“…Автоматически, просто в силу привычки,
заменил слово Г-сподь на
“обстоятельства””.
Г.К. Честертон
Самым верным союзником Израиля, если судить по голосованиям в ООН, является Микронезия - маленькая островная федерация в Тихом океане.
США позволяли – в дипломатических целях - иногда и очень резко (например, после налета на Иракский атомный центр) - осуждать Израиль. Но представитель Микронезии всегда голосовал “за”.
Дело в том, что на островах Тихого океана преобладает протестантское население, придерживающееся взглядов христианского сионизма – выкристаллизовавшегося из протестантизма. Согласно этой теории - некоего аналога взглядов о. Сергия Булгакова на судьбу Израиля, - для реализации пророчества о Втором пришествии жизненно необходимо удержание контроля евреями над Святой землей, в процессе же овладения землей благословения снизойдут на тех, кто благословляет Израиль.
Я хотел описать историю израильско-американских отношений – однако действительность внесла некоторые изменения в планы. Вскоре после эпопеи с изгнанием поселенцев из Гуш-Катифа, я заметил, беседуя с редакторами “Полит.ру”, что ситуация на Ближнем Востоке становится непредсказуемой – еще более непредсказуемой, чем обычно.
Однако даже в самых смелых прогнозах я не мог предположить, что ситуация станет непредсказуемой до такой степени, и заставит вспомнить о том, что Шестидневная война произошла не в каденцию “пассионарных” отцов-основателей Израиля, а при незаметном бюрократе и стороннике переговоров с арабами премьер-министре Леви Эшколе.
Премьер Ольмерт выступил с предельно жесткой речью, и судя по всему собирается реализовать ее положения до конца. Одним из важнейших тезисов речи стало: “Израилю не нужно разрешений, чтобы наказать террористов”
Здесь не столь важно, какие геополитические последствия будут у разгрома “Хизбаллы” и ее союзников, и какой политический расклад возникнет после завершения активной фазы боевых действий, неважно отсутствие боевого опыта у премьера и симпатии членов его семьи, – по неведомым мне причинам, своими нынешними действиями Ольмерт в полной мере заменил Шарона в его лучшие для Израиля годы - и перешел от ограниченной операции по наказанию “Хизбаллы” и обеспечению безопасности северных районов Израиля к операции по разгрому террористической коалиции.
Здесь я завершу, пожалуй, свои ощущения от сегодняшних событий в Израиле памятуя о том, что когда стреляют - лучше помолчать, и приведу те данные, которые любезно предоставили израильские и американские эксперты.
Общеизвестно, что представитель США в ООН активно – наряду с представителем СССР - поддержал план раздела британской подмандатной территории на еврейское и арабское государство. Однако, начав с поддержки в ООН "плана раздела", американцы немедленно наложили эмбарго на поставки на Ближний Восток оружия.
Поскольку у соседних арабских стран уже имелись армии с тяжелым вооружением и запасами боеприпасов, эмбарго било в основном по Израилю. Когда в результате нехватки оружия еврейские отряды стали терпеть военные неудачи, американцы и вовсе отошли от плана раздела. Правда, после провозглашения государства Израиль США признали его первыми. Однако оружие, спасшее страну, предоставила тогда Чехословакия – при посредничестве агента британской и советской разведки Роберта Максвелла (но это совершенно особая история).
В 1956 году, спасая Египет от разгрома, США объединились с СССР и добились отступления английских, французских и израильских войск. Правда, удерживая большую площадь (сухопутную операцию проводила в основном израильская армия), Израиль выторговал у США определенные уступки.
В начале 1960-ых - США стали поставлять Израилю военное снаряжение своего производства напрямую (до этого американское снаряжение попадало в Израиль через Францию или другие третьи страны). Все поставки осуществлялись в этот период за полную цену. Примечательно, что тогда же США осуществляли широкие программы военной помощи, передавая различным странам снаряжение безвозмездно.
На момент Шестидневной войны все шансы, казалось, были против Израиля - у арабов существовал огромный количественный перевес, большинство экспертов сходились во мнении, что Израиль обречен. В свете этого согласие США, выступавших гарантом мира в регионе, на отвод войск ООН с разделительного рубежа трудно оценить иначе, чем согласие на уничтожение Израиля.
В этот же период уложился инцидент с американским разведсудном “Либерти”, атакованным израильскими самолетами. Очень не хотелось бы заниматься домыслами – тем не менее, отношения между двумя партнерами этим иллюстрируются достаточно отчетливо. Разведсудно находится в зоне ответственности – и ближайший союзник не ставится в известность.
Единственное американское оружие, оказавшееся к началу этой войны в регионе, это - партия танков М113, поставленных Иордании – противнику Израиля.
Тем не менее, именно Шестидневная война была поворотным пунктом в американо-израильских отношениях. Тогда США (и не только они) осознали, что Израиль - это региональная сверхдержава, к тому же враждебная советскому блоку. Именно после этого начинаются поставки Израилю (все еще за полную стоимость) достаточно современного вооружения.
Примерно тогда же начинается борьба за выезд евреев из СССР, и США пользуется ею как одной из карт в борьбе против СССР (впрочем, эта кампания не имела большого отношения к Израилю). Американские вето на антиизраильские резолюции начались тоже именно тогда.
В первые дни Войны Судного Дня (1973 год), когда арабы сумели нанести внезапный удар по Израилю, большинство экспертов сходилось во мнении, что теперь-то Израилю уж точно не удержаться.
Командиры докладывали наверх, о том, что боеприпасов остается на несколько дней, некоторые высокопоставленные офицеры советовали Голде Меир (по ее воспоминаниям) начать переговоры о почетных условиях капитуляции, однако требований американцев прекратить боевые действия и отвести войска на довоенные линии не было слышно.
Я в целях экономии опущу сложные рассуждения о том, что американская политика, руководимая тогда самым высокопоставленным евреем в американском государственном аппарате – Генри Киссинджером, сводилась к тому, чтобы усадить Израиль за стол переговоров “с разбитым носом” (выражение самого Киссинджера).
Только через 5 дней, когда стало ясно, что Израиль отбил первую атаку, США позволили израильским гражданским самолетам начать переброску снаряжения (правда, среди него стараниями американского генерала Александра Хейга было новейшее оружие, которое позволило свести на нет преимущество арабов в танках).
Еще через 3 дня к переброске подключается военная авиация США. В общей сложности, за время войны прибывает примерно 15% от объема советских поставок арабам за тот же период. Отбив удар, Израиль переходит в контрнаступление, отбрасывает сирийцев с Голан, выходит к Дамаску, а на юге окружает 3-ю египетскую армию и выходит к Суэцу.
Именно в этот момент американцы (в основном стараниями Киссинджера) навязывают Израилю перемирие, чем спасают 3-ю армию от капитуляции, Суэц - от падения, Дамаск - от появления израильских танков в воротах города. Так арабы были спасены от разгрома уровня Шестидневной войны, а Израиль, соответственно, лишился победы такого же масштаба.
В качестве иллюстрации к американской политике того периода - зафиксированное высказывание Киссинджера в беседе с иракским министром иностранных дел, о том, “в течение десяти лет Израиль вернется в свои исторические границы (имелись в виду границы до войны 1967 г.) и станет страной, которая будет бороться за свое существование и не будет обладать никаким влиянием на арабский мир” - “как Ливан”.
Все-таки нужно отметить, что сразу после войны последовали большие поставки американского оружия (в том числе очень современного), причем значительная часть в этот период была получена безвозмездно.
Однако именно с середины 70-ых, с начала постоянной и безвозмездной военной американской помощи, началась отдача территорий в обмен на мир. В обмен на договор (“клочок бумаги”, по выражению самого египетского президента Садата), нефтяные месторождения и аэродромы передового базирования на Синае были переданы Египту. За утрату Синая Израиль получил компенсацию в виде увеличения военной помощи. Египет получил Синай - и тоже получил военную помощь.
Ливанская война 1982 года, начатая как ограниченная антитеррористическая операция, внезапно перешла в крупномасштабную геополитическую игру с целью выбросить сирийцев из Ливана и установить там прозападное правительство христианских фалангистов.
Однако, израильский план был сорван, - не в последнюю очередь усилиями американских дипломатов, сирийцы остались в Ливане, а прозападный Башир Жмайель быт убит. Собственно, вся последующая история Ливана может считаться следствием той, незавершенной войны.
С середины 80-ых - военная помощь США Израилю выходит на нынешний уровень - $1,8 миллиардов ежегодно (дополнительно на $1 - 1,5 млрд. поставляется обычная экономическая помощь).
Однако, увеличение помощи совпадает с высшим взлетом израильской военной промышленности, которая становится серьезным конкурентом американской промышленности на международных рынках.
За увеличение помощи Израиль расплачивается закрытием перспективных разработок в области авиации, ракетостроения (наиболее знаменитая – истребитель “Лави”, однако были и другие не менее интересные), отказом от поставок оружия на перспективные рынки Южной и Восточной Азии.
Расчет США был прост: если позволить израильтянам закупать в США почти все, что они захотят, да еще и дать на это деньги, они сами закроют свою военную промышленность.
В ходе Войны в Заливе 1991 года Хусейн обстреливает Израиль ракетами “Скад”. Ответный удар Израиля был отменен под давлением США - "чтобы не распугать арабских союзников".
За предоставленные арабами базы США продолжили расплачиваться и после войны - разумеется, за счет Израиля, навязав ему Мадридскую конференцию и "мир в обмен на территории" как основу всех следующих мирных договоров. США поддержали сговор Рабина-Переса с террористами ООП, превратив его в "мирный процесс". Дальнейший ход "мирного процесса" можно проследить по значительным датам американской истории (таким, как взаимоотношения Клинтона с Моникой Левински). В этот период израильские антитеррористические операции подвергаются осуждению США - за нарушение суверенитета автономии, за гибель мирных жителей и за то, что "это не метод".
Правда, после теракта 11-го сентября и американцы приходят к выводу, что это все-таки метод. И в этот период отношений мы сейчас и вошли. За 2005-й финансовый год Америка передала Израилю $2,22 миллиарда военной, $360 миллиона экономической помощи и еще $50 миллионов на переселение населения. Итого $2,6 миллиарда.
Следует также отметить, что Америка передала Израилю $625 миллионов на развитие и применение противоракетной системы “Стрела” (Arrow) - проект, от которого пользу получает и Америка. Еще $200 миллионов Израиль получил на разработку танка “Меркава”, $130 миллионов - на развитие лазерной противоракетной системы и другие военные проекты, от которых Америка также получает пользу.
Нельзя однозначно сказать, что американская военная помощь идет на благо Израилю или является ему подарком. Происходит разрушение израильской военной промышленности и увеличению безработицы. Кроме того, в американо-израильских отношениях помощь стала таким же элементом давления, как вето в СБ ООН. “Будете слушаться – наложу вето (предоставлю помощь)”.
В целом помощь, составляющая около 2% ВВП Израиля, действует скорее как наркотик, препятствуя нормальному строительству вооруженных сил и заставляя вместо этого закупать снаряжение сомнительной полезности. Сравнивая объемы поставок в Израиль и в соседние арабские страны, легко заметить что последние значительно больше. Иногда арабам поставляется и более современное вооружение. Кроме того, в обмен на помощь американские компании часто получают значительные преференции в самом Израиле.
Однако все это не столь важно. Мир стремительно приближается к ситуации, когда Израилю не нужно будет разрешений, чтобы наказать террористов – и помощи ему, скорее всего, тоже будет не нужно. История – как сила, стирающая города и царства, отправилась в путь с этого места – и здесь для прогнозирования больше подходят тексты пророков, а не наши расчеты.