будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Мир
Цыганок Анатолий

Рычаги силы государств Большого Кавказа

Окончание. См. часть 1

Турция – давний сосед России на Кавказе. После распада СССР эта держава претендует на ведущую геополитическую роль к югу от Большого Кавказского хребта. Турецкая армия вторая по численности в Европе и НАТО, ее военный бюджет составляет около 9 млрд долларов, и она всегда была предметом национальной гордости. Вооруженные силы Турции насчитывают 515 000 человек. На вооружении Сухопутных войск турецкой армии, численностью около 490 000 человек, состоит: 4205 танков, 4380 боевых бронированных машин, в том числе 738 боевых машин пехоты и 3642 бронетранспортера, и 6985 орудий полевой артиллерии, в том числе 2015 буксируемых и 868 самоходных орудий, более 2000 минометов, 60 реактивных систем залпового огня; 3582 единицы противотанковых средств, 19 ПУ ЗУР, 1510 ПЗРК, около 1600 зенитных орудий, 196 самолетов и около 300 вертолетов.

На вооружении ВВС, численность которых составляет около 60 000 человек, состоит: 486 самолетов боевой авиации, 330 самолетов вспомогательной авиации и 37 вертолетов, организационно сведенных в два тактических авиа командования.

На вооружении ВМС, численностью около 53 000 человек, имеется: 121 боевой корабль различного класса (26 фрегатов с управляемым ракетным оружием, 21 ракетный катер, 18 патрульных катеров, 24 минно-тральных корабля, 29 малых десантных кораблей), 151 вспомогательное судно. Силы флота организационно состоят из четырех флотилий (боевой, подводных лодок, ракетных катеров, минной), авиабазы ВМС и дивизиона вспомогательных судов.

Сухопутные силы дислоцированы в соответствии с оперативными планами Североатлантического альянса. l-я полевая армия (штаб в Стамбуле) размещается в районе Черноморских проливов и Восточной Фракии (европейская часть Турции); 2-я полевая армия (штаб в Малатья) – в районе южных границ страны; 3-я полевая армия (штаб в Эрзинджане) – в районах, прилегающих к границам Армении; 4-я (Эгейская) полевая армия (штаб в Измире) – в районах побережья Эrейского и Средиземного морей. Отдельные армейские корпуса дислоцируются в Центральной Анатолии и в северной части острова Кипр. На территории Большого Кавказа, практически на всей северо-восточной части Турции, дислоцируется около трети всей ее армии – 3-я полевая армия в составе: 8-го и 9-го армейских корпусов, 48-й отдельной пехотной бригады, 4-й отдельной бронетанковой бригады и части сил 2-й полевой армии (7-й армейский корпус).

9-й АК имеет в своем составе: 3-ю мотопехотную дивизию,7-ю, 14-ю, 25-ю отдельные механизированные бригады, отдельный мотопехотный батальон, отдельный танковый батальон, который дислоцируется в районе Аргадан, Кагысман, Эрзурум вдоль турецко-грузинской и турецко-армянской границы.

8-й АК имеет в своем составе: 10-ю отдельную пехотную бригаду, 1-ю, 12-ю, 34-ю, 42-ю отдельные механизированные бригады, 9-ю отдельную бронетанковую бригаду и 151-й артиллерийский полк КСИР, расположенный вдоль турецко-иранской границы.

Кроме того, на ирано-турецкой границе дислоцируются соединения 2-й ПА – 7-го АК в составе: 61-й и 70-й отдельных механизированных бригад,16-й и 20-й отдельных бронетанковых бригад, 2-й, 5-й, 23-й отдельных пехотных бригад. Действия армий поддерживаются вторым тактическим авиакомандованием, а на приморском направлении и действиями командования военно-морского флота.

На сегодняшний день Турцию толкают в сторону сближения с Москвой, Ираном и южнокавказскими государствами несколько параллельно идущих процессов.

1) Охлаждение американо-турецких отношений из-за войны в Ираке и попыток марионеточной иракской дипломатии создать курдскую автономию на севере Ирака. Кроме того, ожидаемый в ближайшие год-два выход американских частей из Месопотамии повлечет за собой ухудшение ситуации не только на юго-восточных границах Турции, но и вообще на всем юго-востоке внутри страны.

2) Охлаждение турецко-европейских отношений из-за принятия греческой части Кипра в ЕС, а также из-за опасений европейского сообщества, что официальный приход Турции в объединенную Европу вызовет еще больший наплыв мусульман, что изменит этническую картину европейского материка. Голосование во Франции и Голландии против единой европейской Конституции имело антитурецкую направленность. Голосование французского парламента о признании турками геноцида армянского народа в начале XX века стало еще одной пощечиной Турецкой Республике. Даже извинения президента Франции Жака Ширака, принесенные турецкому премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану за «неправильное голосование французского парламента», как и попытка премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за решение министров иностранных дел ЕС о замораживании переговоров по восьми из тридцати двух вопросов по вступлению Турции в ЕС не ослабили негативный импульс последних решений европейских парламентариев.

3) Охлаждение турецко-израильских отношений из-за выявившейся поддержки спецслужбами Израиля собственных и курдских разведывательных структур в Курдской автономии на севере Ирака, а также из-за Второй ливано-израильской войны летом 2006 года.

Кроме того, прием в НАТО Болгарии и Румынии привел к появлению военных объектов США на Черном море, что вызвало протест, выразившийся в единой российско-турецкой позиции по предотвращению переноса натовской операции «Активные усилия» с акватории Средиземного моря на Черное, которое в Москве и Анкаре привыкли считать своим «внутренним морем».

Можно говорить о возможном партнерстве Москвы и Анкары на Кавказе, несмотря на 11 войн между нашими государствами продолжительностью в сорок четыре года. Этому способствует интенсивная народная дипломатия, российско-турецкие «челночные отношения» и российские туристы. Отказ Российской Федерации (в отличие от СССР) от поддержки Курдской рабочей партии, считающейся в Турции террористической организацией, а также совместное противостояние радикальному исламу существенно сблизили позиции России и Турции, способствовали снятию многих противоречий В этом ряду находятся и соприкосновение позиций Москвы и Анкары по «абхазскому вопросу», и поддержание Турцией позиции Москвы по мирному решению иранской ядерной проблемы. Если в рамках такого сближения с Анкарой Москва инициирует более продуктивный армяно-турецкий диалог, это также станет серьезным стабилизирующим фактором на Кавказе.

Наметился положительный сдвиг и в военно-техническом сотрудничестве двух стран. Особенно это стало заметно после переговоров, которые прошли 15 сентября в Москве между вице-премьером, министром обороны России Сергеем Ивановым и министром национальной обороны Турции Веджди Генюлем. Итогом переговоров стало объявленное Сергеем Ивановым решение о том, что по инициативе Анкары ВМФ России примет участие в операции «Черноморская гарантия-2006», проводимой ВМС Турции. «Наша страна примет участие в операции «Черноморская гарантия-2006», проводимой ВМС Турции. Главная задача этих учений – постоянный мониторинг за торговыми судами и получение информации об их передвижениях для выявления незаконной деятельности», – сообщил Сергей Иванов. Он подчеркнул, что «безопасность на Черном море должна обеспечиваться силами самих черноморских государств». Далее он развил эту посылку: «Мы убеждены в том, что безопасность в зоне Черного моря должна обеспечиваться только силами государств региона. В этом нас поддерживает Турция. Это означает, что за безопасность в Черном море должны отвечать две ведущих страны – Россия и Турция».

Иначе говоря, Россия добилась четкого разделения зон ответственности в Черноморском морском бассейне Большого Кавказа. По решению Москвы и Анкары зоной проведения антитеррористической операция НАТО «Активные усилия» является исключительно Средиземное море, аналогичной на Черном море – операция «Черноморская гармония».

В настоящее время Россия и Турция строят свои отношения в сфере ВТС на основе межправительственного «Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим вопросам в области оборонной промышленности». Этот документ регламентирует двусторонние контакты по разработке, производству и поставкам продукции военного назначения. Очередное, пятое заседание межправительственной комиссии прошло в октябре. Пока же удельный вес военной техники российского производства в общем объеме ВТС Турции за последние 10 лет составил всего 1%, что соответствует примерно 190 млн долларов. Турция закупила в России около 240 бронетранспортеров, около 20 вертолетов Ми-17, свыше 14000 единиц стрелкового оружия, боеприпасы, морской спасательный буксир проекта 1454, а также три морских пассажирских судна проекта 14613. Часть поставок военной продукции – примерно на 100 млн долларов – осуществлялась в виде погашения государственного долга России Турецкой Республике.

На фоне охлаждения отношений Турции со своими постоянными партнерами и союзниками усилилось ее взаимодействие не только с Россией. Незамеченным для большинства экспертов остался факт почти одновременных боестолкновений турецких и иранских воинских подразделений с курдскими боевыми отрядами практически в одном и том же районе турецко-иранской границы.

Кавказская часть армии Ирана находится в фокусе внимания политиков и экспертов всего мира. Вторая ливанская война летом 2006 года продемонстрировала потенциал Ирана как участника ближневосточной и кавказской «большой игры», которая оставила в тени ядерную проблему и продемонстрировала умение Тегерана играть против своих главных оппонентов «чужими руками». Иран, как и Турция, является старейшим участником кавказской «большой игры». Но проблема иранского присутствия на Кавказе не ограничивается географией. В значительной степени американо-иранское противостояние имеет свое продолжение на Юге Кавказа.

Постсоветская азербайджанская элита ориентирована на Турцию (традиционного союзника американцев и Израиля) и США, поэтому «болевой точкой» во взаимоотношениях Азербайджана и Исламской Республики Иран является проблема Южного (Иранского) Азербайджана. Значительно лучшие развиваются взаимоотношения Ирана и Армении. Несмотря на исламский характер своей государственности, в карабахском вопросе Иран занял положительную для армянской (христианской) стороны позицию. Исламская республика провозгласила принципы «равноудаленности» и приверженности политическому урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Благодаря помощи Ирана Армения фактически имеет коридор во внешний мир в условиях блокады со стороны Азербайджана и Турции. Именно иранские СМИ сообщили об уничтожении армянских хачкаров («крест-камень», армянские средневековые памятники) на территории азербайджанской Нахичевани.

Иран – мощная страна и по людским ресурсам, и по составу и вооружению ВС. В составе вооруженных сил насчитывается 853 тыс. человек, из них 403 тыс. относятся непосредственно к армии. В сухопутных войсках – 300 тыс. человек, в ВВС ПВО – 85 тыс. человек, в ВМФ – 18 тыс. человек. В составе Корпуса стражей революции (КСР) – 450 тыс. человек.

На вооружении армии и КСР находятся: 17– 30 пусковых установок и предположительно до 175 тактических ракет с дальностью стрельбы 150-180 км; 15 пусковых установок и около 250 оперативно-тактических ракет «Шихаб-1» (Скад-В) досягаемостью 300 км; от 100 до 200 ракет «Шихаб-2» (Скад-С) с дальностью до 700 км; предположительно от 20 до 40 ракет «Шихаб-3», дальность полета которых достигает 1500-2000 км.

На вооружении армии и КСР имеются: 1655 танков, 1490 единиц бронетехники, 2085 буксируемых и 310 самоходных артиллерийских систем, около 900 реактивных систем залпового огня. 270-306 боевых самолетов, 580 вертолетов, в том числе 50 боевых вертолетов. 3 подводных лодки и 6 кораблей класса фрегат, 20 ракетных катеров, 90 патрульных катеров, 13 десантных кораблей.

Из них непосредственно на Кавказе, на армяно-иранской и азербайджано-иранской границах, дислоцируются силы и средства СВ и КСИР: 21-я и 77-я пехотные дивизии СВ, 31-я механизированная дивизия КСИР. На турецко-иранской и ирано-иракской границе размещены: 3-я пехотная дивизия специального назначения КСИР, 25-я отдельная десантно-штурмовая бригада и 64-я пехотная дивизия СВ. Действия горной группировки поддерживаются 21-ой, 22-ой и 23-ей авиаэскадрильями, дислоцированными на 2 авиабазе (Тебриз).

На иранском побережье Каспия дислоцировано около 25% сил и средств иранской армии (Тегеранская группировка). В том числе: 30-я пехотная дивизия, 16-я бронетанковая дивизия, 23-я воздушно-десантная дивизия, 58-я десантно-штурмовая дивизия СВ. А также силы КСИР: 1-я, 16-я,17-я, 27-я, 52-я пехотные дивизии,12-я отдельная пехотная бригада, 2-я механизированная дивизия, 10-я и 25-я пехотные дивизии специального назначения. Действия Тегеранской группировки поддерживаются силами с средствами 33-й артиллерийской группы, 99-й зенитно-артиллерийской группы, 10-й группы ПВО КСИР, а также силами ВВС, дислоцированными на 1-й (Тегеран) и 3-й (Хамадан) авиабазах.

Несмотря на то что иранское вооружение – образца 80-х и 90-х годов, в гористой стране (а Иран именно такая страна) оно может неплохо себя проявить. Да и моральный дух персов всегда был высок, а уж после мощного информационного потока с Запада, представляющего Иран страной, населенной религиозными фанатиками, большая часть населения с опасением относится к высказываниям западных стран и может сформировать многомиллионное ополчение.

Воюющие группировки войск государств Большого Кавказа

В целом военные группировки государств Большого Кавказа находятся в постоянном напряжении. За последние пятнадцать лет почти все армии Кавказа имели опыт ведения боевых действий, принимали участие в конфликтах и войнах различной степени интенсивности и имеют практику ведения боевых действий в горной и горно-пустынной местности.

Россия, если называть вещи своими именами, воюет в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, где не прекращается «антитеррористическая операция». Российские миротворцы последние четырнадцать лет находятся в Грузии и недавно вернулись из Ливана, участвовали в миротворческих операциях в Боснии, Судане.

Грузия в начале своей государственной истории воевала против собственных автономий во время грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. В 2004 году грузинская армия попыталась силой захватить Южную Осетию. В 2006 году в Кодорском ущелье грузинские военнослужащие воевали с «бандформированиями», российскими миротворцами в Цхинвали, российско-армянской шпионской группировкой в Тбилиси, сухогрузами и туристическими прогулочными катерами. Несколько десятков грузинских солдат на вторых ролях разгружали боеприпасы и охраняли их в Ираке. В настоящее время грузинская армия находится в готовности воевать с «бандитами и криминалом» в Южной Осетии и Абхазии.

Примерно по 35-40% формирований армий Южной Осетии и Абхазии и почти весь средний и старший офицерский состав имеют опыт боевых действий в горной местности.

Армения и Азербайджан воевали друг с другом в Нагорном Карабахе пятнадцать лет назад. Сегодня Армения с Нагорным Карабахом находятся в ситуации «шаткого перемирия» с Азербайджаном. О милитаризации азербайджанской армии говорит военный бюджет Азербайджана, который в 2007 году превысит весь бюджет Армении и Нагорного Карабаха. 80% азербайджанской, 50% армянской, 75 % армии Нагорного Карабаха находятся в повышенной боевой готовности на Карабахском направлении.

ВМФ Казахстана и Туркменистана готовятся к «защите энергетических запасов Каспия» и сопровождению танкеров и сухогрузов.

Турция на своей территории не прекращает войны силами 2-й и 3-й полевых армий с «террористической организацией Курдской рабочей партией», совершает вылазки на территорию северного Ирака, не снимает охрану с турецко-армянской, турецко-иранской и турецко-сирийской границ, а также содержит в постоянной готовности 11-й армейский корпус на Кипре.

Иранская армия имеет опыт ведения восьмилетней войны с Ираком, ведет непримиримую войну против ирано-афганских наркобаронов и, чувствуя себя «в окружении», постоянно угрожает то Израилю, то «американским империалистам», ежеквартально проводя маневры и учения (в основном силами и средствами 2-го и 3-го армейских корпусов на западе и юго-западе страны и силами флота в Персидском заливе и вблизи Ормузского пролива). Одновременно на Каспии Иран требует раздела по своему варианту и постоянно ведет борьбу за влияние на южно-кавказские государства.

 Несмотря на то что роль и значение Кавказского региона как перекрестка энергетических и транспортных потоков постоянно растет, милитаризация Большого Кавказа вызывает у мирового и российского общества опасения относительно возникновения новых очагов конфликтов из-за нерешенных территориальных, этнонациональных, энергетических, религиозных, транспортных и морских проблем, которые, к сожалению, имеют тенденцию к увеличению.

При этом наиболее реальным конфликтом, который может перерасти в вооруженное противостояние, является вариант создания американскими советниками в Багдаде марионеточного «курдского иракского государства» для облегчения выхода коалиционной группировки войск из Ирака. Сомнителен, но возможен вариант, высказанный в №46 НВО, «о нанесении массированного удара по объектам Ирана и Сирии» для завершения безопасного выхода из Ирака. Еще один конфликт, способный перерасти в вооруженное противостояние, может появиться при принятии решения правительством Израиля о нанесении «упреждающего удара» по ядерным объектам Ирана в ответ на угрозы со стороны последнего. Не исключено распространение конфликта на Большой Кавказ с возможным решением Пакистана о «восстановлении пуштунской федерации» на границе с Афганистаном и созданием коалиционного правительства Афганистана «без Корзая». Не исключен военный конфликт со стороны Грузии при гипотетическом «признании независимых государств Южной Осетии и Абхазии» или при принуждении Абхазии к «приему грузинских беженцев» по решению Евросоюза. На Южном Кавказе может начаться вооруженное противостояние между Азербайджаном и НКР «при возвращении азербайджанских беженцев», при возможном принуждении Армении и Нагорного Карабаха к выполнению требований Минской группы ОБСЕ, оформленных как решение Совета Безопасности ООН. Конфликт на Каспии может вырасти из территориального спора между Каспийскими государствами за право владения морским дном и контроль за транспортировкой энергоресурсов.

Гипотетические перечисленные варианты возможных конфликтов на Большом Кавказе еще раз говорят о той рискованной грани между войной и миром, на которой балансирует кавказская политика. Внешние акторы, играющие на Кавказе, каждый раз должны четко просчитывать все плюсы и минусы при принятия тех или иных решений и помнить о тех войсковых группировках, огромных военных силах и средствах, которые готовы к боевым действиям.

Цыганок Анатолий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).