Российская делегация, присутствовавшая на международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации украинской ГТС, покинула мероприятие после объявления церемонии подписания итоговой совместной декларации. Как заявил агентству УНИАН заместитель председателя правления ОАО "Газпром" В.Голубев, дальнейшее развитие конференции делегации России не интересно.
Вопрос понятен: теперь начнется новое обострение на тему газа между Россией и Украиной? Ответ: может, но не сразу. Понятно, что ничего хорошего для газовых отношений двух стран в Брюсселе не произошло, но пока речь шла ровно о том, что России эта история действительно не интересна. Кажется, "Газпром" просто не ощутил наличия там реальности.
Например, тот же Голубев уверяет, что сумма, необходимая для модернизации украинской ГТС, должна быть в 10 раз больше той, которая обсуждалась в Брюсселе. Министр экономики России С.Шматко пошел в частности: "Члены украинской делегации заявили о том, что Украина строит планы с банками и им, безусловно, есть интерес предоставлять кредитные средства. Украина строит планы с банками и им, безусловно, есть интерес предоставлять кредитные средства. Но интерес России заключается в том, чтобы украинская ГТС была модернизирована и гарантировала бесперебойную работу на длительный период". Понятно, что это разные задачи.
Но самым интересным было соло премьера Ю.Тимошенко. По ее словам, модернизация украинской ГТС намного выгоднее для Европы, чем строительство новых газопроводов. Это было сказано вот к чему: "Мы знаем, что много говорят об альтернативных путях поставок газа (в Европу) в обход Украины. В последнее время эта идея стала довольно популярной, о ней много говорят. Но я хочу обратить внимание, что строительство новых газопроводов – это десятки и десятки млрд. долларов новых денег – это колоссальные инвестиции".
А вот выход, как она его видит: "Но если в украинскую ГТС вложить 5,5 млрд. долл., то это даст возможность увеличить пропускную возможность украинской ГТС на выходе на 60 млрд. куб. м (на год). Я хочу, чтобы кто-то мне назвал хотя бы еще один эффективный с экономической точки зрения и целесообразный – с экономической, а не политической точки зрения проект". После чего и призвала инвесторов к сотрудничеству в направлении модернизации ГТС Украины.
Тут вопрос: откуда у нее уверенность в том, что Россия тут же и с удовольствием выдаст в украинскую ГТС еще 60 млрд. куб. м в год? У Тимошенко есть ответ и на это: для работ по модернизации и расширению ГТС необходимо иметь четкие гарантии России и ЕС относительно объемов транзита газа через территорию Украины в долгосрочной перспективе.
То есть, сначала Европа даст денег на расширение газопровода, а потом еще и договорится с Россией, чтобы та непременно добывала на 60 млрд. куб. м в год больше и все это отправляла в украинскую ГТС. И при этом Тимошенко противопоставляет экономическую целесообразность политике. Но при такой политике до экономики дело вообще не дойдет.
В общем, логично, что российская сторона предлагала решать этот вопрос втроем. Если, конечно, для украинской стороны дело не сводится к тому, чтобы получить кредиты под условное намерение модернизировать ГТС. С.Шматко говорил о недовольстве проектом итоговой декларации конференции по модернизации ГТС Украины еще до начала конференции: "Приехав сюда, мы с удивлением обнаружили, что производители и поставщики остались в стороне от подготовки декларации. Любая модернизация украинской газотранспортной системы без консультаций с Российской Федерацией представляется неразумной". Он добавил, что реализация двустороннего подхода может привести к рискам обеспечения поставок газа, поскольку может привести к необходимости пересмотра существующих договоров на снабжение.
Получилась интересная конференция: две стороны – потребитель и страна-транзитер договаривались о том, как получать от поставщика больше газа. Поставщика о его планах не спросил никто.