Когда 91-летний старец умирает в окружении супруги и чад, предварительно соборовавшись, – это нормально. Исчерпался жизненный ресурс. Ненормально то, что деятель, чьи руки по локоть в крови, остался безнаказанным.
В прошедшее воскресенье ушел из жизни человек, чье имя знакомо любому мало-мальски грамотному человеку. Споры о том, кем он был – спасителем отечества или кровавым тираном – не утихают на его многострадальной родине и далеко за ее пределами.
Аугусто Пиночет Угарте появился на свет 25 ноября 1915 года в Вальпараисо. Предки его по отцовской линии – выходцы из Франции. В18 лет юноша поступает в пехотное отделение военного училища. Спустя три года заканчивает его в звании младшего лейтенанта. Так начинается его военная карьера. Служба в войсках чередуется с учебой в Академии Генерального штаба и сочетается с преподавательской деятельностью, в том числе и за рубежом. В Эквадоре он вел курс в Военной академии в Кито. В 1956-1958 годах входил в состав военной миссии Чили в США. Именно тогда старший офицер увлекся геополитикой. Он, к примеру, доказывал, что «существование Боливии противоречит всякому здравому смыслу», а поэтому она должна быть разделена между Чили, Перу, Аргентиной и Бразилией. В 1970 году получил звание дивизионного генерала. Впоследствии назначается командующим столичным гарнизоном. Позднее становится главнокомандующим сухопутными войсками. Жена Пиночета Мариа Луиза Ириарт родила ему пятерых детей.
В сентябре 1973 года Пиночет с группой единомышленников совершает государственный переворот, в результате которого было свергнуто правительство Народного единства, руководимое Сальвадором Альенде, и становится во главе военной хунты. Сразу же распускаются все органы власти, ликвидируется парламент, запрещаются политические партии, вводится жесткая цензура над средствами массовой информации. В декабре 1974 года Пиночет провозглашается президентом. В соответствии с Конституцией 1981 года, его полномочия продлеваются на 8-летний срок. Пиночет единолично правил вплоть до1990 года, когда после неудачного для диктатора исхода референдума о продлении полномочий к власти после 17-летнего перерыва пришло демократически избранное правительство.
Таково скупое перечисление фактов. За ними кроется бурная деятельность персонажа.
Диктатор и его подручные несут ответственность за гибель тысяч сограждан. За пытки на Национальном стадионе в Сантьяго, в концентрационном лагере на острове Досон, за сбрасывание с самолетов узников в мешках с привязанными рельсами в Тихий океан, за участие совместно с аналогичными режимами в операции «Кондор» – ликвидации политических противников. Сотни тысяч чилийцев, опасаясь преследований, оказались вынужденными эмигрировать и скитаться на чужбине – в Северной и Южной Америке, Европе.
Список преступных деяний против человечности можно продолжать до бесконечности. Согласно официальным сведениям, общее число замученных и ликвидированных составило 27 225 человек.
На совести тирана немало чудовищных преступлений, вызвавших громкий резонанс международной общественности. Они были совершены за пределами страны. В 1974 году агенты спецслужб провели операцию по ликвидации предшественника Пиночета на посту главнокомандующего сухопутными войсками Карлоса Пратса, выполнявшего функции вице-президента при Сальвадоре Альенде. В автомобиль, в котором генерал с женой возвращались домой, подложили бомбу. Она взорвалась – супруги погибли.
По аналогичной схеме расправились и с четой Летельеров. Видный в прошлом деятель, вынужденный покинуть родину, работал в Институте политических наук. На сей раз акт был совершен в центре Вашингтона, среди белого дня.
Повсюду в мире развернулось движение солидарности с чилийскими демократами. По инициативе Социалистического интернационала был создан Международный комитет по расследованию преступлений военной хунты, в работе которого принимали участие представители советских профсоюзов и научной общественности.
Действительно, все так и было. Но при этом основным мотивом насильственного взятия власти генералитетом было спасение страны от хаоса и экономического коллапса. Поначалу правительство Народного единства намеревалось построить «социализм с человеческим лицом», завершить на латиноамериканской земле эксперимент, оборванный в Чехословакии. Однако под влиянием радикалов оно резко накренилось влево, взяло курс на тотальное огосударствление не только крупных предприятий, но и на ущемление мелких и средних собственников. Это вызвало перебои со снабжением, привело к дефициту продуктов питания, очередям и пустым прилавкам магазинов. Происходящее сопровождалось массовыми выступлениями различных категорий населения.
Страну заполонили кубинские эксперты и «искусствоведы в штатском», ставившие целью направить ее по пути воспроизводства модели ортодоксального социализма. Разумеется, не обошлось без саботажа. Огромный урон нанесла субсидируемая зарубежными фондами забастовка владельцев и водителей грузовиков, обеспечивавших львиную долю товарооборота (учитывая отсутствие широкой сети железных дорог). Обстановка накалилась донельзя, гражданская оппозиция, включая самую влиятельную партию – Христианско-демократическую, резко критиковала администрацию за некомпетентность и намерение перейти на рельсы плановой экономики.
Таков был фон, на котором к управлению и пришли генералы. В их правление политические репрессии сочетались с открытой рыночной экономикой. Ее отдали ее в руки молодых специалистов, воспитанников знаменитой Чикагской школы.
Ученики Милтона Фридмана наладили работу хозяйственного механизма, осуществили приватизацию неэффективных и нерентабельных государственных предприятий, провели налоговую и пенсионную реформу, либерализировали внешнюю торговлю, широко распахнули двери иностранному капиталу. Эти меры постепенно приносили свои плоды. Мир заговорил о чилийском экономическом чуде. В конечном счете, военные оставили гражданскому правительству совсем другую страну – процветающую, устойчиво развивающуюся. Успехам Чили стали восхищаться многие российские эксперты и высокопоставленные функционеры, причем не только правого толка.
Тем временем 75-летний Пиночет, потерпев поражение на референдуме 1998 года и передав демократически избранному преемнику президентские полномочия, долго не сходил с политической сцены. Оставался главнокомандующим Вооруженными силами и занимал пост сенатора, продолжая активно влиять на многие стороны жизни и стремясь всячески препятствовать усилению процесса демократизации. Пока он обладал иммунитетом в качестве члена верхней платы парламента, правозащитники не могли к нему подобраться, лишь инициируя вопрос о необходимости начать расследование в отношении тирана.
В октябре 1998 года, выехав на лечение в Лондон, сопровождаемый солидной свитой, Пиночет оказался под прессом знаменитого испанского судьи Балтасара Гарсона, обвинившего его в причастности к исчезновениям своих земляков. Тяжба длилась почти 12 месяцев. Экс-диктатору удалось выкрутиться, прибегнув к помощи специально прибывшего из Чили опытного консультанта. Он обучил пациента искусству имитировать умственную болезнь, и фигурант вышел сухим из воды, британская Фемида отказалась рассматривать дело по причине душевной немощности обвиняемого. Экс-диктатор возвратился на родину. Как писал английский наблюдатель, он с удивлением увидел по телевизору, как Пиночет, поднявшись из инвалидной коляски, бодро зашагал по дорожке аэропорта в направлении встречающих.
Долгое время попытки привлечь Пиночета к ответственности натыкались на броню, им же возведенную. Во второй половине 2004 года лед, наконец, тронулся: винтики правоохранительной машины пришли в движение. Верховный и Апелляционный суды лишили его иммунитета, дав зеленый свет расследованию по убийству генерала Пратса. Это явилось поистине знаковым событием в жизни Чили. Некогда неприкасаемый, диктатор перестал быть таковым.
К тому моменту грянул скандал со счетами в американском банке «Риггс», где хранились семейные сбережения на сумму около 8 млн долл. Развеялся миф о бескорыстии тирана, его исключительной честности и щепетильности в финансовых вопросах. Была проведена серия допросов родственников. Они, разумеется, клялись в неведении. Адвокаты утверждали, что эти деньги поступили от анонимных доброжелателей. Затем на скамье подсудимых оказался старший отпрыск генерала.
Раньше подобная картина могла привидеться лишь в страшном сне. Позднее, в ходе расследования, выяснилось, что Пиночет имел несколько паспортов на разные имена, которые использовались для открытия счетов в иностранных банках.
Кольцо правосудия сжималось вокруг экс-диктатора. В тюрьме по обвинению в преступлениях против человечности оказался руководитель секретной службы Дина – армейский генерал Мануэль Контрерас. Его приговорили к 12 годам тюремного заключения. Накануне он заявил, что как офицер выполнял приказ своего главнокомандующего. К тому времени за решеткой уже находились четыре непосредственных исполнителей этих деяний. Они получили от 5 до 11 лет. В феврале 2004 года был выписан ордер на арест Сесара Бонавидеса и Энрике Монтеро – двух министров внутренних дел прежнего режима. Им инкриминировалось соучастие в разработке операции «Коломбо», направленной на прикрытие ликвидации 119 активистов Левого революционного движения. В мае 2005 года страну потрясла сенсация: Контрерас направил в Верховный суд покаянное письмо. В нем содержится список из 580 человек с указанием мест, где они подверглись репрессиям. В сентябре 2005 года Верховный суд Чили наконец лишил бывшего диктатора иммунитета по делу «Кондор». Это явилось своеобразным «подарком» к 90-летию. Его адвокаты продолжали настаивать на необходимости медицинского освидетельствования, ссылаясь на состояние здоровья.
Сам же Пиночет в ожидании своего часа буквально балансировал между клиникой и Фемидой. Лишь смерть избавила его от неотвратимого возмездия.
Отмечая недавно у себя дома в узком кругу родных и близких 91-й день рождения, экс-диктатор признал персональную ответственность за преступления режима. При этом утверждал, что тогда отсутствовал иной выход, помимо переворота.
Так ушел в мир иной человек, чье имя долго наводило ужас на граждан его страны, вздохнувших с облегчением лишь после его кончины. Но кое-кто продолжает считать Пиночета спасителем отечества и скорбит по прошлым временам.