будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Мир
Федюкин Игорь

Сначала обо всем, потом - о Чечне: разговор Буша с Путиным

Сегодняшняя встреча Владимира Путина и Джорджа Буша в Санкт-Петербурге обещает быть необычайно многогранной. Если предыдущие беседы на высшем уровне, при всем очевидном многообразии тем конфиденциальных дискуссий, были выстроены в единой тональности триумфального дружелюбия и прямо-таки союзнического духа, то беседа в российской северной столице может вылиться в настоящее дипломатическое многоголосие.

Начать с самого маршрута американского президента. Как известно, поводом для его поездки в Европу является участие в пражском саммите НАТО, где в альянс были приглашены новые члены - семь стран бывшего соцлагеря, включая бывшие прибалтийские республики. Помимо поездки в Россию, Буш посетит также Литву и Румынию, где обратится к жителям этих стран с торжественными речами о преимуществах свободы и прочих возвышенных предметах. В мае этого года казалось, что все разногласия между Москвой и Вашингтоном по поводу расширения НАТО остались в прошлом с созданием "совета Россия-НАТО". Участие Кремля в пражском саммите могло бы стать демонстрацией того, что вопрос закрыт. Однако Путин в Прагу демонстративно не поехал, и американскому президенту придется ехать в Санкт-Петербург, чтобы пообщаться с "другом Владимиром". Вопрос теперь в том, всплывет ли в Санкт-Петербурге тема "ошибочности" расширения североатлантического альянса. Как известно, новые члены НАТО - та же Румыния - настроены куда более проамерикански, чем многие западноевропейские страны. В этой ситуации попытка Москвы в очередной раз объявить расширение "ошибкой" будет выглядеть нелепо на фоне толп, с энтузиазмом приветствующих Буша в Вильнюсе и Бухаресте.

Маргинальная на фоне расширения НАТО и иракского вопроса, но все же очень характерная проблема - ситуация вокруг белорусского президента Лукашенко. Минский "батька", ставший уже персоной нон грата для большинства западных стран, собирался, однако, ехать в Прагу, но ему в гостеприимстве отказали. Его украинского коллегу Леонида Кучму в Чехию впустили, но дали понять, что на саммите его не ждут. Приехал в Прагу и президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Одна из интриг встречи Путина и Буша состоит в том, сочтет ли Москва необходимым реагировать на эти телодвижения своих непосредственных соседей.

Немаловажным обстоятельством является и то, что встреча в Санкт-Петербурге, по сути, должна заменить несостоявшееся свидание в Мексике. Напомним, что два президента должны были встретиться в последних числах октября в рамках азиатско-тихоокеанского экономического форума, однако теракт в Москве заставил Владимира Путина отменить поездку. Тогда встреча лидеров представляла особый интерес, поскольку приходилась на самый пик разногласий вокруг резолюции Совбеза ООН по Ираку. Ожидалось, что Кремль воспользуется случаем, чтобы официально объявить о своей позиции, скорее всего - о ее смягчении; отступление России было бы окрашено в теплые цвета всепобеждающей дружбы между двумя президентами. Сейчас, понятное дело, резолюция принята, и вопрос - временно - закрыт. Неизвестно, сочтут ли стороны нужным вновь обращаться к нему на этом этапе, когда реакция Багдада на требования ООН еще не вполне ясна.

На этом фоне, однако, тем более заметной будет на саммите еще одна проблема в двусторонних отношениях. Очевидно, что в США воспринимают ядерное сотрудничество России с подозрительными странами крайне болезненно и искренне расценивают его как реальную угрозу собственной безопасности. Поскольку Москва, по причинам понятным, но вовсе не убедительным, сотрудничество это прерывать не собирается, можно утверждать, что тема расползания ядерных материалов и технологий станет главным камнем преткновения в отношения между странами.

Как известно, в начале ноября Белый дом заявил, что одной из основных тем предстоящей встречи будет не иракская проблема (разрешение американо-российских разногласий на этом направлении в последнее время делегировано профессиональным дипломатам в ООН), а ядерный скандал на Корейском полуострове. В середине октября Северная Корея признала, что, несмотря на заключенные ранее договоренности, продолжает работу над ядерной программой. Признание это вызвало большой переполох в Вашингтоне, и высокопоставленные эмиссары были направлены в столицы важнейших союзников США и государств региона (задача объясняться с Москвой досталась замгоссекретаря Джону Болтону). Хотя представители американской администрации сразу заявили, что Северная Корея и Ирак - случаи совершенно разные, а потому требуют разных подходов, ситуация заметно накалилась. Затем, однако, внимание американцев оказалось прикованным к затяжным дебатам в Совете Безопасности ООН по поводу иракской резолюции, а в России на первый план выступил захват заложников в Москве. Это, однако, не означает, что в Белом доме забыли о корейской бомбе.

Вообще, признание Пхеньяна не сулит Москве ничего, кроме осложнений. Высказывались даже предположения, что вся эта история является тонкой дипломатической комбинацией, разыгранной не без участия американцев. Ведь именно Москва и лично президент Путин последовательно убеждали Запад в том, что правительство страны Чучхе не является кучкой лунатиков, а собирается реформировать свое многострадальное царство. Фактически, Владимир Путин поручился за Ким Чен Ира - и тут такой скандал! Соответственно предполагалось, что весь инцидент должен ослабить позицию Россию по Ираку (утверждения Москвы, что с Саддамом можно иметь дело, звучат теперь менее убедительно) и в вопросе о ядерном сотрудничестве с Ираном, где российские специалисты строят АЭС. К слову сказать, признание российских чиновников на прошлой неделе, что в стране на протяжении 1990-х были зафиксированы пропажи урана, как топливного, так и оружейного, только делают аргументацию американцев более убедительной. В мае, напомним, Владимир Путин оправдал российское ядерное сотрудничество с Ираном тем, что американцы-де сами пообещали Пхеньяну построить АЭС в обмен на отказ от работы над бомбой. Сейчас этот аргумент не выглядит убедительно.

Ну и, наконец, Чечня. С учетом последних российско-европейских трений по этому поводу, остается только гадать, поднимет ли Джордж Буш эту проблему. Вполне возможно, что это зависит от того, как пройдет обсуждение всех остальных вопросов.

Федюкин Игорь
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).