Снова пятая затмила все!
Можно рассказывать про интернационализм Совка. Людям, которые ничего не помнят и не задумывались. 100-процентно русские могут тут сказать, что это все надуманные проблемы, которые касались ограниченного контингента нацменов. Однако же всякий слышал рассказы про армию, в которой нацмены, увы, били русских. Безошибочно любой вам перечислит землячества, которые жили дружно и били тех, кто (сперва) отказывался подчиняться. Это казахи, чечены, дагестанцы, азербайджанцы. Наверно и другие были, но я позабыл. (Сам я не служил, отбившись военной кафедрой и месяцем в N-ском полку на свежем воздухе, на сборах).
Отдельно стоят западные украинцы. Про них рассказывали, что они на лидерство не претендовали, всю роту под себя подмять не стремились, а ограничивались защитой своих. Ну, или тех, кого считали, объявляли своим. Тут я вспомнил Николая, миль пардон, Миколу Княжицкого, т. е. КняжицЬкого, который вырос в русскоговорящей семье, но в армии его взяли под крыло захiденцi, из-за фамилии и потому, что он львовянин и знал мову – и интеллигента больше не смели бить деды – ни русские, ни прочие. Так Микола в один прекрасный день к своему удивлению сделался украинским националистом, при том, что его папа преподавал русский язык, хаха.
Короче, интернационализм, если и был, то только на Раше Тудэй (или как это тогда называлось), где за большие бабки внушали, т. е. пытались внушить, разумное доброе вечное. Это была лживая пропаганда! Лживая – но в то же время полезная, добрая и спасительная. Она, небось, много кого спасла! Не страну (которая на этом вопросе сильно поскользнулась), но – огромное количество людей. Понимаете разницу? Одно дело – тихо и тайком зверствовать, в ночи и с оглядкой, прячась (я про Чикатило), и совсем другое – убить детей в подвале, с родителями вместе, и потом хвастать этим перед пионерами и считаться советскими героями (Ипатьевская история).
Никакие нации никогда не были равны (хоть себе-то не будем врать), но это жестко провозглашалось, что, якобы, равны, и только теперь стало пониматься, что ложь во спасение – она бывает! И очень даже хороша и желанна. И что цензура, увы, иногда бывает прекрасной.
Вот сейчас настала свобода, не вся, а частичная, для некоторых, – к примеру, для высказываний по национальному вопросу. Ну, тут напрашиваются стенания про то, что, ах, ребята, давайте жить дружно, и все народы имеют право на жизнь, и прочий прекраснодушный пафос. Это каждый читатель может и без меня исполнить, без моих подсказок, по памяти. Про гуманизм, про опасность фашизма, про опасность разжигания межнациональной розни и все такое прочее. Эти 50 (или 550) строк я не буду тут набивать на своей клавиатуре, экономя все, что можно, наше с вами время в том числе.
Задам просто вопросы, которые встали на теперешнем уровне обсуждения национальной темы.
1. Национализм – это хорошо или плохо?
Нам много говорили про то, что это плохо, имея в виду национализм русский. (Я, кстати, еще в мирное время много писал про то, что русские, по крови, чувствуют себя ущемленными и неизбежно будут пытаться поднять свой статус, и в этом им надо как-то помочь – как так, в РСФСР не было ни своего КГБ, ни своей компартии, кому-то это было обидно). А французский национализм с де Голлем во главе – это разве плохо? Никто у нас такого не говорил никогда. А вот китайский национализм – хорош или плох? Тут и обсуждать нечего, поскольку мы все, я про граждан РФ, будущие нацмены в будущей великой Евразии со столицей в Пекине, и слушать нас там никто не будет, и наших слабых голосов никто не услышит. Помню прекрасные репортажи, в том числе и Елены Масюк, про Японию, в которой есть, к примеру, бани для японцев, и белых туда не пускают просто никогда, плюя на протесты. Была там тема, как смешанную семью пустили в это учреждение только частично, а девочка с японским паспортом без акцента говорящая на местном языке – осталась на улице, у нее слишком много европейских черт в лице, от папы. Ну и кого в Японии смутит наше этим возмущение? Никого и никогда. Мы и молчим про это. А они терпеливо и хладнокровно ждут, когда мы уступим им Курилы.
Короче, непонятно с национализмом, и никто детям в школе этого не объясняет. Ну, так, время от времени переписывают детей с нерусскими, например, грузинскими, фамилиями, и больше ничего. Впрочем, этого, может, и достаточно, можно этим и ограничиться, обсуждая нацвопрос.
2. Бывают ли «плохие» народы?
Ну, то есть надо ли возвращать отнятые земли бывшим репрессированным народам. Надо ли платить им компенсации. Надо ли извиняться. Сейчас особенно на слуху крымские татары, после аннексии Крыма. «Хорошие» татары или «плохие»? Бить их и душить – или привечать? Дети, небось, про это думают. Ну, дети других, не-татарских народов. А что думают дети как раз крымских татар? В Турцию они собираются уехать, как вырастут? Или мечтают против федералов воевать, как дядя Рамзан, чтоб закрепить свою родную землю за собой с оружием в руках, стать Героями России и получить после своей партизанской победы из Москвы столько денег, чтоб хватило на постройку крупнейшей в Европе мечети? В Бахчисарае, допустим… А, может, дети хотят ассимилироваться и записаться русскими? А?
Да, в продолжение темы «плохих/хороших» народов – еще про чеченов. Их путь был такой: взять в руки оружие и потом вовремя поворачивать его то в одну, то в другую стороны. Ничего не советую, просто пытаюсь понять, как работает этот механизм. Сам я не воюю и другим не советую, сижу спокойно в тылу и вам того же желаю.
И туда же в тему. Немцы – а числилась же такая республика в СССР! И – как не было ее… Забудьте! Ее бывшие жители и их потомки, ну, кроме тех, что вымерли в ссылке, широким потоком прошли в светлое будущее! Но – за пределами счастливой РФ я встречал наших бывших поволжских немцев в Германии, они реально благодарят судьбу, что не стали (не остались) москалями. Про тех немцев у нас еще вспоминают иногда, не поднимая вообще вопроса о том, заслуживают ли они любви и понимания, и сочувствия, а карельская или как ее там республика – где и когда мелькала последний раз? И не припомню…
3. Еще вот про что я хочу задумчиво спросить. Пока такое впечатление, что один заведомо хороший народ в РФ есть. Ну, один-то – уж точно! Я, конечно, про титульную нацию.
А с остальными как? Остальные – как бы хуже. Жиды, звери, чурки, укры и прочее в таком духе. Я специально не уточняю, какой из этих обидных терминов за каким этносом закреплен, чтоб не разжигать, а сами вы не угадаете же. Так вот я хочу спросить: а есть какой-то рейтинг народов? Или какие-то варианты рейтингов? Чисто чтоб ориентироваться. Понимать, кому больше доверять, кому меньше. Кого звать на подмогу, если начнется драка (или война). Кому доверить оружие, а кому нет. (Это, кстати, практический вопрос, на который я и пытаюсь ответить, впав в свои как бы оторванные от жизни умозаключения).
Сам я даже приблизительно такого рейтинга составить не могу. Понимая только, что новые игроки – укры – занимают место далекое от верхних строчек. Эстонцы и грузины куда предпочтительнее сейчас, не говоря уж про братских чеченов.
А, может, и нет никакого рейтинга? И, не исключено, есть только две категории (как вино бывает двух видов, хорошее и очень хорошее): русские – и черти нерусские? Я тут без обид, никакого пафоса и никакой борьбы за справедливость, – так, чисто как ученый, практикующий этнопсихолог.
Не исключено, что русские националисты (против которых я злого слова не сказал) такого рейтинга не составляют и просто наблюдают за борьбой участников. Кто больше старается, тот и заслужит милость, того и похвалят.
Кажется, в финал вышли две команды. Это чечены и донецко-луганские. Причем играют они не друг против друга, что было бы уж слишком самостоятельно и не по чину – а против «главного врага России».
Я, конечно, не могу сравниваться с морским гадом – футбольным прорицателем, но рискну высказать оценочное суждение: пока что у чеченов шансов на победу больше. Вы согласитесь со мной, что у Кадырова куда больше шансов, чем у Бабая и Бородая, и Стрелкова с Гиркиным – стать президентом России. Последние – три или четыре? – кандидата слишком долго спали, ну не 33, а всего 23 года. А кавказский герой не мудрил со схемами типа МММ, а с младых когтей привык рубить по-мужски.
И ведь станет он первым! Первей самых первых! И тогда мы умоем по продвинутости и Украину, где президентом стал, как утверждают, еврей, и даже Америку с ее мулатом. (Разве чечен хуже еврея или негра? У кого повернется язык такое сказать?) Ну, не умоем, так догоним, по крайней мере. Или хоть подышим в спину, испугав весь прочий мир.
А там уж ура-патриоты придумают, как и за что похвалить новое начальство, какие ему приписать прекрасные заслуги перед русским народом – уж за ними не заржавеет. Вон был кавказец, который рекордное количество русских эффективно погубил, а как его любят нацболы! Любовь, да, слепа… Понять и не тщусь, вопросы только скромно задаю.