Заседание клуба "Гражданские дебаты" привлекло внимание благодаря не только пустынному фону внутриполитического пейзажа, но и теме: президентское Послание. Несмотря на неполемический характер выступлений, круглый стол предложил ряд актуальных проблем, среди которых одна из первых - концепция самого Послания: либо оно, как предлагает политолог Марков, обращено к населению и формулирует социально значимые цели, либо в традиции последних двух лет остается руководством для бюрократа, неким инструментом стратегического управления во внутренней политике. Эксперты скорее за второй вариант.
Фактически была заявлена необходимость второй государственной реформы (первой Путин открыл свое президентство), причем в русле стратегии Администрации, как ее видит Владислав Сурков: подкручивать систему власти в сторону демократических стандартов. Это в первую очередь смена порядка выборов сената и переход к партийному правительству. С подобными тезисами выступили несколько экспертов, и в этой связи возник вопрос о реформе Конституции, на который дал отрицательный ответ Владимир Мау. Таким образом, берет верх продолжение тактики управляемой демократии, в рамках которой президент "по доброй воле" может отказаться от ряда своих конституционных прав. По выражению Глеба Павловского, "управляемая демократия - инструментальный режим охранения структурных реформ", и его следует усиливать, пока реформы не пройдут через ключевые точки.
Конкретный запрос, следовательно, в том, чтобы отразить в Послании новый подход к формированию правительства, одновременно подтвердив ценность и неизменность Конституции. Михаил Краснов, вице-президент фонда "Индем", указал в разговоре с "Полит.Ру", что сам перешел в этом вопросе из лагеря реформаторов к консерваторам, опасаясь, что в ситуации "мировоззренческой неопределенности" реформа Конституции в итоге может "повернуть не туда". На взгляд Краснова, действующая Конституция позволяет напрямую избирать сенаторов (по предложению региональных органов власти), хотя "это не самый лучший вариант", а институт правительства можно строить по французской схеме, формируя политическую традицию.
Административная (чиновного быта), судебная и военная реформы предложены Мау как структурно-экономические опоры Послания. В отличие от судебной и военной реформ административная пока не сформулирована даже на концептуальном уровне: не ясно, "как государство намерено поднимать свою конкурентоспособность на рынке труда", - говорит Мау. Каха Бендукидзе предлагает сосредоточиться на упрощении налоговой системы и повышении "социальной мобильности". Речь идет о реформе инфраструктуры рынка труда, чтобы сделать возможной внутреннюю миграцию. Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, выступил с тезисом, что для завершения начатых либеральных реформ потребуется еще 5-7 лет; реформы монополий и банковской системы еще предстоит начать.
Внешняя политика: эксперты ожидают понять государственную стратегию в отношении возможной войны США с Ираком и военного укрепления Запада на постсоветском пространстве (расширения НАТО на восток и теперь - присутствия в Грузии). "Внешнемобилизационный" сценарий организации президентского Послания, когда в основу политики положены "глобальные вызовы" (от, скажем, здоровья нации до собственно внешней политики), как указывает распространенный клубом среди экспертов документ, популярен среди левого политического спектра. Но тот же подход отвечает также интересам партии путинских патриотов, ожидающих нового поворота риторики "национальных интересов".
Намеченное на конец марта Послание станет первой декларацией о госстроительстве после начала серьезной аппаратной деформации в Кремле, и официальная популистская риторика последних месяцев усиливает напряжение ожидания. Клубу удалось, в целом, наметить контуры возможного президентского маневра.