будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Мир
Даниэль Александр Рогинский Арсений

Россия и европейский либерализм

Россия и Европа, Россия и Запад, ? тема, вокруг которой, кажется, вертится большинство интерпретаций российского прошлого и настоящего (чаще всего, вполне интересных и содержательных), а также политических прогнозов (почти никогда не сбывающихся). Для отечественной рефлексии эта оппозиция вполне традиционна: начиная по меньшей мере с тридцатых годов девятнадцатого века, основные дискуссии о России и ее месте в мире выстраивались вдоль оси «западничествоvпочвенничество». Сопоставление и противопоставление России и (остального) западного мира является одной из несущих конструкций русской культуры, так что иногда кажется: никакой России вовсе нет, а есть лишь набор со- и противопоставительных свойств, сближающих или, соответственно, разводящих эту несуществующую страну со вполне реальной западной историей и цивилизацией.

Заметим, что присутствие в российском сознании фантома, именуемого «Западом», вовсе не зависит от того, является носитель этого сознания «западником» или «почвенником». Это влияет лишь на расстановку оценок. Одни полагают, что «Россия интегрируется в западное сообщество», а «русское общество проникается западными ценностями» ? и это хорошо; другие же считают, что «Запад пожирает Россию», а «чуждые русской культуре ценности отравляют национальное сознание» ? и это плохо. Учитывая, что никто из оппонентов всерьез не ожидает ни распада России как страны, ни исчезновения русского языка и поголовного перехода на английский (происходящие ныне в языковой сфере процессы ничем не отличаются от того, что лет 30v40 назад происходило во Франции или Италии), ни растворения русской культуры в мифической «западной», легко понять, что разница между двумя утверждениями ? чисто терминологическая и оценочная.

В остальной Европе на Россию также очень часто смотрят не как на одну из европейских стран, обладающую, как и другие европейские страны, собственной историей и культурой, ? неотъемлемой частью общеевропейского наследия. Западный наблюдатель смотрит на нашу страну и видит перед собой не очень понятное и потому немного опасное, но, в любом случае, органически чуждое Европе пространство. Именно в сопоставлении с Россией (возможно, это касается также стран Азии и вообще «третьего мира») он осознает все западноевропейские страны, США, Канаду, Израиль, и, кажется, даже Японию как единую политико-культурную общность, именуемую Западом. Можно сказать, что если русские делятся на «западников» и «славянофилов», то европейцы по отношению к России ? почти сплошь славянофилы (это уподобление относится, конечно же, лишь к самым простодушным из отечественных славянофилов).

В течение последнего десятилетия дискуссии о соотношении России и Запада вспыхнули с новой силой, ибо они протекали на фоне очередной грандиозной попытки модернизации российского общества и государства. Заметим, что эта модернизация воспринимается именно как «вестернизация», перенос западноевропейских социально-политических концепций и технологий, ? таких, как права человека, демократические выборы, независимая гражданская активность и так далее, ? в российскую действительность. Надо сознаться, что данное восприятие реформ ? не прерогатива только западных наблюдателей. Российская интеллигенция, то есть как раз та часть общества, социальной ролью которой является историческая и культурная рефлексия, в массе своей так же точно воспринимает «модернизацию» как «вестернизацию».

Мы хотим усомниться в основной исходной посылке, которая молчаливо принимается и российскими «западниками», и российскими «почвенниками», и внешними наблюдателями. Мы не уверены, что Россия ? это «не вполне Европа», и что модернизация как раз и состоит в том, чтобы перенести концепции и идеалы, выработанные в Западной Европе и Северной Америке, на доселе чуждую им русскую почву.

В самом деле: на чем основано предположение о том, что Россия ? это «не вполне Европа»? Уж, во всяком случае, не на «особости» национальной культуры! Каждый, кто знаком с русской литературой, живописью, театром, музыкой, подтвердит, что российская культура (в узком смысле этого слова) уже два столетия составляет органическую часть именно европейского вклада в мировое наследие. Речь сегодня, конечно, идет не о культуре, а о политическом бытии нации, отличном от политического бытия западноевропейских стран.

Проще говоря, наиболее распространенный стереотип таков: Россия ? это не Европа, потому что Россия никогда не знала демократии. Она всегда управлялась авторитарными и диктаторскими методами. Иногда диктатура перерастала в массовый террор.

Так ли это? Разумеется, так.

И все же можно кое-что возразить «западным почвенникам» ? и по поводу извечно авторитарной России, и по поводу перманентно демократического Запада. Ограничимся для краткости одним XX веком.

Для предвоенной Европы 1930-х гг. «Карта свободы», вроде той, которую сейчас ежегодно составляет американская ассоциация Freedom House, выглядела бы достаточно мрачно даже без Германии и России. В Венгрии ? Хорти, в Испании ? Франко, в Италии ? Муссолини, в Польше ? Пилсудский, в Литве ? Сметона, и так далее. Все эти правители (в разной степени, конечно) были, мягко говоря, мало похожи на идеальных демократических политиков. Конечно, в том, что касается тотальности диктатуры и масштабов совершаемых преступлений, названные диктаторы в подметки не годятся Сталину. Но зато Гитлер в этом отношении, пожалуй, не уступит Сталину, а, может, и переплюнет его.

Перекресток, на котором фундаментально разошлись пути России и Запада ? это 1945 год. Послевоенная Западная Европа, впечатленная опытом нацизма и вдохновленная победой над ним, провела последовательную политическую модернизацию всех своих институтов, от армии и полиции до профсоюзов, восстановив и обновив «общественный договор» на основе классического либерализма. В Советском Союзе не произошло ничего подобного, и наша модернизация началась почти полвека спустя. Но ведь время упустили не только мы: опыт Испании и Португалии (где Салазар и его наследники продержались ненамного меньше, чем коммунисты в России) показал, что и запоздалая модернизация может быть успешной ? было бы желание.

А желание было: в двадцатом столетии Россия, по меньшей мере, трижды, ? в 1905v1907, в феврале 1917 и с конца 1980-х по сей день, ? пыталась пробиться к демократии. Первая русская демократическая революция принесла конкретные плоды ? гражданские свободы и начатки представительного правления; вторая окончилась большевистским переворотом; о третьей трудно пока сказать что-то определенное. Но как бы то ни было, эти настойчивые попытки не подтверждают тезиса о том, что демократические общественные процедуры и институты являются для России чем-то полностью чужеродным.

Но можно ли утверждать обратное: что либеральные ценности органичны для российской культуры и российского общественного сознания?

Так получилось, что в 1960-е над нашей страной был поставлен чистый опыт селекции органических идей. В то время режим уже заметно одряхлел и не в состоянии был «на корню» пресекать независимую общественную активность. Но «железный занавес» еще действовал и продолжал эффективно препятствовать проникновению идей с Запада; из всех западных пропагандистских кампаний, направленных на Советский Союз, практический успех имела только одна ? пропаганда современной легкой музыки. Поэтому мировоззренческая база для возникновения независимой российской общественности (тех, кого позднее назовут диссидентами) могла быть только автохтонной, порожденной внутренними традициями и тенденциями развития России. И диссиденты выбрали в качестве точки опоры, знамени и основы альтернативного общественного проекта не какую-либо политико-идеологическую платформу. Они выбрали концепцию прав человека. Выбрали, практически ничего не зная об этой концепции, не представляя себе современного состояния проблемы, не будучи в массе своей знакомыми даже с такими основополагающими документами, как Всеобщая декларация ООН, не говоря уже о международных пактах о правах человека.

Иными словами, Россия не заимствовала эту концепцию в Европе. Она практически самостоятельно выработала ее для себя, исходя из собственного исторического и культурного опыта.

И, наконец, самое главное. В сегодняшнем мире позиционирование народа и его культуры определяется не тем, откуда он заимствует идеи и принципы, а тем, куда он вносит собственные достижения, частью чего эти достижения становятся. Идея прав человека не просто была переоткрыта российскими диссидентами заново. Она была переосмыслена русской культурой и русской общественной мыслью, превратившими ее из правовой концепции в философию нового глобализма. В России она приобрела важные новые измерения ? как на интеллектуальном, так и на практическом уровне.

На интеллектуальном ? Сахаров поставил эту идею в контекст главных глобальных вызовов конца XX века, провозгласив ее универсальным ключом к модернизации уже не национальных обществ и государств, а человечества в целом.

На практическом ? международное Хельсинкское движение, зародившееся, как известно, в 1976 году в Москве, решающим образом повлияло на выработку «доктрины Картера», объявившей права человека важнейшей международной проблемой. Этой доктрине суждено было определить ход событий в мире и в Европе в течение 1990-х.

Современная западноевропейская мысль за четверть века настолько привыкла к этому новому взгляду на права человека, что его «русские» корни слегка забылись. Но если мы говорим о соотношении между современной Россией и современной Европой, нельзя забывать, что, в конечном счете, и Россия, и Европа ? это, прежде всего, люди и идеи. И что решающий вклад в модернизацию европейского политического мировоззрения внесли русские.

Да, политический режим в нынешней России далеко не соответствует тем критериям, которые сегодня считаются нормой в европейских демократических обществах. Да, уровень независимости прессы за последние два года резко упал; сейчас он много ниже, чем может позволить себе развитая демократия. Да, уровень насилия, исходящего от государственных институтов, заведомо больше допустимого; иначе говоря, полицейский произвол распространен в России намного шире и проявляется намного грубее, чем во Франции или США. Да, война в Чечне сопровождается не меньшими, если не большими жестокостями и кровопролитием, чем война в Алжире. Но значит ли это, что для русского национального сознания, для русской культуры несвобода и насилие более приемлемы, чем для американского или французского? Попросту, значит ли это, что русские любят, когда их лупят полицейские?

Мы сомневаемся в этом. И если мы правы в своих сомнениях, то можно надеяться, что где-нибудь через поколение-два политическое бытие нации начнет лучше соответствовать ее, уже сегодня достаточно европейскому, политическому сознанию.

Даниэль Александр Рогинский Арсений
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).