Ожидается, что на днях премьер Михаил Касьянов наконец подпишет уже двукратно (в декабре 2000 и в мае 2001) одобренную правительством программу реструктуризации РАО ЕЭС. Предыдущим сроком подписания было 19 июня, затем 26-е. Окончательное утверждение программы, близкой идеям менеджмента РАО, в который раз было отложено под давлением ее противников в администрации президента и среди крупных промышленников. Предполагалось, что очередная отсрочка позволит провести еще одну серию консультаций с участием президента и премьера. Сведения о такой встрече в прессу не просочились, однако глава московского представительства Prosperity Capital Management Александр Бранис поведал "Времени новостей", что президент, встретившись с Андреем Илларионовым, Германом Грефом и иностранными акционерами РАО 3 июля, заявил, "что разрешение ситуации входит в компетенцию правительства и сам он не вправе вмешиваться в аспекты деятельности кабинета министров". По словам Браниса, президент дал понять, что если решения правительства приведут к негативным последствиям, то будет ставиться кадровый вопрос. Все это означает, что дискуссия о судьбе энергетики Путиным закрыта, а ответственность за реформу и ее последствия несет правительство.
Основная политическая дискуссия завершена, однако вопросы и развилки в практическом проведении реформы остаются, также как и необходимость прогнозировать ее экономические последствия. Как считает экономист Дмитрий Панов,
главный вопрос реформы - судьба перекрестного субсидирования различных секторов экономики, осуществляемых через энергетику. С одной стороны, энергетика постоянно субсидирует промышленность, а рост тарифов, как показывает опыт, непосредственно связан с замедлением роста в промышленности. Пока российская промышленность энергозатратна (а именно такой она создавалась) эта ситуация неизбежна. С другой стороны, ключевая проблема реформы - это прекращение регионального перекрестного субсидирования внутри РАО ЕЭС. "Отсечение" части неэффективных потребителей, не способных платить настоящую цену за электроэнергию (как, видимо, и генераторов), неизбежно и при вертикальном, и при горизонтальном варианте перераспределения собственности. Наконец, бюджетные обязательства в электроэнергетике не покрываются реальными бюджетными расходами.
Поэтому по-настоящему ключевой вопрос не в том, с кем объединить сеть, а в том,
как будет осуществляться преобразование собственности РАО и как распределятся имеющиеся кредиторская и дебиторская задолженности. А статус сетевой компании, направление интеграции, монополия на сеть - это своего рода псевдовопросы, интересующие только отдельные группы влияния - крупнейших потребителей энергии и акционеров энергокомпаний. Кто и в какой степени возьмет на себя издержки переходного периода - вот главный вопрос, требующий ответственных экономических и политических решений. Владимир Путин намекнул посредством разговорчивости Браниса, что это будет не он.
Подробнее об этом - в статье "Неевклидова энергетика. Кому достанутся издержки переходного процесса"