железнодорожной линии Сочи - Тбилиси через Абхазию и обновлению Ингури ГЭС.

Таким образом, рассматривать грузинскую внешнюю политику 1990-х – начала 2000-х гг. как перманентную борьбу с соседней «империей», по крайней мере, некорректно. Были завышенные ожидания от России, а затем столь же неоправданные разочарования от ее «неготовности помочь», были не до конца продуманные заявления о полной переориентации внешней политики на США, ЕС и НАТО. Однако радикального разрыва ни с Москвой, ни с СНГ администрация Шеварднадзе никогда не предлагала. Увы, Кремлю не хватило прагматизма для понимания внутренних особенностей политического развития Грузии. Иначе эмоциональное (иногда на грани истерики) отношение к «белому лису» не проявлялось бы в конкретных действиях российских политиков и дипломатов.

«Революция роз» 2003 года и приход к власти в Грузии президента Саакашвили (январь 2004 года) сделали реализацию политики «креста» (то есть параллельного выстраивания конструктивных отношений по линии Запад-Восток и Север-Юг), принятой во времена Шеварднадзе, невозможной. Взятый курс на «разморозку» двух конфликтов и выдавливание России из политического процесса в Абхазии и в Южной Осетии окончательно превратил Москву в союзника двух мятежных автономий. Снова неумение соизмерять уровень амбиций с геополитическими реалиями сыграли с Грузией, как и в начале 1990-х гг., злую шутку.

«Игра на повышение» в двух конфликтных зонах привела к тяжелому поражению, в результате которого Тбилиси потерял контроль даже над теми территориями, которые ранее удерживал под своей юрисдикцией (Ахалгорский район, Лиахвский коридор, анклавы в Южной Осетии, Кодорское ущелье в Абхазии). В этой ситуации пребывание в СНГ стало уже не делом только рациональной политической бухгалтерии. Резкое расхождение позиций Тбилиси и Москвы, переросшее в открытое военное столкновение, заставило Грузию сильнее бежать от «политической географии». Однако такое бегство не может быть сведено только к расставанию с «пророссийской организацией». Для этого требуется выстраивание качественно иных институтов власти и общества, реальная (а не пиаровская) демократизация, которая в свою очередь не то же самое, что сближение с США или НАТО. Однако провал Грузии не должен восприниматься в Москве как некий успех российской политики. Выход Тбилиси из СНГ поднимает перед Россией много нелицеприятных вопросов. Может ли Москва сохранять свою привлекательность для соседей? Насколько РФ может реализовывать проекты в рамках «мягкой силы»? Готова ли Россия взаимодействовать с соседями прагматично, учитывая и их интересы (хотя свои, естественно, всегда стоят на первом месте)?

Но самое главное – это умение предложить новую интеграционную повестку дня. СНГ слишком часто воспринимался как инструмент для «цивилизованного развода». Но бракоразводный процесс не может длиться годами и десятилетиями. На смену “разводу” должен прийти новый порядок. Или расхождение по разным векторам, блокам, союзам необратимо, или мы вместе находим интересный и взаимовыгодный проект, удовлетворяющий нашим потребностям и воззрениям. И сегодня Москве в первую очередь необходимо не язвить по поводу Грузии, а думать над поиском новой интеграционной повестки дня вместо «разводной».

Автор - заместитель директора Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

См. также:

  • Сергей Маркедонов. Сырые принципы

  • Сергей Маркедонов. Кавказское измерение путинского десятилетия

  • Сергей Маркедонов. Миротворческий анахронизм

  • Сергей Маркедонов. Внешний фактор кавказской нестабильности

  • Иван Крастев. Августовская перестрелка: пустяк с большими последствиями

  • Иван Крастев. Россия и война в Грузии: великодержавная ловушка 

  • Дональд Рейфилд. Русско-грузинская война: год спустя

  • Дональд Рейфилд. Грузия и Россия: последствия

Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).