будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Мир
Муравьев Алексей

Путешествие в страну Липованию. Рассказ второй

Путешествие в страну Липованию. Рассказ второй
lipovane-0607-1
Липоване

Липоване и старообрядцы

Так повелось, что «ромыне» усвоили название lipoven как главное обозначение жителей Липовании и поместили их в этнографическую нишу. Прижилось. Во время войны и после нее румынское правительство начало политику дерусификации (румынизации) липован. Их русские фамилии были насильно заменены на некие непонятные «обрубки»: так от Афанасьева остался Атанас, от Трифонова – Трифан. К этой беде прибавилась и другая – церковная. Как объяснил мне липованский ученый, участник конференции Александр Варона (т.е. Воронов), старообрядческая церковь не имела особого внятного легального статуса до войны, так что когда в Румынии в 30-е гг. разгорелся «старостильный раздор», под раздачу попали и липоване.

Правительство поддерживало официальную румынскую церковь, перешедшую на новый (григорианский) календарь, но часть румын на новый календарь не перешла, продолжая держаться старого, юлианского. Старообрядцы не были своими ни для тех, ни для других, но старостильники, гонимые от государства и официальной церкви, почувствовали некую внутреннюю солидарность с липованами, державшимися крепко за церковную старину. Старостильное движение было практически разгромлено, однако до недавнего времени, например, в румынском монастыре Драгомирова, который заселили монахинями, изгнав оттуда иноков-старостильников, сохранялись старообрядческие иконы, а на колокольне хранился обычай колокольного перезвона с колокольней соседнего старообрядческого села Соколинцы. Сейчас все эти истории уходят в прошлое.

На конференции в отношении церковных тем и церкви вообще чувствовался некий холодок, сначала непонятный. Постоянно говорилось о «хранении веры» липованами, о церковной жизни многих известных липован. Однако новая политика ОРЛР склоняется к маргинализации церковной темы. Слишком много лишних вопросов возникает, несмотря на подчеркнуто народный характер липованского староверия. В России старообрядец – это символ какой-то большой строгости, застегнутости на все пуговицы, завернутости в футляр. В Липовании старая вера – это народное православие со всеми его чертами и издержками.

 
Митрополит Леонтий в белокриницком монастыре. Село Русская Слава

Старообрядец в Липовании – обыкновенный верующий крестьянин, рыбак, строитель или предприниматель. Никаких особых черт строгости, специальной «старообрядческой чинности» как в Московии тут нет. Например, женщины и девушки носят в церкви платок, завязывая его узлом, а не закалывая, как староверы в России. Много попадается среди липован-мужиков бритых, в отличие от бородатых российских староверов. В общем, народная вера. Зазор между «светской» жизнью и церковной не столь велик, как у нас. Нет конкурирования с «ромынской» церковью. Было непонятно, в чем дело, почему Община и Церковь в Липовании стоят в некотором отдалении. Это было неясно, пока мы не попали на храмовóй праздник в праздник Вознесения Христова в храм Вознесения в Тульче. Этот визит, впрочем, значился в программе конференции.

Храмовой и митрополит

Во время праздника храм оказался битком набит, что в совокупности с южным зноем и парящим перед грозой воздухом вынуждало множество людей стоять на паперти или около храма. Кое с кем удавалось поговорить. Вообще, липоване – очень радушный народ и сами подходят, здороваются, интересуются, что происходит в России. В основном говорят, что они сохранили православную веру, а теперь эстафету должна взять Россия. В разговорах с липованами около церкви заметна одна интересная деталь. Церковные люди избегают слова «липован» как унизительного, именуя себя просто «русские старообрядцы». Иначе говоря, для их самосознания по-прежнему церковность, а не педалируемая этничность выступает главным стержнем идентичности. И у церковных людей система лояльностей выстраивается на основе церкви как духовной родины и Румынии, как родины светской. У людей не очень церковных или вовсе расцерковленных (среди липован изредка встречаются и такие, но это не светские в нашем понимании, а, скорее, выпавшие из социума люди), Румыния – родина светская, а институт церкви у них как бы «подвешен», т.е. реализуется через что-то еще. Это довольно характерно для людей, попавших в политику или крупный бизнес.

В Тульче на «храмовóй» собрались почти все, кто был из липован в городе. Кроме «светских» и часть липован, которых называют тут «беспоповцы». И в ходе разговоров проясняется еще одна вещь: народ убывает, ибо липованская диаспора в Европе растет год от года. И обилие женщин и детей в храме – это ждущие на берегу, половина населения. Другая половина строит, плавает, ездит, торгует.

 
Митрополит Леонтий

«Всех древлеправославных християн Митрополит» – официальный титул митрополита Белокриницкого Леонтия. Проживает он в городе Браила (или Брэила), а кафедр его находится в украинской Буковине. После кампании 1939 г. СССР аннексировал у Румынии эти территории, а послевоенные соглашения закрепили этот статус-кво. Так историческая строобрядческая кафедра из Белой Криницы Румынского жудеца Сучава стала захолустным городом Черновицкой области УССР, а ныне незалежной Украины.

Старообрядческий митрополит Леонтий – очень интересный собеседник, он нестар, объездил всю Европу и полмира, знает каждый свой приход в деталях: что и как думает какой-то чтец или дьякон. Митрополит тоже вздыхает о «светских» липованах. Хвалятся верой, а в церковь не пришли на праздник. Что тут скажешь? Объяснять про теории Грэйс Дэви о believing without belonging? Едва ли тут это уместно. Митрополит Леонтий считает, что обеспечить выживание и расцвет Липовании, выстроить липованскую идентичность можно и нужно только на церковной основе. Тут эта основа вполне реальна, это не «православие по рождению» и не «захожане». Это становится ясно в деревне, которая называется

Манылувка.

Так написано на дорожном указателе. В исторических трудах от Н.Субботина до Ф.Мельникова это место называется Мануйловка, а на румынских картах оно значится Manolea. Мы остановились у местного священника, отца Иоанна. Священник Иван недавно стал попом, до того, подобно многим старообрядцам Румынии, он ездил по разным странам и строил, строил, строил... Работал в Ливии при Каддафи, работал В Германии при Коле и много еще где. В Мануйловке, вообще-то, есть и румын-примарь (глава сельского поселения по нашему), но руководит всем отец Иван.

 
Манылувка

В селе два монастыря, мужской и женский, в каждом от пяти до десяти стариков и старушек. Большая просторная церковь с огромной трапезной. Кругом чувствуется рука хозяина: то механизм хитрый подъема и опускания паникадила, то плитка положена кругами, там система стоков подземных, тут – плита особой конструкции в трапезной… Мануйловка вполне себе цветет, но люди уезжают. Здесь нет расцерковления и малая степень руманизации. Но население стареет, уезжает в города. Дети о. Ивана – в Сучаве, в Бухаресте. Они с матушкой держат коз, кур, овец, гусей. Раньше были кони и корова – теперь уже не хватает рук.

Отец Иван – не только поп, но и деревенский голова. Его рецепт – порядок, работа с восхода до заката, в праздники – работать нельзя, все в церковь. Все решения принимаются на сходе сообща. Прозрачность и ясность дополняются личной простотой – как бытовой, так и в общении. Но такой рецепт годится только для деревни, а это – уходящий мир. Сколько еще простоит Мануйловка без молодежи? Или ей предстоит стать местом для липован пенсионного возраста? Этот вариант вполне реальный, но для сохранения и поддержки идентичности он слабоват.

В Мануйловке не хватает работников – старички-иноки в монастыре жалуются, что косить много уже не могут, а раньше монастырские покосы были большие. Но именно с монастырским типом организации и поддержки культуры и идентичности, как мне показалось впоследствии, связана некоторая важная стратегическая линия. Эту линию я бы назвал «скитской». Но об этом – в следующем рассказе.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).