Сегодня на заседании правительства будет рассматриваться вопрос о реализации военной реформы. В Белый дом в качестве докладчиков приглашены министр обороны Сергей Иванов, глава Генштаба Анатолий Квашнин и лидер СПС Борис Немцов. Они представят правительству концепцию военной реформы, выработанную группой в составе представителей Минобороны, Генштаба, Минфина и СПС.
Напомним основные этапы предполагаемой реформы.
В качестве подготовительного этапа рассматривается практический эксперимент на базе Псковской дивизии ВДВ, по результатам которого предполагается разработать федеральную целевую программу по переходу на комплектование вооруженных сил преимущественно контрактниками. На следующем этапе предполагается постепенно увеличивать число воинских частей, укомплектованных контрактниками. Когда же доля контрактников возрастет до 50-60%, станет возможно сократить срок воинской службы по призыву до полутора лет. На завершающем этапе реформы вооруженные силы должны перейти на полное комплектование контрактниками. При этом сохранится призыв, направленный лишь на обучение мобилизационного резерва; срок такого призыва должен составить шесть месяцев.
В преддверии заседания правительства заместитель председателя партии "Яблоко" Алексей Арбатов созвал пресс-конференцию, на которой выступил с резкой критикой предложений СПС, который отстаивает шестимесячный срок призыва. В сущности, он лишь повторил давно известную позицию "Яблока", которое предполагает неприятие компромиссных вариантов и требование безусловного перехода на чисто контрактный принцип комплектования.
По мнению Арбатова, в случае сокращения срока призыва с двух лет до полугода, число призываемых срочников придется увеличить в те же четыре раза. По его данным, сейчас ежегодно призывается порядка 400 тысяч срочников, что составляет около 50% от всех годных к военной службе молодых людей. Резкого увеличения призыва, сказал Арбатов, можно будет добиться лишь ценой отмены существующих ныне отсрочек. По сути, указал он, СПС, выдвигая идею шестимесячного призыва, играет на руку военному лобби, которое давно стремится тем или иным способом добиться отмены отсрочек. Военные могут и обмануть политиков, предостерег Арбатов. Добившись своего, они могут заболтать переход к сокращенным срокам призыва. Учитывая продолжающийся демографический спад, продолжал он, отмена отсрочек приведет к серьезным социальным последствиям - вплоть до возможного призыва женщин на военную службу.
Заявления Арбатова немедленно вызвали отповедь со стороны основных разработчиков проекта СПС - Лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода. Как пояснил "Полит.Ру" профессор Евгений Хрусталев, "Арбатов либо не читал концепцию, которую написал СПС, либо врет. Нигде в концепции и вообще в заявлении не сказано, что будет отменяться отсрочка, наоборот - сказано, что все отсрочки будут сохранены". Он подчеркнул, что в предлагаемом лабораторией проекте молодые люди, которые будут призываться на полгода, вообще не должны служить в войсках. Они будут лишь получать начальное военное образование и готовиться к службе по контракту, если в дальнейшем у них возникнет желание ее пройти.
Столь острое столкновение в стане демократов имеет отчетливо выраженный политический подтекст. Партия Григория Явлинского явно недовольна тем, что в правительственную группу по разработке концепции реформы включили одних представителей СПС, и пытается отыграться. Заметим, что ранее между Союзом правых сил и "Яблоком" не было расхождений в этом пункте. Дискуссия о том, целесообразен ли призыв на шесть месяцев, закончилась тем, что нынешние противники пришли к консенсусу.
Но именно сейчас, накануне давно ожидаемого заседания правительства, "Яблоко" надеется заработать очки в игре за влияние в Кремле. Действительно, президентская администрация в последнее время ведет сложную игру, поддерживая попеременно то Явлинского, то СПС. После теракта в театральном центре на Дубровке лидер "Яблока" получил некоторое преимущество перед соперниками - это стало особенно очевидно после того, как президент принял его и отметил его заслуги и особенно его отличие от других политиков, сделавших себе на трагедии пиар. Кремлю и впрямь есть за что обижаться на Союз правых сил, который сразу после теракта проявил бурную активность по расследованию действий органов, проводивших штурм и эвакуацию заложников.
Однако у "Яблока" нет никаких шансов. Когда-то включение представителей СПС в рабочую группу воспринималось как некий пробный шар, заигрывание с правыми, от которого всегда можно будет отказаться. Однако последующая деятельность Немцова, а главное - его уверенная победа над Генштабом по вопросу о финансировании строительства жилья для контрактников чрезвычайно укрепили его позиции. После поездки Немцова во Псков из бюджета эксперимента по переходу на контрактную армию были вычеркнуты расходы на капитальное строительство - та самая статья расхода, за счет которой Генштаб надеялся продемонстрировать финансовую невозможность военной реформы. Еще одной победой СПС может стать решение о повышении денежного содержания контрактников. Как известно, Немцов не раз говорил о том, что граждан на контрактную службу следует привлекать не "халявным" жильем, а прежде всего высокой заработной платой. По данным "Полит.Ру", Минфин готов пойти на определенные расходы, чтобы довести зарплату контрактников до уровня, на 10-20% превышающего среднемесячную по стране.
Даже если правительство в итоге отвергнет концепцию Немцова, то точно не в пользу "Яблока". Концепция СПС вполне укладывается в новую путинскую военную доктрину, хотя и слишком либеральна для генералов. Военные никогда не допустят потери мобилизационного резерва армии, который как раз и должен комплектоваться из призывников, прошедших шестимесячную подготовку. "Яблочная" же идея форсированного перехода на контрактную основу не обеспечивает создания полноценного мобилизационного резерва. Приемлемость для Генштаба предложений СПС основана также и на том, что частичное сохранение призыва оставляет возможность для маневра даже убежденным сторонникам всеобщей воинской повинности, тогда как контрактная армия по Явлинскому неизбежно ставит генералов перед необходимостью полностью пересматривать свои представления о принципах комплектования вооруженных сил.
Впрочем, "Яблоко", как обычно, не игрок, а критик. "Яблоко" предлагает не столько альтернативную концепцию, сколько комментарии к теперь уже существующей. Но озвученная Арбатовым критика позиции СПС имеет и другое измерение помимо обсуждения деталей конкретной реформы. Представление правительству Концепции военной реформы пришлось на момент очередного обострения борьбы за лидерство между демократическими партиями, и "Яблоко" в который раз предпринимает усилия, чтобы подчеркнуть свою независимость.
В конце декабря планируется проведение очередного Всероссийского демократического совещания, на котором, как ранее предполагалось, СПС и "Яблоко" должны были подписать совместный документ по военной реформе. Теперь же, когда Немцов, вдохновленный успехами своей партии, опять завел речь о предвыборном единении демократов (очевидно, что в этом случае единым кандидатом правых на президентский пост почти наверняка окажется он сам), Явлинский делает все возможное, чтобы избежать этого союза, сохранив при этом лицо. Ссылка на разногласия по военной реформе - удобный повод уйти от нежеланного объединения, избежав при этом обвинений в личных амбициях. Подобная позиция является в политическом смысле практически беспроигрышной.
Не исключено, что в какой-то момент Кремль опять "кинет" правых, как это произошло с альтернативной гражданской службой, когда над тем же СПС возобладало военное лобби, или реформа, начав осуществляться, столкнется с неизбежными трудностями. В любом случае "Яблоко", занимая позицию отстраненного критика деятельности реформаторов, ничем не рискует.