На выходных в Москве прошла встреча глав России, Франции и Германии. Тема — ситуация на Украине и вокруг нее, поиск варианта урегулирования. После встречи какой-то оптимизм возник, но очень неуверенный. Теперь, в ближайшие два дня, он может усилиться или, соответственно, развеяться вообще.
План урегулирования, который привозили Москву Меркель и Оланд, остался необнародованным. Есть только отдельные куски. Скажем, в интервью французским СМИ Оланд говорил о создании "демилитаризованной зоны протяженностью 50-70 км от существующей сейчас линии противостояния". Это слишком широкая зона, но дело даже не в этом - само по себе это не значит ничего. В том числе не объясняет, почему это вообще может в какой-то мере соблюдаться – вероятно, это увязывается еще с чем-то, что осталось неизвестным.
Пауза и неизвестность не будут долгими: Путин, Олланд, Порошенко и Меркель предполагают собраться в среду в Минске в "нормандском формате". "Участники ожидают, что их усилия в Минске приведут к немедленному и безусловному прекращению огня", - объявила пресс-служба Порошенко. Формат любопытен, сепаратистов не представляет никто. То ли Россия заодно представляет и их интересы (по крайней мере, в этом была бы какая-то логика), либо считается, что их поставят перед фактом, а именно – перед тем, как все остальные нарежут им территорию и под какие гарантии. Ну и третий вариант – встреча просто не состоится – именно по этой причине, непредставленности ДНР-ЛНР.
Впрочем, они там тоже задействованы. Во вторник в Минске должна состояться встреча трехсторонней комиссии с участием ОБСЕ, России, Киева и ДНР-ЛНР. "Представители ДНР и ЛНР сообщили "Ведомостям», что поездка в Минск действительно планируется. Если эти два раунда переговоров пройдут успешно и "удастся согласовать ряд позиций, которые мы в последнее время интенсивно обсуждали", то в Минск приедут участники "нормандской четверки", подтвердил вчера Путин на встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко".
По кулуарным сведениям, до встречи Путина с Олландом и Меркель Россия имела на уме отойти от минских соглашений и создать какую-то новую основу для урегулирования. Германия и Франция не соглашались и, вроде, все сейчас согласны с тем, что основой должны быть минские соглашения.
Вообще, этот вариант был бы интересен: по факту сепаратисты (и Россия?) шли на переговоры, имея на уме именно свои военные успехи по части январско-февральского наступления вместо перемирия. Имелось в виду еще чуть-чуть передвинуть флажки (конкретные на конкретной карте) и работать по новой линии разграничения. Именно, что зафиксировав успехи. Как уж тут все могло измениться в пользу отката к "минским линиям" (и, тем более, как сепаратистов вернуть туда обратно) – неведомо. Так что, может, ничего такого и нет.
Вообще-то, вопросов всего два
Первый: что будет с границей – украинской, примыкающей к России (там больше 400 км.) В смысле, кто ее контролирует? Если не Украина, то о какой государственной целостности речь? Впрочем, это такой юридический вариант, а лучше конкретнее: если ее контролирует Украина, то сепаратисты по факту окажутся в конкретном котле – туда ничего провезти не дадут, а если прорываться, то перестрелки с международными последствиями. Никакой явной внешней поддержки сепаратистам не видно, что весьма сужает их перспективы – пока вообще не доказано, что они там в одиночку способны существовать. Это при намерении Украины вести там военные действия.
Другое дело, что такого желания может и не быть – ну, уже сложно представить, как остальная Украина примется жить с этими областями. Или, как это аккуратно сформулировал во время визита Оланд, обосновавший необходимость предоставления восточным регионам Украины широкой автономии так: "После вооруженного конфликта жителям Донбасса будет непросто разделить общую жизнь с остальной частью Украины". Это предложение не выглядит основательным – тогда надо менять Конституцию, а это долго. Опять же – а каким именно "восточным регионам" и что тут имеется в виду под "Донбассом"? Весь, включая в него Мариуполь, например?
Если же контроль границы остается у сепаратистов, то для Киева тут потенциально сохраняется риск того, что туда вводится любое количество чего угодно и снова надо помнить о сепаратистских обещаниях танкового броска на Львов и взятия Киева. Как-то стабильности и тут не видно.
Есть еще и тема ооновских миротворцев - в том числе и на границе (или взятие ее под контроль ОБСЕ). Тут не совсем понятно, как это вообще повлияет на любой из двух вариантов. Кроме того, Порошенко уже исключил такую возможность. «Никаких условий для ввода миротворцев сегодня не существует. Между кем и кем вводить миротворческий контингент? Между официальной властью и террористами? Или между Украиной и Россией? Тогда Москва должна признать, что она ведет с нами войну". Да, собственно, ввод миротворцев тоже очень долгое дело. Ну а ОБСЕ мало что может — как они будут не допускать перемещений военной техники и сопутствующих людей?
Второй вопрос. Кто там (в "зоне АТО") вообще принимает решения и какие именно? Так и неизвестно, чего именно сепаратисты хотят. То есть, не на тему продвижения своих границ, не на тему дойти до Киева-Львова, а как они представляют себе банальное функционирование анклава. Ни о каком конкретном госсторительстве там - за вычетом создания неких органов власти и идеей национализировать все подряд -ничего больше не сообщалось. Проблема уже просто в том, как они предполагают кормить людей. Никакой программы и всякого такого не видно, то есть — не видно и линии, вдоль которой могло бы происходить хоть какое-то урегулирование.
Второй вопрос связан и с представительством, то есть с выборами в зоне АТО. Ну, чтобы хоть кто-то мог представлять анклав более-менее официально. "Ведомости" дают такой инсайд: "Это зависит только от России. Россия хочет, чтобы Украина проводила выборы на этой территории без закрытия границы. А это неприемлемо ни для Украины, ни для Франции, ни для Германии. Потому что понятно, что в этом случае они не смогут пройти, потому что будут проходить под дулами русских танков. Это будут совсем не выборы. Это один из ключевых вопросов", — говорит источник". На самом-то деле, тут речь не о том, кого именно выберут (какие, собственно, там альтернативы), но именно о наличии контроля за границей.
Еще есть простая тема управляемости сепаратистов со стороны России. В сентябре, например, они отказались освобождать села, которые по минским соглашениям должны были передать Киеву в обмен на аэропорт. Ну или это тема не управляемости, а договороспособности. Совершенно неочевиден хоть какой-то сдерживающий их фактор. Пока они могут существовать только в варианте постоянной экспансии.
Понятно, что сейчас эти два вопроса (граница и планы сепаратистов) выглядят как практически вечные — ясности тут не видно ни с какой стороны. Ну а без этого как-то и непонятно, о чем речь может быть вообще.
P.S. Самое мрачное сегодня сообщили "Ведомости", говоря о переговорах в Москве: "Сведений слишком мало, чтобы взвешивать возможные решения. Но вот что точно произошло: в речах европейских политиков появилось слово, которое до сих пор употребляли только украинские лидеры. «Если мы не добьемся успеха в поисках устойчивого мирного соглашения, мы прекрасно знаем сценарий, — заявил в субботу в Мюнхене Олланд. — У него одно имя — война".
Ну да, а что еще делать, когда нет ответа на два предыдущих вопроса? Впрочем, "Ведомости" чуть ослабляют тему, "Появление "войны" как полноценной темы обсуждений и политических деклараций не означает, что все к ней готовы. Но это сдвигает повестку, меняет политический пейзаж, по-новому обозначает "красные линии". Когда упоминаний о возможности силового решения перестают избегать, блеф становится менее выгоден стороне, за которой нет реального военного перевеса".
P.P.S. Для любителей самостоятельно производить стратегические и геополитический выводы. РБК:
"Как сообщили источники The Wall Street Journal в дипломатических кругах на Западе, канцлер ФРГ считает, что на встрече "нормандской четверки" в Минске в среду Владимир Путин должен согласиться с мирным планом, который ему предложили Германия и Франция. По их словам, если Россия на минском саммите отвергнет новую "дорожную карту", Меркель пригрозила введением новых санкций против российских компаний и расширением списка лиц, чьи счета за рубежом будут заморожены. Меркель также заявила Путину, что в случае отказа России от мирного плана Германия не будет препятствовать планам США по поставкам летального оружия на Украину. При этом канцлер ФРГ официально заявляет, что выступает против этой идеи".