будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Мир
Морозов Александр

Прозрачность церковной экономикиОбсуждение социальной доктрины РПЦ началось

Александр Морозов v сотрудник интернет-журнала «Соборность». Статья написана специально для «Полит.ру»


Первые серьезные отклики на социальную доктрину РПЦ, принятую на Архиерейском соборе, показывают, что она прочитана как намерение Московской Патриархии фундаментально дистанцироваться от государства. Обозреватель «Вестей.ру» (21.08, «Соборный олигарх») пишет даже, что «за последние триста лет это самая решительная попытка русского православия отмежеваться от государства». Известный социолог Леонид Ионин в «Сегодня» пишет, что «нынешний Собор объявил Церковь политически независимой. Таков смысл провозглашенной доктрины». Аркадий Смирнов («НГ,» 24.08 «Церковь пригрозила гражданским неповиновением») называет доктрину «богословским ультиматумом» и пишет о том, что «Патриархия своевременно начинает самоопределяться», поскольку при Путине все равно придется уходить от « мутного патернализма в государственно-церковных отношениях», сложившихся во времена Ельцина.


Соцдоктрина, похоже, воспринята и властью как декларация о независимости, объявленная в одностороннем порядке. Интернет-журнал «Соборность» (20.08) со ссылкой на источники в Администрации президента сообщил, что там удивлены резкостью пункта о возможности призыва Церкви к гражданскому неповиновению. В Администрации, по некоторым сведениям, говорят о том, что это очень хорошо, что Патриархия сама сделала первый шаг, поскольку это освобождает государству руки по части нового курса в государственно-церковных отношениях.
Вопрос о том, что именно должно меняться в отношениях Церкви и государства v предмет для серьезной дискуссии. Если богословски этот вопрос более или менее ясен, то в практической плоскости все гораздо сложнее.

Во-первых, в русской истории не было периода, который обе стороны могли бы считать некоей моделью, к которой следует стремиться. Это, кстати, признается и в самой доктрине. И до Петра Великого наши православные монархи убивали и гноили иерархов. В синодальном периоде, без Патриарха, Церковь утрачивала свою духовную самостоятельность. Собор, канонизировав Николая II как страстотерпца, решительно отмежевался от мифологизации периода его правления как времени восстановления византийской симфонии светских и духовных властей.

Принципиальным для современной РПЦ документом является Определение о правовом положении Церкви, которое разрабатывалось при участии Сергея Булгакова и Антона Карташова на Поместном соборе 1918-1919 гг. Тогда впервые была оговорена желательная «территория» Церкви внутри секулярного, светского государства без миропомазанного Монарха.

В начале 90-х гг. Московская Патриархия часто обращалась к этому документу. Но сейчас чувствуется, что и он устарел. Все-таки временное правительство Керенского и послеельцинский режим Владимира Путина разделяет слишком большая историческая дистанция. Судя по разделу «Церковь и государство» в социальной доктрине, Московская Патриархия смотрит на вещи очень реалистично v никакого византизма в духе Леонтьева или монархизма а ля Победоносцев там нет. Образ государственно-церковных отношений придется создавать заново, вероятно, по современным западноевропейским схемам.

Во-вторых, существуют колоссальные проблемы в финансовых отношениях Церкви и государства. В РПЦ сегодня более 20 тысяч священников, около 18 тысяч приходов, половина из них в России. За исключением крупных соборов v кафедральных или особо посещаемых туристами, - эксплуатировать, реставрировать храмы на поступления от церковной кружки, или, как теперь говорят, «церковного ящика», невозможно. Приходы бедны.
Церковь должна развивать и собственную экономику, и участвовать на долях в совместных проектах. Понятно, что какие-то церковные проекты носят характер общенациональных и могут финансироваться из госбюджета. Это не только реставрация древних монастырей, но и новые творческие начинания.

Оправданным, например, выглядит частичное государственное финансирование 25-томной «Православной энциклопедии», к подготовке которой привлечены не только лучшие церковные специалисты, но и известные светские ученые v А.Тахо-Годи, П.Гайденко, А.Щапов и др.

Проблема в том, что протекционизм властей в отношении Церкви при Ельцине носил абсолютно непрозрачный характер. Отсюда v скандалы вокруг таможенных льгот, безналогового импорта табака и вина, квот на экспорт нефти. А теперь, когда несколько дней назад убили главного менеджера патриархийных квот на экспорт рыбы, будет и скандал вокруг этих квот. Вряд ли Московская Патриархия может уверенно декларировать свою независимость от светских властей, пока не будут найдены формы экономической деятельности Церкви, соответствующие требованиям «прозрачной экономики».

В этом плане хорошо бы начать новый этап государственно-церковных отношений с бюджета 2001 года, который уже передан Минфином в правительство. С другой стороны, нужны принципиальные идеи о том, как строить открытые публичному вниманию формы поддержки Церкви предпринимателями, банками. Помнится, после скандала с табаком Патриархия сообщила, что создана специальная комиссия по гуманитарным и экономическим вопросам МП. За три года не слышно от этой комиссии ни звука, хотя Патриарх, оглашая решение, подчеркивал, что она создается для того, чтобы информировать общество и СМИ об экономических решениях МП.

Похоже, «богословский ультиматум» Собора по вопросу государственно-церковных отношений повлечет за собой большие новшества.

Морозов Александр
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).