Основной политической интригой Грузии с тех пор, как Саакашвили объявил о досрочных президентских выборах 5 января 2008 года, стал вопрос о едином кандидате от оппозиции. Национальный совет оппозиционных партий Грузии, объединяющий 10 организаций и считающийся радикальной оппозицией, сегодня должен объявить о своем едином лидере. Пока же о намерении баллотироваться в президенты заявили уже 4 представителя оппозиции, и наиболее весомой фигурой из них является бизнесмен и медиамагнат Бадри Патаркацишвили. Однако самые большие шансы на победу остаются, видимо, у Саакашвили.
52-летний Патаркацишвили намерен пойти на выборы под лозунгом: «Грузия без Саакашвили – это Грузия без террора» и сделать Грузию парламентской республикой. Патаркацишвили призвал «дружественные Грузии страны и международное сообщество заставить руководство страны выполнить условия, которые необходимы для проведения демократических выборов». К этим условиям олигарх отнес отмену введенного президентом чрезвычайного положения, прекращение гонений по политическим мотивам, снятие искусственных препятствий для регистрации кандидатов в президенты, восстановление работы СМИ в полном объеме и участие в выборах международных наблюдателей. Примечательно, что того же самого от Саакашвили требуют Вашингтон, ЕС, ПАСЕ и ОБСЕ. Однако грузинский лидер не намерен идти на уступки кому-либо, рискуя превратиться в глазах американцев из поборника демократии в «нашего сукина сына».
В распространенном Патаркацишвили заявлении о намерении баллотироваться в президенты говорится: «В то же время оставляю за собой право изменить данное решение в том случае, если оппозиционеры найдут в себе силы и консолидируются вокруг тезисов своего манифеста и представят единого кандидата с четкой целью – победить режим М. Саакашвили». Но Единый оппозиционный фронт пока своего кандидата не предложил: каждая из входящих в него партий настаивает на кандидатуре своего представителя. Возможно, что свой выбор оппозиция остановит на фигуре какого-нибудь известного в народе и при этом нейтрального общественного деятеля.
На данный момент у Патаркацишвили может возникнуть ряд проблем с регистрацией своей кандидатуры. 9 ноября генпрокуратура Грузии возбудила против бизнесмена уголовное дело по статье »сговор с целью свержения власти». Правда, по законам Грузии лишиться права баллотироваться в президенты гражданин может, только если суд уже признал его виновным. Но по тем же грузинским законам суд может признать Патаркацишвили виновным и заочно. Кроме того, в Грузии Патаркацишвили грозит арест, под которым вести избирательную кампанию будет затруднительно. Тем более что принадлежащий бизнесмену телеканал «Имеди» закрыли.
Еще одно по грузинским законам кандидат в президенты должен прожить в стране в общей сложности 15 лет и два последних года непрерывно, что не очень похоже на образ жизни часто находящегося в Лондоне, а ныне, по некоторым сообщениям, в Израиле бизнесмена. По слухам, Патаркацишвили имеет не только грузинское, но и израильское и российское гражданства. Правда, от «лишних» гражданств бизнесмен вполне может отказаться.
Кроме Патаркацишвили, о намерении баллотироваться в президенты заявил и лидер Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили, местонахождение которого после разгона оппозиционного митинга неизвестно: только сегодня генеральная прокуратура Грузии сняла с него подозрения в шпионаже и заговоре с целью насильственного изменения конституционного строя. «Задержание Шалве Нателашвили не угрожает, так как по решению следствия в связи с оперативными материалами, распространенными МВД Грузии он будет допрошен в качестве свидетеля», – сообщила Генпрокуратура Грузии. Президент Саакашвили в субботу призвал Нателашвили «выйти из норы» и «ответить на вопросы правоохранителей», однако тот в ответ попросил убежища для своей семьи в США..
Кроме Нателашвили, в сотрудничестве с российскими спецслужбами могут быть уличены лидер партии «Свобода» Константин Гамсахурдиа и бывший министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Пока что они являются свидетелями, но едва ли их президентские перспективы можно назвать солидными, так как из свидетелей они могут превратиться в подозреваемых и обвиняемых. Между тем сын первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа является весьма популярным в Грузии политиком, особенно в Мегрелии, откуда он родом
Ранее участвовать в выборах решили лидер партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе и лидер Партии будущего Георгий Маисашвили. Партия Гамкрелидзе имеет в парламенте 15 депутатских кресел, и вряд ли у этого политика есть шансы получить больший процент голосов на президентских выборах. О народной поддержке Маисашвили в стране и вовсе говорить не приходится.
Потенкциальным кандидатом в презиленты мог бы стать и экс-министр обороны Ираклий Окруашвили. Один из главных соратников Саакашвили был отправлен в отставку в конце 2006 года. Спустя год Окруашвили неожиданно объявил о создании оппозиционной партии «Движение за единую Грузию» и обвинил Саакашвили в коррупции и попытке убить Патаркацишвили. Вскоре Окруашвили арестовали, предъявив обвинение сразу по четырем статьям УК, в том числе «отмывание денег» и «вымогательство». Бывший министр моментально отрекся от своих обвинений в адрес президента, признал себя частично виновным и был отпущен под залог. Выехав из страны накануне ноябрьских событий, Окруашвили заявил, что оговорить себя его заставили под давлением.
Однако Окруашвили просто-напросто слишком молод для участия в кампании: необходимые для участия в президентских выборах 35 лет ему исполнятся лишь в ноябре 2008 года. Отчасти именно причиной невозможности участвовать в президентских выборах Окруашвили в силу «возрастного ценза» можно объяснить столь желание Саакашвили назначить досрочные президентские выборы. Таким образом, одним махом Саакашвили удалось и формально продемонстрировать, что он прислушался к мнению народа и избавиться от сильного соперника.
При нынешнем раскладе, несмотря на жестокий разгон акций протеста, не добавивший популярности действующей грузинской власти, самые большие шансы на победу остаются, по всей видимости, у Саакашвили.
Выборы 5 января могут стать чисто формальными. ЧП в стране заканчивается в конце ноября, на это время приходится одновременно приходится и сорокопятидневный срок, когда президент должен уйти в отставку и назначить новые выборы. До конца ноября никто даже не может начать собирать подписи.
Победа Саакашвили кажется более вероятной не только из-за слабости отдельных оппозиционных кандидатов. «Я уверен, что если будут проведены досрочные выборы, Саакашвили обязательно выиграет – у него для этого есть необходимый ресурс», – заявил в в беседе с «Полит.ру» заведующий отделом СНГ Российского института стратегических исследований Александр Скаков.
Во-первых, отмечает эксперт, в руках Саакашвили все СМИ. «Тем более сейчас, когда с «Имеди» начались проблемы, у Саакашвили полное господство в медиа-кругах, – говорит он. – Он имеет все ресурсы для убеждения всей Грузии в том, что он является успешным президентом». И общественная поддержка Саакашвили по-прежнему очень сильна, отмечает Скаков, так что нельзя говорить о том, что «вся Грузия восстала против Саакашвили».
«Безусловно, есть и недовольство в широких кругах населения. Во-первых, недовольство низким уровнем экономики Грузии: преимущественно экономика Грузии – это сфера обслуживания, сферы коммуникаций. В стране нет экономики. Нет сельского хозяйства, оно разрушено. И ситуация, конечно, сильно усугубляется закрытием российского рынка. Есть недовольство и среди интеллигенции, которая оказалась оттеснена от власти – интеллигенция была одной из опор Саакашвили. И, конечно, в больших городах – Тбилиси, Кутаиси, Батуми – есть основы для усиления недовольства режимом Саакашвили».
Во-вторых, по словам Александра Скакова, у оппозиции нет единого лидера «и вряд ли появится. « Саакашвили вполне имеет возможность консолидировать вокруг себя значительную часть элиты и с большим перевесом победить на выборах».