будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

Прощание с коммунизмом: азербайджанская версия

16 лет назад, 20 января 1990 г., началась новейшая история Азербайджана. Отказ Кремля однозначно разрешить проблему Нагорного Карабаха в пользу Баку подтолкнул национальную элиту Азербайджанской ССР к активному участию в "параде суверенитетов". Ввод советских войск в азербайджанскую столицу и применение силы по отношению к республиканским национал-радикалам (при чем пострадали сотни простых обывателей) в январские дни 1990 г. стал переломным моментом в процессе этнонационального самоопределения Азербайджана. По данным российского историка Дмитрия Фурмана, после января 1990 г. 45 тыс. азербайджанцев покинули КПСС. С этого времени борьба с «советской империей» стала главным лозунгом азербайджанских националистов. Трагедия 20 января 1990 г. стала фактором «возвращения» Гейдара Алиева в «большую политику». Ушедший в отставку партийный функционер союзного уровня самостоятельно, без санкции Политбюро, вышел из наложенной на него «опалы». Фактичeски oн пoвтoрил oпыт Бoриса Eльцина пo вoзвращeнию на пoлитичeский Oлимп. Алиев выступил на митинге у постоянного представительства Азербайджана в Москве. В своей речи он подверг критике национальную политику Михаила Горбачева, а также выдвинул обвинения в адрес ЦК КПСС за проведениe oшибoчнoгo проармянского курса.

В первые годы Перестройки и "гласности" в центральной печати был создан образ Азербайджана как главного оплота КПСС и советской власти в Закавказье. Для обоснования этого тезиса использовались следующие доказательства:

  • в Азербайджане сформировался режим авторитарной диктатуры первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Г.Алиева (занимавшего этот пост в 1969-1982 гг.);
  • алиевский режим был наиболее последовательным проводником установок ЦК КПСС и КГБ СССР;
  • в республике отсутствовало организованное диссидентское движение.

Последующее развитие событий показало, что тезис об особой "советскости" Азербайджана является не более, чем публицистическим штампом. Отсутствие диссидентского движения (в отличие от Грузии, Армении, Прибалтики, Украины) не помешало жителям Азербайджана начать массовые антикоммунистические акции в 1990 г., не уступающие по масштабам выступлениям грузинских или прибалтийских национал-демократов. Верность идеям К.Маркса-В.И.Ленина не стала препятствием для выхода экс-первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Г.Алиева из КПСС в июне 1991 г. (то есть раньше многих постсоветских "демократов"). Впоследствии репутация "человека Брежнева" и "ставленника Андропова" никак не повлияла на проамериканскую и протурецкую политику третьего президента независимого Азербайджана. Что же касается режима личной власти первого секретаря республиканской компартии, то КПСС как система управления воспроизводилась на региональном и местном уровне во всех без исключения союзных республиках, хотя и дополнялась национальными особенностями.

Вместе с тем, такие основополагающие характеристики государства, как единая территория, границы, были утверждены не благодаря военно-политической эффективности первого азербайджанского независимого государства, – Азербайджанской Демократической Республики - а действиями руководителей Кавказского бюро (Кавбюро) РКП(б). Установление границ советского Азербайджана в 1921 г. в дальнейшем определило представления его элиты о естественных границах этого образования. Решения Кавбюро РКП (б) способствовали формированию новейшей азербайджанской "воображаемой географии" (то есть массовых представлений населения о том, что есть его государственная и этническая территория).

В период существования независимого азербайджанского государства - АДР (1918-1920 гг.) - его власти не смогли распространить свой суверенитет на Нагорный Карабах. В июле 1918 г. была провозглашена независимость Нагорного Карабаха, избраны Национальный Совет и Народное правительство. Территория Карабаха была признана спорной Лигой наций и Парижской мирной конференцией. В 1921 г. за лидеров АДР их работу по "собиранию земель" выполнили российские большевики. Этнополитическая модель советского Азербайджана предопределила и последующие межэтнические проблемы и конфликты в этой республике в период борьбы за независимость. Между тем именно в период второго обретения независимости Азербайджан, подобно своему предшественнику АДР, оказался не в состоянии распространить суверенитет на Нагорный Карабах. Таким образом, гарантом территориальной целостности Азербайджана во многом выступало советское государство. Именно в этом смысле Азербайджан можно рассматривать как "прокоммунистическое" образование. Однако подобный опыт "внешнего" госстроительства и нациестроительства не был прерогативой Азербайджана. Формирование "соборной Украины" в границах, начертанных на картах украинских этнонационалистов, было совершено Советским Союзом в период правления Иocифа Сталина и Никиты Хрущева.

Формирование в Закавказье советских республик в 1920-е гг. с последующим их включением в политическую орбиту "молодой республики Советов" было невозможно без учета интересов Турции. После распада Российской империи, Гражданской войны, образования новых независимых государств в Закавказье Турция стала одним из влиятельных политических акторов в регионе. Одержав победу во внутрироссийской гражданской войне, большевики приступили к "собиранию" государства, инкорпорированию в состав советской республики бывших имперских окраин. Недостаток политических ресурсов у лидеров РКП (б) диктовал необходимость согласования их интересов с другими ведущими участниками политического процесса на Юге Кавказа. Представители советской России вступили в политический торг с Турцией. Без ее благожелательной позиции установление советской власти в Закавказье в 1920-1921 гг. было затруднительно. С этой целью (а не из-за имманентно антиармянских позиций) были проведены административно-территориальные преобразования в Закавказье. Во время этнополитических конфликтов 1918-1920 гг. на стороне Азербайджана выступала Турция. Таким образом, реализация задачи по включению Азербайджана в состав советской России была неотделима от политических уступок Турции. Отказ от компромисса с Турцией в начале 1920-х гг. был тождественен отказу от установления советской власти в Азербайджане.

После провозглашения Азербайджана советским (1920 г.) спорные между Арменией и Азербайджаном области были заняты частями Красной Армии. Первоначально декларацией Азербайджанского ревкома от 30 ноября 1920 г. спорные территории Зангезура, Нахичевани и Нагорного Карабаха были признаны частью Советской Армении. В газете "Правда" (4 декабря 1920 г.) вышла статья Сталина "Да здравствует советская Армения!", в которой он заявил о территориальном решении в пользу Армении. Это решение было подтверждено решением Кавбюро от 4 июля 1921 г. Однако уже 5 июля того же года на своем пленуме Кавбюро приняло решение о передаче Нагорного Карабаха в состав Азербайджана с предоставлением ему "широкой областной автономии". Согласно Карскому договору, предусматривалось создание Нахичеванской АССР в составе Азербайджана. В 1923 г. была создана Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК) в составе Азербайджанской ССР. В 1928 г. из АОНК был выделен Шаумяновский район (с доминирующим по численности армянским населением). В 1937 г. АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую Автономную область (НКАО).

Таким образом, в составе советского Азербайджана оказались территории со значительным (Нахичевань) и преобладающим (Нагорный Карабах) армянским населением. По данным Кавказского календаря на 1917 г. (Кавказский календарь на 1917 г., отдел статистический. С. 216-221), почти 40% населения Нахичевани было армянским (53,9 тыс. чел.). В ходе армяно-азербайджанского конфликта 1918-1920 гг. многие армяне покинули этот регион. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 г., азербайджанцы составили в Нахичевани 81,4%, армяне - 14,9%. По данным Всесоюзной переписи 1970 г., численность армян в Нахичевани составила 6,7%, в 1979 г. - 2,9%. По сведениям последней советской переписи 1989 г., армяне в Нахичевани составляли 1,4%.

По данным Всесоюзной переписи 1939 г., в НКАО армяне составляли 88% от общей численности населения. В 1989 г. они по-прежнему составляли большинство, но их доля снизилась до 76,9%. Армянские эксперты оценивают этнодемографические тенденции в Нахичевани и Нагорном Карабахе как этнические чистки. Азербайджанская сторона говорит о создании условий для повышения социальной мобильности азербайджанцев. Очевидно, что события 1930-1980-х гг. не вполне корректно рассматривать как этническую чистку. Азербайджанские власти не прибегали к прямому физическому вытеснению армян с территорий Нахичевани и Карабаха. Властями республики создавались условия для обеспечения выгодного этнического баланса для "титульного" этноса. В 1920-е гг. власти Азербайджанской ССР создавали административные препятствия для возвращения в Нахичевань беженцев-армян, покинувших места своего проживания в 1918-1920 гг. В этих же целях поощрялось переселение представителей "титульного" этноса в Карабах. Эти действия предпринимались в качестве превентивных "антисепаратистских" мер. По словам третьего президента Азербайджана Г.Алиева (в 1969-1982 гг. - первого секретаря ЦК КП Азербайджана), создание выгодного для азербайджанцев этнического баланса было необходимо, чтобы "не дать поднять армянам этот вопрос" (то есть вопрос о присоединении НКАО к Армении). В 1970-е гг. лозунг "воссоединения с Арменией" стал одним из основных требований армянских националистов-диссидентов. Таким образом, борьба с "антисоветскими" действиями армян способствовала формированию у азербайджанской республиканской элиты не сугубо регионального, а «государственного» мышления. В рамках СССР власти Азербайджана по сути вели борьбу за сохранение своей государственной целостности. Этот факт во многом объясняет ту легкость, с которой бывший первый секретарь республиканского ЦК и кадровый чекист превратился в респектабельного лидера независимого государства.

Одной из важнейших "технологий" этнической гомогенизации в Азербайджане была организация и проведение Всесоюзных переписей населения. В ходе переписи 1926 г. в Азербайджане было зафиксировано 77,3 тыс. талышей. В 1939 г. их численность официально составила 87,5 тыс. чел., а в 1959 г. - всего 100 человек. В ходе переписей 1970 и 1979 гг. талыши не фиксировались, а в 1989 г. в Азербайджане были переписаны 21,2 тыс. талышей. В 1979 г. перепись не выявила ни одно курда, а в 1989 г. в республике было зафиксировано 12,2 тыс. курдов. По словам азербайджанского политолога Р.Мусабекова, "в результате манипуляций с графами переписной анкеты одномоментно исчезали целые этнические группы или происходило многократное уменьшение их численности".

В 1969 г. первым лицом в официальной иерархии советского Азербайджана стал Г.Алиев, занимавший в 1967-1969 гг. пост главы КГБ Азербайджанской ССР. С 1941 по 1967 гг. Г.Алиев работал в органах МВД и КГБ республики. Опыт работы в силовых структурах расценивался в ЦК КПСС как гарантия того, что новый назначенец будет действовать в рамках официальной идеологии «пролетарского интернационализма». В действительности же Г.Алиев начал осуществлять свою политическую игру. В должности первого секретаря ЦК Компартии республики Г.Алиев проработал до 1982 г. Основными компонентами политики Г.Алиева были:

  • сохранение внешней лояльности ЦК КПСС и союзному центру, всяческое подчеркивание личной преданности генеральным секретарям;
  • формирование собственной политической партикуляристской модели власти в республике с использованием традиционных механизмов;
  • сочетание инновационной риторики (лозунги о преодолении идеологической косности, пассивности, эффективная работа со СМИ) и традиционалистской практики (кадровая политика, построенная по клановому принципу).

В результате реализации политической модели Г.Алиева этнократические тенденции не только не ослабли, но, напротив, усилились. Команда азербайджанского лидера формировалась на основе клановых преференций. Особую роль в окружении Г.Алиева сыграли представители "нахичеванской" и "ереванской" групп, то есть азербайджанцы - выходцы из Нахичеванской АССР и Армении. К слoву, имeннo эти два клана сoставляют «кoстяк» пoлитичeскoй элиты пoсткоммунистическогo Азербайджана и сeгoдня.

Для двух кланов азербайджанской власти, тесно связанных общностью родственных и деловых связей, национальный (и прежде всего армянский) вопрос был острой проблемой. Отцы и деды "нахичеванцев" и "ереванцев" были в той или иной степени вовлечены в армяно-азербайджанский конфликт начала ХХ в. Сам Алиев в период работы на посту главы КГБ Азербайджана боролся с диссидентским движением карабахских армян. Для него и его соратников сохранение территориальной целостности Азербайджана было приоритетным вопросом. Таким образом, этнократизация власти в Азербайджане в позднесоветский период парадоксальным образом способствовала укреплению азербайджанской "державности". Элементы азербайджанской "державности" стали составными частями официальной идеологии советской республики Закавказья. Этнозащитные представления внедрялись в массовое сознание азербайджанцев без серьезного влияния нонконформистских сил (в отличие от соседних Армении и Грузии). Роль диссидентов-националистов в Азербайджане взяли на себя "нахичеванские" и "ереванские" партийные идеологи. Однако до тех пор пока советский режим гарантировал территориальную целостность Азербайджана, он выступал в роли объективного союзника республиканской элиты. Реализация этнонациональных проектов вне Союза ССР была возможна лишь в условиях полномасштабного кризиса советской государственности.

Союз ССР перестал выполнять свои обязательства по контракту с Азербайджаном в пeриoд Перестройки. Это обстоятельство предопределило сецессию "самой советской" из закавказских республик. Но бoрьба Азербайджана за сoбcтвeнную государственность - этo oтдeльная истoрия.

См. также

  • Маркедонов. Армянский цветок в черном саду
  • Маркедонов. Азербайджан в "Большой игре" на Кавказе
  • Маркедонов. Россия уходит из СНГ-2
  • Цыганок. Карабахская годовщина
Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).