будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия Япония Владимир Путин Дальний Восток
Июль 12, 2025
Мир
Макаркин Алексей

Согласие на мирный договор как форма отказа

Согласие на мирный договор как форма отказа
800-600_2BcKTIa
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент РФ Владимир Путин. Источник: Донат Сорокин/фотохост-агентство ТАСС

Россия могла бы заключить мирный договор с Японией без всяких условий, а уже потом на его основе решать все спорные вопросы, заявил 12 сентября президент РФ Владимир Путин в ответ на очередное предложение о заключении договора со стороны Японии.

Как сообщает информационное агентство РБК, на заседании Восточного экономического форума глава российского государства напомнил, что страны уже 70 лет пытаются выйти на заключение мирного договора. «Так вот, 70 лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: давайте поменяем подход. Давайте. Давайте заключим мирный договор, ну не сейчас, но до конца года. Без всяких предварительных условий. А потом на основе мирного договора, как друзья, продолжим решать все спорные вопросы. Это облегчило бы нам решение всех проблем», – приводит информагентство слова Путина.

О том, что на деле означают слова российского лидера, и о том, почему эта позиция была обнародована именно сейчас, с «Полит.ру» поговорил Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий.

 
Алексей Макаркин

«Мне кажется, это форма вежливого отказа. У японцев позиция всегда была такова: заключение мирного договора связано с передачей островов. Вначале Россия должна передать два острова, потом заключается мирный договор, а потом передают еще два острова. Но что касается сегодняшнего выступления российского президента, то он исходит из того, что Россия никому ничего не должна. А раз так, то давайте мирный договор заключим – и будем реализовывать совместные проекты на островах под российским флагом.

Насколько Абэ захочется идти на такой вариант? По крайней мере, ни один японский премьер-министр на такое пойти не мог. Конечно, Абэ не будет прекращать диалога с Россией, и в России тоже прекрасно понимают, почему. Потому что если ты сейчас обидишься и прекратишь диалог, то Россия в Азии будет замкнута только на Китай. Ни одно японское правительство не хотело бы и такого расклада. Так что японцы с нами будут продолжать общаться, но заключение мирного договора до конца года – это весьма маловероятно.

 
Подписание совместной Декларации СССР и Японии в Москве. 19 октября 1956 года / wikipedia.org

Известно, что передача двух островов была записана в советско-японской декларации 1956 года, во время визита японского премьера Хатоямы в СССР. Но Хатояма ушел с поста в 19567 голу, а следующее правительство подписало военное соглашение американцами. После чего Советский Союз дал понять, что декларация более не актуальна. В современной России к этой декларации вернулись. Но острова эти с 1992 года уже стали символом для российского населения.

Как раз тогда только что распался СССР. И люди в большинстве своем, как ни странно, восприняли распад его довольно спокойно, исходя из того, что эти мелкие государства «никуда не денутся, вернутся». Почему не было каких-то больших волнений? Потому что люди полагали, что кому может быть нужна та же Украина или Прибалтика? Да никому! В конце концов все они сами снова побегут к нам – нужно только подождать. А потом мы всех примем (мы же хорошие), но на наших условиях. Чтобы побольше денег оставлять родному Нечерноземью и поменьше отправлять в национальные республики.

 
Завод "Радиотехника" в Риге / YouTube.com

Таким образом общество себя успокаивало. А вот с островами ситуация была иной. Здесь понимали, что отдашь – уже не вернешь. Поэтому отношение к независимости Украины и к передаче островов Японии (несмотря на то, что они несопоставимы по всем позициям – по экономическому потенциалу, стратегической роли, по населению и т.д.) оказалось разным. Общество, даже будучи в плену иллюзии, что «свои к нам вернутся», тут уловило, что острова мы не вернем. Поэтому и пошла реакция, которая не позволила тогдашнему российскому правительству решить этот вопрос. Возник внутренний конфликт даже в самой российской власти.

Кроме того, с ощущением, что «если нашу отдать, ее не вернешь», соседствует второй момент – страх цепной реакции. Мол, отдадим сейчас острова – потом немцы потребуют с нас Калининград. Это тоже значимый для внутренней аудитории аргумент – что нельзя создавать прецедент. Конечно, есть еще целый ряд аргументов (свои аргументы выдвигают военные, свои аргументы – рыбаки, например), но все это является производным от этих двух аргументов. Поэтому я не вижу, как здесь можно договориться.

 
Туристы в музее Калининграда / Фото: Сергея Бровко

В Японии, насколько я понимаю, время от времени возникают представления о том, что в вопросе вот-вот будет прогресс. Обычно эти ожидания связываются с приходом какого-то нового руководителя или возвращением старого, у которого высок кредит доверия и который сейчас может пойти на этот шаг. Может быть, были такие представления и перед президентскими выборами в России.

Но тут есть два фактора. Первый: совершенно непонятно, зачем любому российскому президенту отдавать Японии острова. Дело в том, что Япония взамен предлагает поддержку в сфере модернизации российской экономики, предлагает инвестиции. Но сейчас – особенно сейчас – для российской власти эта тема не очень интереса. Наоборот, сейчас иностранное присутствие в российских регионах воспринимается как риск. Время от времени в России смотрят на дело так; вот сейчас именно такой период, в активности Японии видят риск.

Поэтому отдавать хотя бы два острова (остров и одну островную гряду, строго говоря) в обмен на нечто рискованное – зачем? Чтобы улучшить там коммунальную сферу? А надо ли? Если надо, сами как-нибудь вопрос решим. А то вдруг еще какие-нибудь шпионы появятся в наших регионах! То есть ценность того, что японцы предлагают взамен, для российской власти сейчас неочевидна.

 
Синдзо Абэ и Владимир Путин /  Михаил Метцель  /фотохост-агентство ТАСС

И второй момент – что, как мы видим, российская власть после выборов иногда идет на непопулярные шаги. Это происходит не всегда, но иногда бывает, когда встают вопросы, которые, с точки зрения власти, нужно решать для экономики, внутри страны. Например, в 2004 году это была монетизация льгот, а сейчас это – пенсионная реформа. Но идти на непопулярные шаги вне страны никто не собирается.

Поэтому думаю, что японцы примут это заявление российского президента насчет мирного договора в короткие сроки и без условий вежливо. Но не более того.

А почему тема возникла сейчас? Может быть, захотелось как-то закрыть ее. Потому что она тянется достаточно долго; Абэ сделал на нее достаточно большую ставку (хотя тема мирного договора, конечно, не главная в его политике). Видимо, захотелось, что называется, обозначить свою позицию.

Но обозначить позицию «не отдадим острова» можно разными способами. Можно сказать: «Острова мы вам никогда не отдадим». Это такой афронт, в том числе для Абэ. А можно сказать: «Давайте заключим мирный договор без всяких условий и будем сотрудничать». Это то же самое, но в более мягкой форме. Которая сохраняет возможность для диалога, даже для реализации совместных проектов», – сказал Алексей Макаркин.

По последним данным, Япония уже оказалась заключать мирный договор так, как это предложил российский президент. Токио не будет заключать мирный договор до тех пор, пока не будет урегулирован территориальный спор, передает информационное агентство «Интерфакс» заявление генерального секретаря кабинета министров Японии Йосихидэ Суга.

Макаркин Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).