будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Армения
Май 17, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

Россия и Армения: после сочинского рубежа

Россия и Армения: после сочинского рубежа
irGyAmA05350hzA1e29wfIctX5AwyZUY
С Премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном. Источник: kremlin.ru

Если бы встреча президента России с премьер-министром Армении на полях сочинского саммита ЕАЭС проходила бы в «штатном режиме», то, скорее всего, не привлекла бы к себе особого внимания. Такие контакты – неотъемлемый элемент рутинной работы по налаживанию интеграционных связей. В них трудно узреть какой-то прорыв, радикально меняющий внешнеполитические расклады на постсоветском пространстве. Как правило, в этом формате оттачиваются нюансы и проясняются детали, интересные, по большей части, узкому кругу экспертов и политиков.

Но майская встреча Владимира Путина и Никола Пашиняна в «летней столице» России со всей очевидностью не вписывалась в обычный дипломатический формат. Буквально за шесть дней до нее в Армении появился новый премьер-министр, а правительство было сформировано как будто бы специально к началу работы сочинского саммита. Впрочем, ключевой вопрос здесь не появление новых лиц на армянском политическом Олимпе, а то, как они там появились. Избранию нового премьера в парламенте (это произошло со второй попытки!) предшествовали массовые уличные акции, в которых именно он стал символом армянского национального протеста. Символично, что Серж Саргсян, находившийся во главе Армении в течение десяти лет, уходя в отставку, заявил: «Никол Пашинян был прав, я был не прав». Де-факто даже помимо своей воли и под давлением улицы прежний лидер легитимировал своего оппонента в качестве будущего лидера страны. А как иначе трактовать слова Саргсяна, публично признавшего свою неправоту и, напротив правоту Пашиняна? 

 
Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян на заседании Высшего Евразийского экономического совета
kremlin.ru

Постсоветские протесты: аналогии условны

В России к массовым протестным акциям в постсоветских странах, заканчивающихся сменой власти, относятся крайне настороженно. С ними связывают вмешательство США и союзников Вашингтона во внутренние дела республик бывшего СССР с целью их внешнеполитической «перенастройки» не в пользу Москвы. В качестве наиболее веских доказательств обычно приводятся Грузия, Украина и Молдова. В Грузии после «революции роз» во времена президентства Михаила Саакашвили произошла «пятидневная война», дипотношения между Тбилиси и Москвой были разорваны, а признание абхазской и югоосетинской независимости Кремлем не просто укрепили, а «цементировали» прозападный вектор грузинской внешней политики. В Молдове после массовых акций 2009 года Компартия уступила лидирующие позиции проевропейской коалиции, настроенной на активное сближение с Брюсселем и минимизацию российского влияния, в особенности же военного и миротворческого присутствия в Приднестровье. Но, пожалуй, самым ярким примером в этом ряду представляется Украина. После «второго майдана» была сделана ставка на решительный разрыв с Россией, в результате чего возник не просто кризис в двусторонних отношениях между Москвой и Киевом, но и самая масштабная конфронтация в Европе после завершения холодной войны.

Во многом схожую модель эксперты и в России, и на Западе пытались применить и по отношению к армянскому кейсу. Логика проста. Если массовые акции направлены против Сержа Саргсяна и Республиканской партии, которые активно поддерживали сближение с Россией и евразийские интеграционные проекты, то в случае победы лидеров протеста внешняя политика будет изменена, а США и Евросоюз станут маяками для «обновленной Армении». Однако кажущаяся удобность аналогий в ситуации с Пашиняном не помогает понять и уяснить особенности армянской политики. В особенности же тогда, когда сравнительный метод используется выборочно, почти исключительно для рассмотрения «цветных революций» 2000- х годов. Когда мы справедливо указываем на укрепление натовского влияния в Грузии при Саакашвили и на Украине при Порошенко, то нередко упускаем, что все это возникло не в стихии тбилисской или киевской улицы. Грузинский эксперт Гия Нодия прав, когда говорит о том, что «современная Грузия выросла из борьбы за независимость, где оппонентом выступала и до сих пор выступает Россия». Заметим, выступала еще в апреле 1989 года, когда массовые акции в тогдашней столице Грузинской ССР потрясли основы единого союзного государства. Можно говорить о том, что грузинское массовое сознание упрощает ситуацию, когда связывает утрату Абхазии и Южной Осетии почти исключительно с политикой Кремля. К слову сказать, такая политика была в разные годы различной (последние санкции РФ против Абхазии были сняты только в апреле 2008 года!). Но такое восприятие – реально существующий факт. Если даже выдающийся философ с европейским именем Мераб Мамардашвили (1930-1990), резко критиковавший грузинских националистов, констатировал: «…Слово “Абхазия” является синонимом слова “Грузия”», то политики и общественные деятели могли быть еще менее политкорретными. И на этой исторической линейке «революция роз» не была никаким принципиальным открытием, она лишь укрепила и, благодаря особенностям личности Михаила Саакашвили, обострила, те тренды, которые существовали и ранее.

Вопреки получившему широкое хождение мифу о «братской стране», потерянной после истории с Крымом и Донбассом, Украина в течение всего постсоветского периода была одним из самых проблемных партнеров России. И здесь, что называется, от «энергетических войн», споров вокруг косы Тузла и статуса русского языка, раздела Черноморского флота и заканчивая созданием ГУАМ и поставками украинского вооружения в Грузию в канун «пятидневной войны». Книга «Украина - не Россия» была написана отнюдь не в 2013 году и отнюдь не выпускником Киево-Могилянской академии, своеобразной «кузницы майданов», а бывшим «крепким хозяйственником» советской поры Леонидом Кучмой, пришедшим во власть под внешне пророссийскими лозунгами. И секрет этого заключается в том, что самая крупная по территории бывшая республика СССР с 1991 года сделала своим фирменным знаком «бегство от Москвы», претендуя на роль альтернативного поля политической гравитации для других постсоветских стран. И отнюдь не событиями 2013 года это все началось.

Продолжая этот ряд, стоит также не забывать, что план Дмитрия Козака по урегулированию приднестровского конфликта на основе федерализации Молдовы в 2003 году был похоронен не « западниками-европеистами», а Компартией во главе с Владимиром Ворониным, обещавшим незадолго до этого вступление в Союз России и Беларуси. Сами же коммунисты для решения своих политических задач иной раз вступали в самые парадоксальные коалиции, в том числе и с «румынофилами». Просто потому, что независимость постсоветской Молдовы была зарифмована с «приднестровским сепаратизмом», и решение этого вопроса в пользу Кишинева было и остается пунктом консенсуса даже между «евразийцем» социалистом Игорем Додоном, олигархом Владимиром Плахотнюком и поборниками единства с Румынией.

В этом контексте снова оказывается к месту точная оценка Гии Нодия: «Новая Армения родилась из победы в Нагорном Карабахе; Россия была главной союзницей (пусть не всегда надежной), а противником – «турецкий мир». Защита результатов этой победы стала основным приоритетом армянского государства и остается таковым». Выдающийся русский дореволюционный историк Сергей Соловьев назвал в свое время географию «мачехой для России». Продолжая метафору классика отечественной историографии, можно сказать, что для постсоветской Армении география является не просто мачехой, а мачехой злой. Из четырех границ две (турецкая и азербайджанская) закрыты, а два других выхода во внешний мир - грузинский и иранский сопряжены с огромным количеством проблем. И если первый связан со сложным комплексом российско-грузинских отношений, то второй- с конфронтацией Ирана и Запада, а также ближневосточной турбулентностью в целом. Тот же противник Ирана Израиль – важнейший экономический партнер и поставщик оружия в Азербайджан, хотя ухудшающиеся израильско-турецкие отношения рождают в Армении надежду на то, что Еврейское государство после долгих колебаний и дискуссий, в конце концов признает геноцид армян в Османской империи.

Когда союзничество не роскошь

И в этом непростом контексте отношения с Россией - это не роскошь, не какой-то «духовно-цивилизационный выбор», а суровая необходимость. Возможно, многим гражданам Армении, особенно молодежи, сближение с ЕС и США, интересно и привлекательно. В адрес России в Ереване можно услышать немало критических интенций. И за одностороннюю поддержку властей, а также близких им олигархов, и за малое внимание к образовательным и инновационным проектам, и за чрезмерное увлечение советской ностальгией в ущерб будущему развитию, и за ксенофобскую риторику иных российских политиков и экспертов. Эта критика звучит в СМИ, студенческих аудиториях (даже Российско-Армянского университета), на конференциях и круглых столах. Вызывает также недовольство кооперация Москвы с Баку и Анкарой. В последнем случае нередко воскрешаются призраки прошлого (сговор Ленина и Ататюрка). Но в то же время есть понимание того, что Запад не готов предложить Армении некий проект аналогичный тому, что он предлагает Грузии или Украине. Турция – член НАТО и важнейший партнер США на «Большом Ближнем Востоке». При этом она также стратегический союзник Азербайджана, отказавшийся от нормализации отношений с Арменией без «увязки» этого вопроса с «прогрессом» по Карабаху, читай с уступками Еревана. Ни США, ни ЕС при этом не готовы отказаться от энергетической кооперации с Баку, а по мере ухудшения отношений с Ираном, светский Азербайджан важен еще и как противовес «режиму мулл» и надежный партнер Израиля. И уж, конечно, ни Вашингтон, ни Брюссель не готовы разместить свои войска вместо 102-й базы в Гюмри, стать гарантами безопасности Армении и принять карабахские реальности в том виде, как это делает Москва. Конечно, «карабахская правда» Еревана и Кремля не тождественна. Но Россия не спешит ломать существующий статус-кво и ускорять мирное решение без учета армянских интересов, каковыми вполне могут пожертвовать другие, кто заявляет о «нетерпимости» затягивания переговоров и невозможности «вечного урегулирования». Опять же, никакого альтруизма. После утраты влияния на Грузию, «сдача» Армении при том, что Азербайджан в экономическом плане, как минимум, привязан к Западу и Турции, грозит Москве потерей позиций во всем Закавказье.

Во многом именно суровая необходимость подтолкнула известного «антисоветчика», лидера комитета «Карабах», Левона Тер-Петросяна (когда он возглавлял армянский Верховный Совет, то республика отказалась от участия в референдуме по сохранению «обновленного СССР») к стратегическому союзу с Москвой, как только он стал президентом независимой Армении. И в 2013 году лидер неудавшихся протестов, армянин американского происхождения Раффи Ованнисян, обещал, что в случае победы его первый зарубежный визит будет совершен в Россию. Другой представитель диаспоры Вардан Осканян, выпускник Тафтса и Гарварда (возглавлявший МИД республики в 1998-2008 гг.) уже во время апрельских протестов нынешнего года говорил о том, что не в традициях России вмешиваться в дела других государств, а потому митингующим в Ереване нечего опасаться враждебных действий Кремля.

И опытный дипломат оказался прав. Официальная Москва, что называется, «выдержала паузу». Шли закулисные переговоры, ситуацию качественно мониторили, но общий пафос был таков: протесты Пашиняна, отставка Саргсяна - внутреннее дело Армении. В целом же армянской власти и оппозиции, буквально балансируя на грани удалось удержать ситуацию в конституционных рамках, о необходимости чего говорил Владимир Путин. Пашинян был избран премьером по Конституции, написанной еще Саргсяном, в его кабинете наряду с министрами, не достигшими тридцатилетия, есть профессиональные дипломаты и силовики, финансисты и «крепкие хозяйственники», представляющие не только фракцию «Елк», но также дашнаков и блок Гагика Царукяна. Что вынудило Москву к таким «тонким настройкам»? Во-первых, опыт Абхазии и Южной Осетии, где власти менялись под давлением народных выступлений, но это не влияло на внешнеполитический выбор этих республик. Определенные уроки были извлечены. Во-вторых, понимание ограниченности маневра для Еревана. Да, в случае резкого ухудшения отношений, Москва теряла бы многое, но для Армении такой сценарий таил в себе еще большие риски. От географии еще никому не удавалось сбежать, особенно небольшим странам. Выдержанное поведение Москвы значительно облегчило Пашиняну общение с Путиным и другими евразийскими «грандами» (здесь особенно следует подчеркнуть благоприятное отношение к новому премьеру со стороны президента Белоруссии Александра Лукашенко). Но это не причина, а скорее повод для того, чтобы Пашинян выразил свое восторженное отношение к празднованию Дня победы, российской военной мощи и заявил о необходимости придания импульсов двусторонним связям.

 
Никол Пашинян на митинге 13.04.2018
Yerevantsi/Wikimedia Commons

Демократия и национализм: кавказская диалектика

Причины намного глубже, они носят системный характер и связаны со становлением постсоветской Армении, как независимого национального государства. Известный британский кавказовед Томас де Ваал, говоря о традициях армянского протеста, указывает на их противоречивую диалектику, сочетание национализма и демократии. Но эти явления в кавказском контексте не противоречат друг другу. Те, кто выходил и выходит на сухумские улицы, протестуя против Александра Анкваба и Рауля Хаджимбы, несомненно, хотят большей доступности и открытости власти. Но этот их выбор не означает никоим образом их готовности принять грузинский национальный проект, и напротив, те, кто в Тбилиси участвовал в «революции роз», протестовал против Саакашвили, а еще недавно требовал досрочных парламентских выборов, не готовы к серьезному диалогу с сепаратистами. Они считают их «марионетками» Кремля. Неслучайно многие оппоненты азербайджанской власти, включая и тех, кто оказался по ее вине, в тюремном заключении, не видят перспектив Карабаха вне юрисдикции Баку. И те, кто свергал Саргсяна, помимо всего прочего, видели в нем слабого политика, не способного защитить карабахских армян и обеспечить Еревану лучшие позиции на переговорном процессе. Сегодня на Кавказе демократия практически и означает национализм, то есть борьбу за строительство своей особой национально-государственной идентичности. Признана она или нет – другой вопрос. И в этом контексте совершенно прав Пашинян, когда утверждает, что будет не пророссийским или прозападным лидером, а проармянским. Как были и остаются прогрузинскими Саакашвили или Иванишвили. Просто каждая страна решает свои задачи, полагаясь больше на Россию, США или Евросоюз. И пока национальная идентичность, новая государственность не приобретут устойчивость и относительную стабильность, национализм будет ведущей целью в процессе демократизации.

От имеющихся сложностей в двусторонних отношениях России и Армении не уйти. Страны по-разному смотрят на военно-техническое и торгово-экономическое сотрудничество Москвы и Баку, Еревана и Тбилиси. Не говоря уже об отношениях Армении с Западом (а роль ЕС в армянской внешней торговле велика). И Пашинян не раз говорил о необходимости уважения «особого мнения» Еревана. Тем более, с его деятельностью на премьерском посту его сторонники связывают и укрепление национальных интересов страны, выстраивание равного диалога с Москвой и ее партнерами по ЕАЭС. Однако некий важный символический рубеж пройден. Оказалось, что и «журналист-бунтарь», поклонник социальных сетей может восторгаться парадом Победы в Москве, а опытные евразийские «зубры» - видеть в нем подающего надежды партнера.

Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).