Основной задачей финансистовв настоящее время является спасение своих инвестиций. Это не меньше заботит иправительства всех государств - как экономически ведущих, так и развивающихся исырьевых. Внимание привлекают страны, обладающие большими финансовыми резервами,особенно, если эти резервы номинированы в американских долларах и размещены вамериканских государственных ценных бумагах. В этом отношении интересен подходКНР как страны, имеющей более 1,8 трлн. долларов США в качестве своих резервов.
Китайское руководство уже давноговорит о необходимости ухода от однополярного мирового устройства во главе сСША и создания многополярного мира. Недавно Председатель КНР Ху Цзиньтао вочередной раз сказал о насущной необходимости «содействовать глобальноймультиполяризации и демократии в международных отношениях, а также установитьновый международный порядок в области политики и экономики, характеризующийсясправедливостью и разумом». Каким видит китайское руководство современныймногополярный мир, и какое место отводит оно себе в этом новом построении?
Прежде чем ответить на этотвопрос, необходимо вспомнить концептуальные взгляды китайской элиты на политико-экономическоеустройство мира. Если взглянуть даже на лингвистику современного китайскогоязыка, то и там мы увидим проявление китайского миропонимания. «Китай» – это«Серединное государство». На протяжении всей своей многотысячелетней истории,вплоть до начала XIX века, до прихода европейцев, Китай действительно былведущим государством Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, определял развитиеэтого региона в политическом, экономическом и культурном областях. Вплоть доначала XXвека китайская экономика была конкурентна в отношении европейскойпромышленности и сельского хозяйства, прошедших промышленную революцию, аслабость Китая реально проявлялась только в военном отношении, чем не преминуливоспользоваться европейские государства. Конечно, на протяжении XIX –первой половины XX века Китай постепенно отставал от развитых стран вэкономическом и технологическом развитии, хотя и не во всем и не во всехрайонах, но, как показывают последние десятилетия, он сумел успешно избавитьсяот этого недостатка.
То, что Китай был одним изцентров многополярного мира, наложило определенные особенности на китайскийполитический и экономический менталитет. Китайская правящая элита критически относиласьи относится к внешним советам и рекомендациям и старается не принимать их (еслисчитает их невыгодными) вне зависимости от оказываемого на нее давления. Однимиз наиболее ярких примеров подобного подхода явился отказ руководства КНРревальвировать китайский юань на протяжении последнего десятилетия. Вашингтон,оказывая давление на Пекин, пытался уменьшить свой торговый дефицит с КНР.Близкую финансовую политику США проводили и в отношении быстро развивающихсястран Юго-Восточной Азии. Политика уступок азиатских государств была одной изпричин разбалансировки экономик этих стран во второй половине 90-х годовпрошлого века и сильнейшего кризиса, который в 1997 г. получил название«азиатский». Как мы помним, КНР успешно ушла от этого кризиса. И одной изпричин этого было нежелание Пекина прислушиваться ко всем настойчивым советамиз США.
Как уже отмечалось, Китайявлялся региональным центром в течение многих тысячелетий. Если посмотреть насовременную внешнеэкономическую политику Китая, то нельзя не заметить совпаденияс этим подходом. КНР реально превращается в регионального лидера. Уже сейчас вАзиатско-Тихоокеанском регионе сложилось определенное разделение труда.Китайское производство представляет из себя завершающий этап технологическойлинии, компоненты, которого поставляются из стран Восточной (включая Японию) иЮго-Восточной Азии. Уже сейчас объем японско-китайской торговли превысил объем японско-американской.Объем торговли Китая со странами Юго-Восточной Азии вырос с 2002 г. в три раза,причем китайский дефицит в 2007 г. в торговле с этими странами составил 90млрд. долларов США.
Однако китайскоеруководство не поднимает вопрос о невыгодности или неэквивалентности торговли сэтими странами. Напротив, оно всячески стимулирует государственные и частныеинвестиции в этот регион. Причем эти инвестиции идут не столько в сырьевыепредприятия и предприятия первичной обработки, сколько в производства, которыепоставляют компоненты в Китай, в том числе и для высокотехнологичных отраслей.Это близкий круг зарождающегося китайского регионального центра.
Помимо своих ближайшихсоседей, КНР проводит целенаправленную политику и в отношении другихгосударств. Можно выделить два основных региона, в отношении которыхэкономическая политика Пекина сильно отличается: это развитые страны СевернойАмерики и Европы и государства с развивающимися экономиками Африки и Азии, включая бывшие советскиесреднеазиатские республики и российский Дальний Восток. Политика КНР вотношении этих государств и регионов отличается коренным образом.
Китай никогда не строилшироких планов экономического проникновения на западные рынки. Для КНР это былипрежде всего рынки сбыта промышленной продукции. Китай только приступил, да ито очень осторожно, к покупке небольшого количества промышленных и финансовыхструктур на Западных рынках. Да и это в значительной степени похоже надекларации. Из последних приобретений можно отметить покупку китайскимкапиталом Marathon Oil Corp., которая является серьезным игроком наамериканском нефтяном рынке. В основном китайские корпорации стараютсяприобретать предприятия в технологическом секторе.
Вложения китайских банков ифинансовых структур в финансовые инструменты на Западном фондовом рынкенезначительны. Они составляют менее 4% от активов китайских финансовыхструктур. Кроме того, Китайскаякомиссия по регулированию банковской деятельности на протяжении последних летустановила очень высокий процент резервирования для китайских инвестиций взападный финансовый сектор, который составлял 110% для государственных структури финансовых структур, включенныхв листинг, 120% - для акционерных коммерческих банков и 200% - для банков,принадлежащих иностранному капиталу. А сейчас китайское руководство наложилополный запрет на покупку финансовых инструментов на западных рынках и на предоставлениекредитов западным финансовым структурам. Проанализировав эту политику, главныйэкономист Всемирного Банка (Пекинский офис) Louis Kujis заявил: «Мы думаем, что китайскаяфинансовая система и ее банки, несмотря на хаос, который усиливается в США идругих частях мира, достаточно удалена от этих проблем».
В отличие от европейских исевероамериканских рынков, развивающиеся экономики Азии и Африки являются однимиз приоритетов внешнеэкономической политики КНР, и именно в эти страны идетосновной поток китайских государственных и связанных с ними инвестиций, которыйв 2007 г. составил более 26 млрд. долларов США. В этих странах китайскийкапитал активно строит предприятия по добыче и первичной переработке сырья сцелью удовлетворения потребностей китайской промышленности.
Вэтих регионах китайские инвестиции идут рука об руку с усилением китайского политическоговлияния. Это выражается прежде всего в том, что на китайских предприятиях трудятсяв основном китайские рабочие и инженеры, в среднем они составляют 70%, а в рядеслучаев их численность доходит до 95%. На китайских предприятиях в Азии иАфрике, созданных только с участием государственного капитала за последние двагода, работают более 1 млн. человек, из них местных жителей менее 300 тыс.
Китайское руководствоактивно стимулирует своих граждан, работающих за рубежом, становиться гражданами этих стран или получатьдвойное гражданство, оказывает им прямую финансовую помощь через специально созданныедля этого фонды, и другую помощь с тем, чтобы они повышали свой общественный иполитический статус в странах пребывания. Китайские рабочие и служащие,работающие вне Китая, освобождены от значительной части, а порой и ото всехналогов с физических лиц, которые должны выплачивать китайские резиденты, в товремя как социальная защита и социальные гарантии для них сохраняются. Иестественно, что они постепенно приобретают все большее экономическое иполитическое влияние в районах их экономической деятельности и постепенно становятсяанклавами китайского экономического и политического влияния на регионы и страны,причем местные политические и экономические элиты зачастую активно включаются вэтот процесс.
Экономическое влияние проявляетсяи в том, что китайское руководство проводит политику на вытеснение свободноконвертируемых валют из обращения в этих регионах и постепенной их замены накитайский юань, превращая его в региональную валюту. В этом плане весьмахарактерна китайская финансовая политика на российском Дальнем Востоке. Пекинстремится сделать так, чтобы расчеты осуществлялись напрямую в российскихрублях или китайских юанях. Причем вопрос ставится так, чтобы курс рубля к юанюопределялся не через американский доллар или евро, а устанавливалсярегиональными финансовыми структурами России и Китая. А так как КНРэкономически доминирует, то все большая часть операций осуществляется вкитайских юанях. Так, только в августе 2008 г. объем операций Хэйлунцзянскогофилиала Банка Китая с российскими предприятиями составил более 6 млрд. юаней.
Без особого труда можнопрогнозировать, что китайская политика в этих регионах будет усиливаться. КНРимеет все козыри на руках. Она обладает огромными финансовыми резервами,которые стремится максимально перевести в материальные активы, огромнымилюдскими ресурсами (проводит политику стимулирования эмиграции с цельюуменьшения гуманитарной нагрузки в самом Китае), быстро развивающейсяэкономикой, развитыми экономическими и финансовыми структурами, мощнойполитической элитой, которая имеет опыт управления в течение тысячелетий ипреемственность которой на протяжении этих тысячелетий в реальности никогда непрерывалась.