Российское министерство обороны впечатляюще быстро установило причину гибели военного самолета Ил-20 с 15 российскими военнослужащими на борту, который накануне поздно вечером возвращался с задания на сирийскую авиабазу Хмеймим и внезапно пропал с радаров в 35 км от берега.
Уже обнаружены обломки воздушного судна и фрагменты тел. Судя по их местонахождению, Ил-20 рухнул в Средиземное море в 27 км к западу от населенного пункта Баниас в сирийской Латакии.
Очевидно, что выживших быть не может. Президент РФ Владимир Путин уже выразил соболезнования родным и близким погибших — устами своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова, который также заверил, что случившееся не повлияет на российско-турецкие договоренности по демилитаризации Сирии.
В каком-то смысле катастрофа была условно предсказуема. Российские военные выбрали не лучшее время для полета: вчера вечером четыре израильских истребителя F-16 атаковали некие объекты в Латакии с воздуха, а французский эсминец Auvergne («Овернь») добивал из своих орудий. Эти удары с определенной степенью успешности пыталась отражать сирийская ПВО. То есть снаряды летели в обе стороны.
Гипотеза о том, что Ил-20 могли сбить израильтяне, прозвучала в соцсетях, но быстро зачахла. Израильское посольство в РФ, куда российские журналисты со свойственным им оптимизмом обратились с вопросом «А не ваши ли наших?», ответило: «Без комментариев». Израильская армия на аналогичный запрос заявила, что не комментирует сообщения из-за рубежа.
Французы оказались чуть более словоохотливы, но тоже ограничились фразой «Мы отрицаем любое участие» (что немного странно, ведь их моряки явно не загорать приплыли, но на то они и военные, чтобы все отрицать).
Но Минобороны и без комментариев от иностранных коллег знает, что произошло: самолет сбила сирийская ПВО. Эта версия прозвучала одной из первых. Диванные аналитики робко попытались ее опровергнуть, сообщив, что на всех российских военных самолетах установлены эдакие штучки, благодаря которым «родные» ракеты их «узнают» и не трогают. Но, похоже, после передачи ПВО сирийцам эта связь прервалась.
В результате имеем то, что имеем: самолет сбили «свои», причем «своей» же ракетой. Этот расклад очевиден, но настолько нелеп, что некоторые эксперты вплоть до самого заявления Минобороны опровергали его. По их логике, сирийцы наверняка знали маршрут полета Ил-20 и (видимо) должны были, стиснув зубы, не пускать в ход ПВО, которой Россия сама же их снабдила.
Так не случилось. По Сирии стреляли, и Сирия стреляла в ответ, а несчастный Ил-20 оказался меж двух огней. Но это не мешает Минобороны РФ обвинять в случившемся израильтян и их «безответственные действия». Истребители F-16, оказывается, «прятались» за Ил-20 от сирийских ракет с неожиданным для российских военных коварством.
По официальной версии, израильтяне «подставили» иностранный самолет под огонь, который сами вызвали. К тому же о плановом ракетном обстреле они предупредили коллег буквально за минуту. Поэтому Ил-20, оказавшийся не в том месте и не в то время, не успел улететь в безопасную зону.
Но израильские авиаудары по Сирии — мягко говоря, не сенсация. Они наносятся с той или иной степенью регулярности на протяжении многих лет, будучи нацеленными на склады оружия, которое Иран поставляет боевикам ливанской «Хизбаллы», базы иранских беспилотников и ракет, другие объекты.
По версии Conflict Intelligence Team, Ил-20 — самолет радиолокационной и аэроразведки — мог оказаться над Средиземным морем как раз для того, чтобы пронаблюдать за израильтянами. В заявлении официального представителя Минобороны РФ Игоря Конашенкова это «наблюдение» намеками слышится между строк: все всех видели, не могли не видеть.
«Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты 5 км. Тем не менее они преднамеренно пошли на эту провокацию», — сказал генерал-майор, не упомянув сирийцев, которые тоже не могли не видеть.
По его словам, Москва рассматривает действия Израиля как враждебные, оставляя за собой право на «адекватный ответ». Об этом же в ходе состоявшегося утром телефонного разговора сообщил Сергей Шойгу министру обороны Израиля Авигдору Либерману.
Уроки истории на этот счет не успокаивают: недавно Россия надолго замораживала отношения с Турцией из-за сбитого у сирийской границы истребителя, а опыт прошлого показывает, что войны начинались и по менее серьезным поводам. Но если учесть, что вся международная политика РФ сейчас крутится вокруг санкций, «адекватный ответ», скорее всего, ляжет в эту же плоскость. Не самый плохой вариант в этой ситуации, если вдуматься.