будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ирак США медиа
Май 21, 2025
Мир
Сакоян Анна

Смута в Ираке: нужна ли интервенция?

Смута в Ираке: нужна ли интервенция?
irac-1
Боевики группировки ИГИЛ. Источник: Фото: aljazeera.net

Недавние события в Ираке вызвали большой ажиотаж в западной прессе. 10 июня 2014 г. большой иракский город Мосул перешел под контроль вооруженной группировки ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта). Власти Ирака обратились к США с просьбой о помощи. Со стороны США внятного ответа не последовало, зато развернулась обширная полемика о внешнеполитической стратегии администрации Обамы, ее эффективности. Актуализировались вопросы правомерности политики Джорджа Буша-младшего (его войны с терроризмом) и правомерности решения о выводе войск из Ирака, принятого Обамой.

 
Пол Бремер

В Wall Street Journal аналитик Пол Бремер (Paul Bremer) с торжеством написал, что все эти события – закономерное следствие бесхребетной и опрометчивой политики Барака Обамы, и сделал несколько мрачных прогнозов. «В декабре 2011 г., после того как наши войска покинули Ирак, я написал на страницах этого журнала, что "президент Обама сделал серьезную ошибку". Вывод всех американских войск сейчас привел к предсказуемым результатам». Во-первых, из-за этого иракцы фактически лишились разведки. Во-вторых, собственно иракские войска еще не были готовы защищать страну, а американские войска были вынуждены прервать свою обучающую деятельность. Наконец, США в итоге потеряли возможность контролировать политическую обстановку в Ираке, что было большим упущением.

Основной интерес США – это «стабильный, объединенный и демократический Ирак». Но есть и более широкие региональные интересы: «на кону находится вековая политическая структура всего региона, и дальнейшее развитие событий окажет огромное влияние на наших тамошних друзей и союзников». В частности, есть риск, что гражданский конфликт в Ираке перерастет в региональную войну. Здесь также имеет значение недавний прецедент, когда США не стали вмешиваться в сирийский конфликт, чтобы пресечь деятельность Башара Асада, что сильно подорвало их авторитет.

Все это говорит о том, что Соединенным Штатам следует наконец избрать более жесткую стратегию, а это значит, что военное вмешательство совершенно необходимо. Нужно остановить «продвижение ИГИЛ на юг; затем необходимо помочь иракцам вернуть такие важные захваченные города, как Мосул, Тикрит и Фаллуджа».

«Кризис в Ираке, - заключает Бремер, - это отчетливое предупреждение об опасностях редукционистского подхода к национальной безопасности, который посылает сигнал о слабости нашим друзьям и недругам за рубежом. Самый непосредственный кризис - это то, что происходит в Месопотамии. Но мы можем быть уверены, что "Талибан" в Афганистане пристально следит за происходящим, прикидывая, можно ли считать вывод американских вооруженных сил признаком безразличия. За Гиндукушем и восточнее Загросом и к северу от Ирака, в Пекине, также находятся бдительно следящие люди. Тегеран и Москва тоже рассчитывают последствия того, как мы урегулируем этот кризис. Ставки выше некуда».

 
Пол Вальдман

В свою очередь, в Washington Post аналитик Пол Вальдман (Paul Waldman) высказался в пессимистическом ключе, но оценил политику администрации президента США как разумную и трезвую. В интервью Yahoo News, пишет автор, госсекретарь США Джон Керри подчеркнул, что США готовы к сотрудничеству с иракским правительством в борьбе против суннитского ИГИЛ, однако на вопрос о том, предполагает ли это военное вмешательство, отчетливого ответа не дал, хотя иракские власти уже просили о помощи. «Надо отдать американскому правительству должное: они не обнадеживают зря. Это тяжелая ситуация, в которой даже наилучший исход все равно будет плохим, и ни президент Обама, ни другие представители власти не делают вид, что это не так. Это существенно отличает их от предыдущей администрации, от которой мы так часто слышали, что победа уже не за горами (если помните, иракское сопротивление пребывало в "предсмертной агонии" годами, притом что Дик Чини сделал соответствующее заявление в 2005 г.)».

Конечно, у президента есть совершенно практические основания дистанцироваться от предыдущего правительства: после имеющегося опыта оторванному от реальности оптимизму, как было в начале 2000-х гг., никто не поверит. Рейтинг популярности Обамы падает, но ему не сравниться с тем, как упал рейтинг Буша, после того, как американцы начали уставать от войны. При этом уже очевидно, что даже самы разумные решения никакой радости или одобрения у граждан не вызовут. То, что эта перспектива не заставляет администрацию Обамы делать необоснованные заявления, хороший признак, считает Вальдман.

 
Пол Роджерс

Наконец, аналитик Пол Роджерс (Paul Rogers) на openDemocracy выдвинул гипотезу, что военное вмешательство извне – это то, к чему ИГИЛ, в конечном счете, и стремится. Фактически возможности группировки не так велики, а вот при вмешательстве внешних сил можно было бы воспользоваться возрастающим беспорядком. В основном дискуссии западных экспертов, пишет он, строятся вокруг вопроса о том, нужно ли направить в Ирак войска и насколько это было бы действенно. «При этом во всей этой полемике полностью отсутствует один элемент: рассмотрение возможности, что ИГИЛ собственно хочет спровоцировать интервенцию. Было бы полезно взглянуть на ситуацию, с точки зрения стратегического подхода ИГИЛ к тому, чтобы расчистить себе дорогу».

По итогам захвата Мосула у ИГИЛ оказались существенные финансовые ресурсы (вероятно, порядка $400 млн.), а также значительное количество оборудования и орудия. После этого часть оружия и оборудования была перенаправлена в Сирию, что свидетельствует о том, что ИГИЛ работает на консолидацию. С другой стороны, очевидно, что в пределах Ирака возможности ИГИЛ ограничены чисто территориальным фактором: на территориях, населенных преимущественно шиитами, их шансы на захват власти весьма незначительны. Опять же, сам Багдад пользуется поддержкой Ирана, поэтому иракскому правительству непосредственной угрозы нет.

Таким образом, задача ИГИЛ состоит в том, чтобы в сжатые сроки (до конца 2014 г.) сформировать обученные партизанские отряды по всему региону. Также они будут стараться привлечь к себе добровольцев среди различных диаспор, а на это потребуется некоторое время. В более долгосрочной перспективе стратеги ИГИЛ, скорее всего, хотят сплотить и укрепить исламистское движение, которое должно захватить значительную часть северной Сирии и северо-запад Ирака. Для этого уже может потребоваться внешняя поддержка в виде финансирования, материальной помощи и притоков добровольцев. «В наибольшей степени достижению этих целей будет способствовать открытая западная военная интервенция – в совершенно любой форме, даже если она будет в основном состоять в задействовании военно-воздушных сил».

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).