Внезапноепрекращение роста курса доллара и его небольшой откат лишний раз показали, чтоне все так просто на мировом валютном рынке, как кажется некоторым спекулянтам.Доллар может колебаться в разных направлениях, и этими разнонаправленнымиколебаниями губить немало капиталов, вложенных в валютные операции. Также откатдоллара показал, что есть определенные противоречия между инвесторами всегомира, крупными, средними и мелкими, - и американской администрацией. И этипротиворечия способны влиять на динамику курса ничуть не меньше, чемспекулятивные ожидания и настроения.
В чем состоят этипротиворечия, которые, по нашему мнению, заставили доллар немного вернуться?Если посмотреть на поведение инвесторов (банки, страховые компании, инвестиционныеи пенсионные фонды, и т.д. и т.п.), то оно вполне понятно и предсказуемо вусловиях паники – инвесторы выводят свои средства из активов в деньги. При этомони, конечно, продают активы по очень низкой цене, и наверняка несут при этомубытки, но зато сохраняют хоть в какой-то степени свой капитал и средства своихклиентов. Далее, продав активы за деньги, они продолжают, во-первых,накапливать недополученную прибыль, а во-вторых, нести убытки из-за обесцениванияденег, потому что инфляция, пусть и небольшая, все же существует.
Однако этиминеприятностями можно пренебречь, так как главная цель – сохранить капитал –достигнута, потому что средства находятся в долларах, а эта валюта, какизвестно, самая надежная в мире. Даже несмотря на то, что американская экономикасейчас находится в тяжелом состоянии, а американский финансовый сектор являетсяэпицентром мирового кризиса.
Рассуждая подобнымобразом, все или почти все инвесторы ринулись покупать доллары и очень быстрозагнали их курс на очень высокий уровень. Напомним, что еще летом за один евродавали 1 доллар 60 центов, а в середине октября евро падал и до 1,23 доллара.То есть дело шло к тому, что очень скоро мы могли бы увидеть паритетный курс1:1, а потом и дальнейшее снижение евро и повышение доллара. Аналогичныекульбиты описывали бы и другие валюты, в том числе и рубль.
Но повышение курсадоллара совсем не входило в планы нынешней Администрации США, да и в планылюбой другой будущей Администрации тоже входить не будет. Дело в том, чтоповышение курса доллара наносит еще один удар по американской экономике(реальной экономике, а не финансовому сектору), и этот удар совершенно некстати.Уже сейчас промышленное производство и строительство испытывают сильный спадиз-за резкого сокращения потребительского кредитования, в том числе ипотечногои автокредитования. Физические объемы производства этих товаров снижаются, иони наверняка потянут за собой массу других отраслей. Вдобавок же к этимтрудностям добавляется еще одна – рост курса доллара относительно другихмировых валют.
Рост курса, которыйпроизошел под воздействием чисто внешних причин - паники инвесторов во всеммире, резко ухудшает условия воспроизводства американского хозяйства. Товары, произведенныев США, становятся дороже, и тем самым их конкурентоспособность на мировом рынкепадает. А товары, произведенные на территории других валютных зон, наоборот,дешевеют, и начинают все активней конкурировать с американской продукцией.
Понятно, что такойдвойной прессинг вряд ли кто выдержит, даже американская экономика. Не говоряуже о том, что она дает совершенно роскошные преференции всему остальному миру:с одной стороны, американцы любезно предоставляют доллары всем желающим, а сдругой стороны, не менее любезно сдают свои сегменты мирового рынкаконкурентам.
Причем если быситуация не была кризисной, то вопрос борьбы за долю рынка можно было бы решитьболее или менее мирным путем. Как-никак, существует мировое разделение труда, иместо каждой промышленно развитой страны в этом разделении более или менеепрописано. Поэтому та или иная страна может спокойно смотреть на уменьшениедоли рынка по второстепенным товарным позициям, так как знает, что на ееосновную долю никто не претендует и претендовать не будет.
Но это в спокойныевремена, а сейчас, повторяем, кризис, поэтому каждый процент рынка ценится навес золота. В таких условиях предоставлять конкурентам преференции, невозмутимонаблюдая за ростом курса своей валюты, - за пределами разумного. Поэтомуамериканская Администрация, увидев, что ее дела идут все хуже и хуже, принялаответные меры. Меры эти состояли в снижении процентной ставки ФРС с 1,5% до 1%- они и привели к развороту доллара. Его стали больше продавать, а не покупать,так как при таком уровне процентных ставок инфляция в США будет неизбежной, а,значит, средства в долларах будут очень быстро обесцениваться. Поэтому дляинвесторов имеет смысл держать свои средства в какой-нибудь другой валюте.
С другой стороны, понижение процентной ставкипривело к росту фондовых индексов, то есть удорожанию активов, а это можетзаставить некоторых инвесторов удержаться от их реализации, что тоже снизитспрос на доллары.
Таким образом,снижение процентной ставки пока улучшило позицию американской экономики посравнению с другими экономиками мира. Вопрос только в том, надолго ли это. Еслипессимистические настроения инвесторов сохранятся, и они по-прежнему будутвыходить из активов в доллар, то тогда возможностей повлиять на экономическоесостояние США у ее монетарных властей будет немного. Процентную ставку можно ещеснизить до 0.5%, потом до 0%, а дальше все… И кто тогда окажется сильнее –монетарные органы власти США или сотни инвесторов со всего белого света, –сказать очень и очень трудно.