будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Мир
Алиев Руслан

Сирия как союзник России

Специалист Центра АСТ (Анализ стратегий и технологий) Руслан Алиев проанализировал в статье "Характеристика рынка вооружений Сирии" в журнале "Экспорт вооружений" N3 2004 перспективность для России сирийского рынка. Статья любезно предоставлена "Полит.ру" Центром АСТ.

Экономика Сирийской Арабской Республики яв­ля­ется плановой (применяется система пятиле­ток), большая часть экономически активного на­селения занята в государственных предприятиях и сельских кооперативах, хотя имеется и значи­тельный част­ный сектор. Вся политическая власть в стране мо­нополизирована Партией араб­ского социалистичес­кого возрождения (ПАСВ)1, представители кото­рой жестко контро­лируют всю экономическую деятельность, ре­зультатом чего явились бюрокра­тия и корруп­ция. Традиционно большим влиянием пользу­ются военные (страна c момента прихода к вла­сти баасистов в 1963 году живет в режиме воен­ного положения).

К моменту прихода к власти Башара Асада, из­бранного на этот пост после смерти его отца, пре­зидента Хафеза Асада, Сирия находилась в до­вольно тяжелом экономическом положении. Темпы экономического роста в 1999 году были отрица­тельными, нефтедобыча падала, быстро увеличи­валась демографическая нагрузка, уро­вень безра­ботицы достигал 20%. В связи с этим с 2000 года проводятся реформы с целью модерни­зации эко­номики и ограниченной либерализации общест­венно-политической жизни Сирии. Так, в 2001 году было разрешено создание частных банков и основана фондовая биржа. Это вызвало некоторое оживление экономики, хотя вследст­вие высокой рождаемости размер ВВП на душу населения про­должает стагнировать.

Стремясь добиться ускорения экономического роста и сохранения политической стабильности, сирийское правительство приступило в послед­ние годы к реализации широкой программы го­сударст­венных инвестиций, финансируя ее в значительной мере за счет роста дефицита гос­бюджета, заплани­рованного на 2004 год в раз­мере 18% ВВП (объем расходов в бюджете вдвое превысит доходы). При этом инфляция удержи­вается под контролем за счет сохранения основ жесткого госрегулирования экономики2.

Новые серьезные вызовы экономике и политиче­с­кой системе Сирии возникли в связи с иракским кризисом. "Освобождение" иракских курдов со­здало напряженную ситуацию и в приграничных районах Сирии с курдским населением. В конце марта 2003 года экспортные поступления в си­рий­ский бюджет резко сократились, так как из-за на­чавшихся в Ираке боевых действий пере­стал дей­ствовать нефтепровод, связывающий Сирию и Ирак. В связи с этим рост ВВП в 2003 году ока­зался на крайне низком уровне в 1,8% вместо за­планированных 3,5%.

В Сирии хотя и в относительно небольших объ­е­мах, но ведется добыча нефти – в среднем в объ­еме порядка 0,52 млн баррелей в день, из ко­торых примерно 0,3 млн баррелей в день экспор­тируется, кроме того, через Сирию по нефтепро­воду из Ирака проходит на вывоз в сутки при­мерно 0,2 млн баррелей иракской нефти. Экс­порт нефти обеспечивает, по оценкам, порядка 40 – 50% до­ходной части бюджета страны3. До­быча ведется при содействии крупных западных нефтегазовых корпораций. В настоящее время предпринимаются меры по увеличению разведки и разработки собст­венных нефтяных и газовых месторождений, в том числе и с иностранным участием (включая россий­ские компании). В ап­реле 2004 года министр неф­тяной промышленно­сти Ибрагим Хаддад заявил, что не видит пре­пятствий для инвестирования иранскими нефтя­ными компаниями в эти проекты.

Сирия ищет партнеров как среди ближайших со­се­дей (Иран, Турция), так и в дальнем зарубе­жье. Основными внешнеторговыми партнерами в 2002 году являлись Италия (8,3% оборота внеш­ней тор­говли), Германия (7,4%), КНР (5,7%), Южная Корея (4,8%) и Франция (4,6%)4.

Внешние и внутренние угрозы

После подавления в 1982 году восстания ислам­ских фундаменталистов открытых внутренних уг­роз политической системе Сирии, характеризу­емой зарубежными обозревателями как "одна из самых авторитарных на Ближнем Востоке"5, не было. Вся общественно-политическая деятель­ность контроли­руется ПАСВ, даже в рамках На­ционального про­грессивного фронта (коалиция сотрудничающих под эгидой ПАСВ партий, включая коммунистиче­скую) только три из ше­сти его участников имеют право издавать свои газеты. Однако организованные предположи­тельно исламистами взрывы в Дамаске в апреле 2004 года, как и беспорядки в населенном кур­дами городе Эль-Камышлы в марте, а также ак­тивизировавшаяся в последние несколько лет де­ятельность политических диссидентов позволяют усомниться во внутренней стабильности нынешнего режима в Сирии.

Серьезным потенциальным фактором возможных внутренних проблем является доминирование во властных структурах Сирии алавитского меньшинства, занимающего ключевые позиции в государственных и административных органах, армии и ПАСВ, в то время как большинство населения страны (74 %) составляют сунниты.

Отношения Сирии с ближайшими соседями с те­чением времени становятся все более и более сложными. Страна по-прежнему находится в со­стоянии войны с Израилем, и подписания мир­ного договора пока не предвидится. Мирному процессу мешают два острых вопроса: проблема Голанских высот и деятельность боевиков "Хез­болла" на юге Ливана.

Голанские высоты, имеющие чрезвычайно важ­ное стратегическое значение для обеих стран, сейчас оккупированы Израилем, там проживают около 20 тысяч еврейских поселенцев при вдвое большем количестве арабов.

Боевики организации "Хезболла" действуют на юге Ливана с середины восьмидесятых годов. Основную поддержку они получают из Ирана, однако Сирия не препятствует поставкам через свою территорию и боевым действиям, заявляя, что "Хезболла" ведет национально-освободитель­ную борьбу с израильской оккупацией. Учиты­вая деятельность боевиков на палестинском на­правлении, Израиль обвиняет Сирию в пособни­честве терроризму. Кроме того, один из поводов для включения Сирии в список стран-изгоев и наложения санкций со стороны США – это отказ признать тот факт, что в Дамаске находятся штаб-квартиры палестинских и ливанских терро­ристических организаций6. После начала парти­занской войны против сил США и их союзников в Ираке отношения Сирии с США обострились еще больше, поскольку американцы обвиняют Сирию в поддержке с сирийской территории действий иракских повстанцев и вообще в "не­участии в борьбе с терроризмом". США неодно­кратно выступали с угрозами в адрес Сирии, а 11 мая 2004 года президент Дж. Буш объявил о введении против Сирии экономических санкций. Значительным фактором сохранения напряжен­ности в отношениях Сирии с США и Израилем остается продолжающееся присутствие контин­гента сирийских войск в Ливане.

В основе военной доктрины САР традиционно лежит нацеленность на Израиль в качестве глав­ного противника. Вопрос вооруженного противо­стояния с Ираком после начала оккупации этой страны США фактически отпал. Доктрина, судя по всему, не исключает и возникновения воору­женных конфликтов с Турцией. Двусторонние отношения с Турцией в последние годы обостри­лись. Турция не без оснований обвиняет Сирию в поддержке курдских сепаратистов. Сирия не признает передачу в 1939 году Францией терри­тории Искендеруна, населенной курдами и ара­бами, Турции. Оценивая серьезность противо­стояния и возможность возникновения воору­женного противостояния, следует помнить, что с помощью каскада плотин на Евфрате Турция ис­пользует возможность давления на Ирак и Си­рию, регулируя водозабор7. Пока что Сирия це­ленаправленно не идет на обострение конфликта, отдавая приоритет проблеме Голан и пристально следя за развитием ситуации в Ираке. В целом внешнеполитическое положение Сирии является в настоящее время напряженным и может быть охарактеризовано близким к "осадному". Поло­жение для САР усугубляется явным упадком си­рийского военного потенциала в последние пол­тора десятилетия.

Военно-экономические показатели

На протяжении длительного периода Сирия пользовалась значительной экономической и во­енной поддержкой Советского Союза, что позво­лило ей создать одну из наиболее мощных и тех­нически оснащенных армий в регионе. Распад СССР не только оставил Сирии громадный внешний долг перед государством – правопреем­ником Советского Союза (РФ), исчисляемый примерно в 14 млрд долл.8, но и практически лишил Сирию возможности модернизировать в сколько-нибудь значимых размерах свой обшир­ный арсенал – все оборонные ресурсы страны уходили и продолжают уходить, судя по всему, на поддержание боеготовности имеющихся сил. Со второй половины 1990-х годов Сирия была вынуждена постепенно сокращать численность личного состава вооруженных сил, а также вы­вести в резерв и на хранение часть полностью устаревшей боевой техники. В настоящее время прилагаются огромные усилия, чтобы поддержи­вать в боеспособном состоянии парк остающегося вооружения и боевой техники.

Военная промышленность страны развита слабо. В основном она представлена предприятиями по производству боеприпасов и ремонту боевой тех­ники, построенными в 1970–1980 годах с помо­щью СССР и стран социалистического лагеря. Это связано с тем, что ранее все вооружения Си­рия получала в избытке от СССР.

Согласно оценкам министерства обороны США, в САР ведутся работы по созданию химического оружия и менее активно – биологического. Си­рия регулярно отрицает эти обвинения9. Тем не ме­нее израильские источники считают Сирию се­годня обладателем наиболее крупного химичес­кого арсенала на Ближнем Востоке, полагая, что сирийцы тем самым пытаются дать своего рода "ответ" на израильский ядерный потенциал10.

Официальные военные расходы Сирии послед­ние годы держатся на уровне порядка 920 млн долларов США в год (эта цифра фигурировала и в 2002 году, что дает 13 % расходной части бю­джета)11. Реально, по западным оценкам, воен­ные расходы Сирии составляли в том же 2002 году порядка 1,9 млрд долл.12 Арабский валют­ный фонд (AMF) приводит еще более высокие цифры, считая, что в 2001 году Сирия потратила на военные нужды 34,5 % расходов бюджета, или более 2 млрд долл.13

Вооруженные силы

Вооруженные силы Сирии состоят из сухопут­ных войск, военно-воздушных сил и войск ПВО, военно-морских сил. Общая численность воору­женных сил САР, по наиболее достоверным со­временным оценкам, составляет примерно 320 тыс человек. В резерве насчитывается от 350 до 360 тыс человек, из которых от 250 до 280 тыс приписаны к сухопутным войскам. Комплекто­вание ведется по призыву сроком на 30 месяцев. Мобилизационные ресурсы САР составляют 4 млн человек, в т. ч. годных к военной службе 2,3 млн.14

Сухопутные войска Сирии имеют численность, по разным данным, от 215 до 220 тыс человек (некоторые источники дают оценки до 300 тыс чел,15 что представляется устаревшими сведени­ями), из которых порядка 175 тыс являются во­еннослужащими срочной службы. Включают три управления армейских корпусов (1-й и 2-й нахо­дятся на линии соприкосновения с Израилем, 3-й отвечает за приморское, турецкое и иракское на­правления), 12 дивизий (7 бронетанковых, 3 ме­ханизированные, 1 специального назначения, 1 бронетанковая Республиканской гвардии), 12 или 13 отдельных бригад (3 или 4 механизиро­ванные, 1 пограничная ("пустынная"), 3 ракет­ные (по одной с ракетными комплексами "Луна-М", "Точка" и Scud), 1 ракетно-артиллерийская береговой обороны, 2 артиллерийские, 2 проти­вотанковые), 10 полков спецназа, 1 отдельный танковый полк. Кроме того, имеются резервные компоненты, включающие резервную бронетан­ковую дивизию и до 30 отдельных резервных пехотных полков (на базе которых в военное время предполагается развертывание двух мото­пехотных дивизий и значительного числа от­дельных пехотных бригад). Структура и органи­зация частей и соединений сухопутных войск Сирии близки таковым Советской Армии 1970 – 1980-х годов.

Основная группировка сухопутных войск (в ча­стности, все 12 регулярных дивизий) сосредото­чена в южной части страны, в районах, непосред­ственно прилегающих к линии прекращения огня с Израилем. После заключения соглашения о пе­ремирии с Израилем от мая 1974 года Сирия может иметь в зоне 0 – 10 км от линии прекра­щения огня до 6000 солдат и офицеров, 75 тан­ков и 36 орудий калибром до 122 мм включи­тельно. В зоне 10-20 км ограничений на число личного состава нет, а что касается техники, то там можно иметь до 450 танков и 163 артилле­рийских орудия. Между Голанскими высотами и Дамаском сирийцы построили три линии обо­роны (первая в 10 км от линии прекращения огня), включающие полевые и долговременные укрепления, минные поля и вкопанные танки и орудия, большое количество ПТРК. Артилле­рийские части, дислоцированные между Дамас­ком и Голанами, имеют на вооружении до 1200 танков Т-54/55, используемых как неподвижные огневые точки, более 100 122-мм орудий А-19 и до 50 152-мм МЛ-20, до 300 противотанковых орудий, в т.ч. 85-мм Д-44 и 100-мм Т-12. В рай­оне базируются дивизия спецназа, две артилле­рийские и две противотанковые бригады. Сис­тема обороны прикрыта мощными силами ПВО16.

Военно-воздушные силы и войска ПВО Сирии насчитывают около 100 тыс человек (из них до 60 тыс – в командовании ПВО). Всего в ВВС насчитывается порядка 27 эскадрилий боевой авиации, 4 эскадрильи транспортных самолетов, 11 учебных эскадрилий и до 13 эскадрилий вер­толетов. Для базирования в мирное время ис­пользуется 21 аэродром. Командование ПВО включает две дивизии, объединяющие 25 бригад ПВО, 2 отдельных полка ЗРК С-200ВЭ и радио­технические части.17

Военно-морские силы Сирии немногочисленны и имеют порядка 4000 чел личного состава.

Количество вооружения и боевой техники, нахо­дящегося к настоящему времени в вооруженных силах Сирии, оценивается различными иност­ранными источниками весьма по-разному. Дан­ные из наиболее авторитетных справочников сведены в соответствующую таблицу (см. табл. 2). Следует с осторожностью подходить к этим све­дениям, помня об их крайней приблизительно­сти, что связано как с высокой закрытостью Си­рии как государства, так и с не­ясностью относи­тельно реального количества техники, остаю­щейся на вооружении у сирийцев после длитель­ного периода отсутствия обновле­ния, модерниза­ции, а зачастую и полноценного технического обслуживания материальной части. По большин­ству оценок, немалая часть фигури­рующего в таблице вооружения к настоящему времени пре­бывает в малобоеспособном состоя­нии, находится в резерве или на хранении, а то и попросту уже списана.

Прочие военизированные формирования

·               Жандармерия – 8000 человек (в составе МВД).

·               "Рабочая милиция" (она же "Народная Ар­мия") – вооруженное ополчение ПАСВ числен­ностью до 100 тыс чел (некоторые израильские источники дают оценки даже в 400 тыс чел).

·               "Армия освобождения Палестины" – полно­стью контролируемая Сирией палестинская во­оруженная группировка численностью примерно в 4500 человек с сирийскими офицерами и со­ветниками. Имеет две бригады (частично в Си­рии, частично в Ливане, в районе долины Бекаа и Триполи), на вооружении до 100 танков Т-54/55, 105, 122 и 152-мм орудия, РСЗО, ПТРК, ПЗРК18.

Пограничная охрана численностью до 2000 чело­век входит в состав сухопутных войск. Всего в Си­рии, по западным данным, насчитывается до 15 различных специальных служб, занимаю­щихся как обеспечением внутренней безопасно­сти ре­жима и государства, так и ведением раз­ведки за пределами страны19.

Российское военное присутствие в Сирии пред­ставлено в настоящее время пунктом матери­ально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе, действующим с 1988 года – фактически, послед­ним из оставшихся военных объектов России за пределами СНГ. Там постоянно находится пла­вучая мастерская ВМФ России, осуществляющая ремонт как российских, так и сирийских кораб­лей и катеров. Смена судна – каждые 6–8 месяцев.

По западным данным, в вооруженных силах САР продолжают находиться до 150 российских военных советников и специалистов, большей ча­стью в войсках ПВО20.

Программы закупок вооружений

Удручающее положение с материальной частью и техническим уровнем оснащения вооруженных сил делает сегодня для Сирии чрезвы­чайно акту­альной задачу модернизации парка вооружений. По российским оценкам, до 80% вооружения и военной техники, имеющихся в вооруженных силах САР, требует модернизации или замены на современные образцы21. Хотя, по сообщениям отечественной печати, Сирия наме­рена израсхо­довать на перевооружение и модер­низацию ар­мии в течение ближайших пяти лет более 2 млрд долл.22, однако реально по сей день сирийская активность в качестве потреби­теля на мировом рынке вооружений носит доста­точно ограничен­ный характер, что объясняется, видимо, острой нехваткой средств.

При этом сирийцы начиная с 1990-х гг. предпри­нимают усилия для диверсификации источников вооружений, уже не ориентируясь в этом во­просе исключительно на Москву (чему также способствовали длительные разногласия с РФ по поводу сирийской задолженности бывшему СССР). В 1998 году был заключен контракт с итальянской фирмой Galileo Avionics на сумму примерно в 266 млн евро на осуществление 17 проектов по модернизации техники сухопутных войск Сирии,23 причем основной программой стала завершенная к августу 2003 года модерни­зация 122 танков Т-72 с оснащением их разрабо­танной Galileo новой системой управления огнем TURMS-T, оборудованием для возможности стрельбы российскими управляемыми снарядами "Рефлекс", а также дополнительной защитой24. Ранее, в конце 1996 года, Сирия подписала еще более крупный контракт стоимостью порядка 800 млн долл. на модернизацию своих Т-72 с южноа­фриканской фирмой Denel, однако под давле­нием США правительство ЮАР не дало разре­шения на реализацию этой сделки25.

В 1990-е годы с целью поддержания своего арсе­нала вооружения советского производства Сирия довольно активно производила закупку анало­гичных образцов, запчастей, комплектующих и боеприпасов в разных странах, имеющих такую же технику. Наиболее тесное коммерческое со­трудничество в этой связи было установлено с Украиной. В конце 1997 года с Украиной было достигнуто соглашение о модернизации 200 си­рийских танков Т-55 в вариант Т-55МВ, а после его успешной реализации – на модернизацию 300 Т-72, при этом общая сумма этих контрактов оценивалась примерно в 250 млн долл.26 В конце 2003 года западные источники сообщали о приобретении сирийцами в Белоруссии партии ПЗРК "Игла-1" стоимостью в 30 млн долл.27 Из­вестно о сотрудничестве Сирии с Ираном, КНР и КНДР в области создания ракетного оружия, в частности, по организации производства в САР модифицированных вариантов оперативно-такти­ческих ракет Р-17/Р-300 (более известных как Scud) с увеличенной дальностью стрельбы. По израильским данным, 23 сентября 2000 года в Сирии был произведен испытательный запуск ракеты с дальностью полета до 600 км, класси­фицируемой как Scud D и либо созданной с по­мощью КНДР, либо прямо полученной оттуда. Ранее, в 1990-е годы, из Северной Кореи в Сирию были поставлены ракеты Scud C28.

Однако бесспорно, что все эти мероприятия но­сят заведомо ограниченный характер и неспо­собны решить задачу комплексного технического перевооружения вооруженных сил САР, осо­бенно на фоне происходящей в настоящее время очередной "революции в военном деле". Ограни­ченность финансовых ресурсов страны и необхо­димость выделять львиную долю средств воен­ного бюджета на содержание и обеспечение бое­вой готовности имеющихся вооружений делают чрезвычайно актуальной задачу особо тщатель­ной оценки ре­шений по закупке вооружения и военной тех­ники за рубежом с целью достижения макси­мальной отдачи на вложенные средства.

Военно-техническое сотрудничество с Россией

Военно-техническое сотрудничество СССР и Си­рии началось в 1956 году. Всего Советский Союз поставил для сирийских вооруженных сил во­оружений и военного имущества на общую сумму более 26 млрд долл. После разрыва тесных от­ношений между СССР и Египтом Сирия к 1980 годам приобрела статус наиболее крупного зару­бежного получателя советской военной техники. В СССР были подготовлены многочисленные сирийские военные кадры (более 9,5 тыс чело­век). В Сирии в качестве военных советников и специалистов побывали около 14 тыс советских военных. На сегодняшний день сирийская ар­мия более чем на 90% оснащена военной техни­кой советского и российского производства.

После распада СССР военно-технические связи РФ с Сирией на некоторое время оказались практически замороженными, в том числе по причине разногласий о судьбе сирийской задол­женности Советскому Союзу. Своего рода "по­следним аккордом" советско-сирийского военно-технического сотрудничества стала поставка 300 танков Т-72А стоимостью около 270 млн долл., произведенная уже в 1992–1993 годах. В резуль­тате объем поставок Дамаску военной техники и запасных частей к ней по контрактам ГК "Росво­оружение" в 1996 году составил всего 1,3 млн долл., в 1997 году – один миллион долл.

В конечном счете Москва приняла решение о прекращении увязки военно-технического со­трудничества с проблемой сирийского долга. Для расширения военных поставок стороны об­разовали межправительственную российско-си­рийскую комиссию по ВТС. В декабре 1996 года комиссия согласовала условия расчетов за по­ставку специмущества и оказание технического содействия. В соответствии с достигнутыми дого­воренностями Россия обязалась поставить в Си­рию крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, а также патроны к ним, выстрелы с управ­ляемой ракетой 9М117М "Бастион"/"Шексна", ракеты 9М113 к ПТРК "Конкурс", боеприпасы ПГ-7ВЛ к гранатомету РПГ-7, партию гранато­метов РПГ-29 с ночными прицелами. Кроме того, российские специалисты должны были провести комплексную модернизацию сирийских танков Т-72 и Т-55, оснастив их комплексами управляе­мого вооружения и дополнительной защитой. Общий объем контрактов оценивался примерно в 1 млрд долл. 32, однако полнота их реализации неясна.

В 1998 году тульское Конструкторское бюро приборостроения провело переговоры и подпи­сало контракт на изготовление и поставку Сирии в 1998–1999 годах ПТРК 9К133 "Корнет-Э" на сумму 65 млн долл. (включает поставку до 50 ПУ и 1000 ПТУР) и 9К115-2 "Метис-М" на сумму 73 млн долл. (оценочно – до 100 ПУ и до 2000 ПТУР). Западные источники заявляют также о поставках в Сирию тем же экспортером до 2000 выстрелов с управляемой ракетой 9М117М "Бастион", а также о получении си­рийцами ракет 9М119 "Рефлекс".

В ходе визита в Сирию в ноябре 1998 года мини­стра обороны России Игоря Сергеева удалось решить проблему реструктуризации сирийского долга России (оцененного окончательно в 7 млрд долл.). При этом, по сообщениям печати, велись переговоры о возможных поставках в Сирию тан­ков Т-80У, истребителей Су-27, а также ЗРК С-300, однако, видимо, здесь все так и осталось на уровне разговоров.

Следует отметить, что сообщения о якобы уже осуществленных поставках в Сирию истребите­лей Су-27, МиГ-29СМТ и ЗРК С-300ПМУ1 по­стоянно появляются в иностранной печати с конца 1990-х годов, хотя их недостоверность очевидна. Как представляется, Москва под дав­лением США вряд ли согласится продать такие системы сирийцам.

Визит в Россию министра обороны Сирии Мус­тафы Тласа в мае 2001 года также должен был способствовать развитию военно-технического сотрудничества двух стран. Как сообщала пресса, подписанный в Москве документ факти­чески позволял Сирии перестроить свою ар­мию. Предполагалось провести работы по мо­дернизации всего бронетанкового парка Сирии, а также по совершенствованию системы ПВО. Предполагалось, что Сирия будет закупать самое современное российское вооружение, что вы­звало озабоченность Израиля и США. Однако в результате ответных мер со стороны США, инициированных Израилем, российские пред­приятия ОПК заморозили сотрудничество с Си­рией, в первую очередь в области систем ПВО. Так, в октябре 2002 года премьер-министр Изра­иля Ариэль Шарон сообщил комитету по иност­ранным делам и обороне Кнессета, что РФ отка­залась от продажи Сирии ПЗРК "Игла".

Выводы

Сирия является естественным партнером России по ВТС. Однако до сих пор это сотрудничество не получило значительного развития и после ко­роткого оживления в конце 1990-х годов, по­хоже, снова стагнирует. Решающими факторами такого развития событий являются, с одной сто­роны, недостаточно высокая платежеспособность сирийской стороны, вынужденной направлять основное количество средств, выделяемых на оборону, на содержание существующих воору­женных сил, а с другой стороны – политические ограничения на военное сотрудничество с Сирией вследствие резко негативного отношения к этому США. История попыток возобновления продажи российского вооружения Сирии наглядно пока­зывает существование значительных внешних ог­раничений как в сфере военно-технического со­трудничества РФ с другими государствами, так и в области внешней политики России вообще.

Сирия сталкивается сегодня с серьезнейшими внешними вызовами своей национальной безо­пасности, находясь фактически во враждебном окружении, подвергаясь жесткому давлению со стороны США и фундаментальной военной уг­розе со стороны Израиля с его высокобоеспособ­ными и высокотехнологичными вооруженными силами. Эти вызовы, к несчастью для Дамаска, совпадают с периодом длительной деградации сирийских вооруженных сил, лишившихся после 1991 года своего главного спонсора в лице СССР и на протяжении длительного времени практиче­ски лишенных возможности получать в сколько-нибудь значимых количествах новую боевую технику. В результате Сирия испытывает ост­рейшую потребность в технической модерниза­ции своей большой и быстро устаревающей ар­мии. Все это делает Сирию по-прежнему серьез­ным потенциальным рынком вооружений, в том числе и для российских экспортеров. Однако ре­ализация этих возможностей на сирийском на­правлении для российской стороны будет очень непростой и неизбежно сопряженной с высокими рисками и проблемами, в первую очередь в по­литической области. Не следует также забывать, что даже при их преодолении возможные сирий­ские контракты отнюдь не будут гарантированы для российских производителей в силу явного стремления Сирии к диверсификации в области закупок вооружения и военной техники.

Алиев Руслан
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).