будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США медиа
Май 17, 2025
Мир
Сакоян Анна

Распечатки повышенной секретности

Распечатки повышенной секретности
ap-1505-1
Фото: afterschoolpmp.org

В США разгорелся информационный скандал, в центре которого оказались два антагониста: информационное агентство Associated Press и Министерство юстиции США. В качестве высокоуровневых участников разгоревшейся на этой почве полемики выступают Белый дом и Конгресс США. Проблема в следующем. Министерство юстиции обратилось к телефонным операторам и обязало их предоставить отчетность по телефонным соединениям (распечатку звонков) журналистов AP за апрель-май 2012 г. Об этом, как и о развернувшейся в результате дискуссии, сообщается, собственно, на сайте AP. В наиболее сжатой форме дело было изложено 13 мая 2013 г. в блоге пресс-менеджера AP Эрин Мэдиган Уайт (Erin Medigan White):

«Министерство юстиции США уведомило Associated Press в пятницу, 10 мая, о том, что оно тайным образом (secretly) получило распечатки звонков по более чем 20 разным телефонным линиям, связанным с журналистами и офисами AP, включая линии сотовых и домашних телефонов. AP требует у Минюста незамедлительных объяснений этих чрезвычайных действий, а также требует вернуть распечатки звонков AP и уничтожить все их копии».

 
 Президент AP Гэри Пруитт  

«Президент и генеральный директор AP Гэри Пруитт (Gary Pruitt), - продолжает автор, -  выразил протест против колоссального вторжения в систему сбора новостей AP в письме к генпрокурору Эрику Холдеру в понедельник, 13 мая. В этом письме Пруитт заявляет: “Нет и не может быть оправдания для такого массового сбора данных о телефонных коммуникациях Associated Press и его корреспондентов. Эти распечатки могут оказаться фактором раскрытия контактов с конфиденциальными источниками из любых областей, в которых AP собирало информацию в течение двух месяцев; они могут раскрыть систему информационных операций AP и рассекретить данные о таких действиях и операциях AP, о которых правительство не имеет никакого права знать.

Мы считаем это действие со стороны Министерства юстиции серьезным нарушением конституционных прав AP на сбор и сообщение информации”».

На всякий случай небольшой комментарий. В некоторых русскоязычных СМИ в связи с этой историей сообщалось о «прослушке» телефонов сотрудников AP. Из этого может сложиться впечатление, что эти переговоры действительно кто-то подслушивал или прослушивали аудиозаписи этих разговоров. Это не так. Речь идет о запросе распечатки звонков (phone records), а не об аудиозаписях (recordings). Распечатки звонков – это данные о номерах входящих или исходящих вызовов и продолжительности соединения, которые хранятся у операторов и считаются конфиденциальными. О содержании переговоров по таким данным судить нельзя (ну или разве что косвенно – исходя из времени и продолжительности связи), а вот координаты участников этих переговоров выяснить можно.

Еще некоторое романтическое освещение этой истории может придавать словоупотребление «тайным образом» (secretly). А речь идет, собственно, о юридическом статусе этого действия. Процедура полагается следующая: если спецслужбам очень нужно что-то выяснить, они в экстренных случаях могут через Минюст оформить ордер, приказывающий посредникам связи предоставить конфиденциальные данные. Дабы ослабить потенциальный рычаг давления на прессу, существует особая оговорка, что если Минюст принимает такое решение, он должен заранее уведомить об этом средство массовой информации и уже потом претворять решение в жизнь. В этом случае у СМИ появляется возможность оспорить правомерность постановления юридическими методами. В этом конкретном случае такого уведомления не было — Минюст получил распечатки и сообщил об этом только постфактум. В этом и состоит секретность, на которой заостряет внимание AP.

 
Генеральный прокурор США Эрик Холдер

Теперь идет спор о том, считать ли действия Минюста оправданными или антиконституционными и превышающими полномочия. Объяснений, к слову, Минюст предоставлять пока не стал («мы не комментируем продолжающиеся криминальные расследования»). Однако мотивы представляются AP весьма прозрачными. Почти год назад, 7 мая 2012 г., Associated Press опубликовало сообщение о том, как американские спецслужбы предотвратили теракт, который планировала «Аль-Каида». Тонкость в том, что это событие, в свою очередь, пришлось почти точно на годовщину гибели Осамы бен Ладена (2 мая 2011 г.). Вернее даже так: публикация планировалась как раз на торжественный день 2 мая 2012 г., но официальные инстанции попросили ее отсрочить, объяснив это тем, что антитеррористическая операция, проводимая спецслужбами, еще не завершена, и нельзя так сразу предавать дело огласке. Кроме того, был еще тот момент, что в преддверии годовщины правительство официально заявило, что никаких сведений о готовящихся по этому случаю терактах, в частности со стороны «Аль-Каиды», нет. Таким образом, разоблачительная публикация именно в тот день была бы крайне нежелательна.

Власти просили отсрочки и после 2 мая, однако AP все-таки опубликовало свой материал. С этого момента спецслужбы начали заниматься поиском источника, который раскрыл новостному агентству секретную информацию (это уже уголовное преступление). В частности, в феврале глава ЦРУ Джон Бреннан (John Brennan) рассказал о том, как его допрашивало ФБР на предмет того, не он ли был источником AP. Он же назвал эту утечку «неавторизованным и опасным раскрытием засекреченной информации».

 
История логотипов АР

Иными словами, поиски преступного источника были безуспешными, и год спустя Минюст решился на крайнюю меру, что и вызвало бурное возмущение общественности и ее представителей в лице конгрессменов – независимо от партийной принадлежности. Республиканец Даррелл Исса (Darrell Issa), представитель от Калифорнии, заявил: «Они были обязаны рассмотреть абсолютно все возможные меры, прежде чем посягать на свободу прессы». Сенатор Патрик Лехи (Patrick Leahy, демократ, штат Вермонт) высказался так: «Когда начинаются посягательства на частную информацию, особенно в случае с информацией, касающейся прессы или ее конфиденциальных источников, бремя ответственности всегда лежит на правительстве… Если говорить о моем первичном впечатлении, я подозреваю вероятность того, что правительству это бремя оказалось не по силам. Меня очень беспокоят эти предположения, и я хочу услышать объяснения правительства».

Сюда же еще добавляют высказывание республиканца Рэнда Пола (Rand Paul), сенатора от штата Кентукки, одного из потенциальных участников президентской гонки 2016 г.: «Четвертая поправка – это не просто защита от произвольных обысков и арестов; это фундаментальная защита Первой поправки и всех прочих конституционных прав. Она устанавливает высокий барьер, гарантирующий, что правительство не будет предпринимать такие шаги, которые бы могли кого-то заставить отказаться от каких-либо из этих прав. Мы должны оберегать это с той же силой, что и остальные конституционные предохранители».

Таким образом, в контекст вводится собственно правительство, которое, со своей стороны, не спешит брать на себя бремя ответственности и старается дистанцироваться от этой истории. «Мы не вмешиваемся в решения, принимаемые в связи с криминальными расследованиями, потому что эти дела находятся всецело в ведении Министерства юстиции», - сказал спикер правительства Джей Карни (Jay Carney).

Дискуссия, между тем, продолжается.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).