будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
праздники
Май 24, 2025
Мир
Сакоян Анна

Рождество: от карнавала к семейному празднику

Рождество: от карнавала к семейному празднику
Three_Magi_mosaic_-_SantApollinare_Nuovo_-_Ravenna_2016
Приход волхвов. Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово. Источник: © José Luiz Bernardes Ribeiro / CC BY-SA 4.0

The Economist по случаю празднования Рождества в традициях, придерживающихся григорианского календаря, опубликовал материал об эволюции праздничного обычая. Правда, автор рассказывает об этом в крайне общих терминах, не уточняя, о каких именно христианских культурах идет речь и почти не оговаривая географию своего повествования. Исходя из контекста, автор в основном сосредоточен на традициях англосаксонского мира, в первую очередь на североамериканской.

Празднование Рождества в некоторых странах доиндустриальных Европы и Америки сильно отличалось от нынешнего, пишет автор. Тогдашняя версия представляла собой буйный карнавал, во время которого сельские улицы заполняли пьяные и ряженые, распевавшие гимны. Главной праздничной локацией был кабак, а вовсе не церковь и не семейный очаг. Период рождественских торжеств знаменовался резким ростом вандализма и насилия. Однако к концу XIX в. ситуация изменилась: разудалый праздник превратился в мирное семейное торжество.

 
Давид Тенирс Младший. Крестьяне, празднующие двенадцатую ночь. 1635
National Gallery of Art, Washington
 
Объявление, запрещающее празднование Рождества. 1659
newbostonpost.com

Дело в том, объясняет автор, что в период с XVI по XVIII вв. период рождественских праздников приходился на мертвый сезон сельскохозяйственного цикла. Это было время безделья. Урожай уже собрали, скот зарезали (во время холодов мясо хорошо хранится), можно было пировать и бесчинствовать. В некоторых местах к бесчинствам относились вполне терпимо, воспринимая их как ритуальные (с временным переворачиванием иерархий с ног на голову). В других местах эти праздники крайне порицались и иногда даже запрещались.

Ситуация начала ощутимо меняться в XIX в. Это было связано с быстрым разрастанием городов, население которых увеличивалось за счет того, что фабрикам требовались рабочие. Иными словами, в городах стало больше бедных. Бесчинства, которые в сельской местности не представляли серьезной опасности, в городе могли с легкостью превратиться в массовые пьяные беспорядки на улицах.

 
Микаэль Анкер. Рождественский день в 1900. 1902 г.
Skagens Museum

Закономерным образом, элиты были заинтересованы в том, чтобы перенаправить праздничную традицию в более мирное русло. В Северной Америке эту задачу взяли на себя идеологи и распространители массовой информации, которые начали внедрять новую рождественскую символику. Из Германии позаимствовали рождественскую ёлку, из Англии — рождественские коробки, куда богатые складывали свои излишества в подарок слугам. Тогда появился и образ Св. Николая в виде Санта-Клауса.

Параллельно с этим внедрялась (в том числе через прессу) идея о том, что Рождество — это детский праздник. Центральным событием стал вечер в канун Рождества, когда дети получают подарки, привезенные Санта-Клаусом. В середине XIX в. газета New York Herald советовала читателям на несколько дней воздержаться от посещения питейных заведений, чтобы отметить праздник с семьей и детьми.

 
Дети у рождественской елки
Леопольд фон Калькрёйт 

Таким образом, рождественский праздник стал триумфом буржуазии и среднего класса. В начале XX в. Рождество уже называли праздником «торговой жатвы». А позднее эта конфигурация уже стала предметом критики со стороны противников консьюмеризма и всеобщей коммерциализации. Тем не менее, в ряде стран этот праздник до сих пор бытует именно в этом качестве.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).