Громкий процесс по делу об убийстве в США в Шомберге близ Чикаго приемного ребенка из России вступил в заключительную фазу, когда доводы сторон выносятся на суд присяжных. На скамье подсудимых - 33-летняя Ирма Павлис, обвиняемая в убийстве 6-летнего Алекса, усыновленного из детского дома в Ейске вместе с 5-летней сестрой.
18 декабря 2003 года Алекс (Алеша Гейко) был госпитализирован в коматозном состоянии и на следующий день скончался. Смерть, согласно медицинскому заключению, наступила в результате сильного удара по голове. Сестра мальчика, по сообщениям американских властей, не пострадала.
Утром в четверг на слушаниях, которые проходят в окружном суде округа Кук (штат Иллинойс), была показана 45-минутная видеозапись, на которой подсудимая Ирма Павлис рассказывает о событиях, приведших к гибели ребенка. На пленке Павлис, одетая в темный свитер, выглядит спокойной, она говорит с испанским акцентом, сообщает телеканал NBC. Отвечая на вопросы помощника прокурора Кэти Наухеймер, она часто упоминает о том, что в течение нескольких недель до 18 декабря 2003 года поведение мальчика было "вызывающим" и она чувствовала себя "расстроенной". "Я просто не могла с ним справиться и мне пришлось применить физическое воздействие", - говорит Ирма. Обвиняемая рассказала, что поначалу ей приходилось силой усаживать ребенка на унитаз, а впоследствии она стала шлепать его рукой и шнуром, а также хлестать по щекам. 16 декабря, говорит Ирма, она потеряла контроль над собой, когда мальчик в очередной раз обмочился, а когда был наказан, то "притворился, что упал потерял сознание". Ирма Павлис показала перед камерой, как она обхватила Алекса за шею и дала ему несколько пощечин, настолько сильных, что повредила себе руку.
Через два дня Ирма снова "потеряла контроль" - по той же причине. Она стала яростно трясти Алекса и два или три раза ударила его в живот. После этого Ирма затолкнула ребенка в туалет и избивала его там еще 15 минут. В конце концов Алекс закатил глаза и стал задыхаться, но Павлис подумала, что он притворяется, как два дня назад. Только минут через 40 она стала догадываться, что ребенку действительно плохо и попыталась оказать ему первую помощь. "Я была в отчаянии. Я понимала, что должна что-то сделать, куда-то пойти или позвонить", - говорит Ирма.
Она позвонила мужу на работу и сказала, что мальчик, похоже, умер. Муж посоветовал звонить 911.
Помощник прокурора спросила Ирму, почему она решила рассказать обо всех этих подробностях. Она ответила, что просто должна была сделать это. Также Ирма попросила следователей иметь в виду, что мальчик и сам прининял себе ранения. "Он падал, он бился головой, он много чего себе делал. Ну, и я, конечно, тоже...", - сказала подсудимая.
Сидя за столом и все это рассказывая, Ирма прикрывала рукой лицо и время от времени всхлипывала.
На суде обвинение старается склонить присяжных к тому, что именно Ирма Павлис убила своего приемного сына. Защита утверждает, что ребенок был психически нездоров и сам наносил себе травмы. Они обращают внимание на детдомовскую фотографию Алеши, где он изображен с забинтованной головой. Однако врачи говорят, что у мальчика была черепно-мозговая травма, сравнимая по тяжести с автокатастрофой, - он не мог нанести себе такую травму сам.
Если Ирма Павлис будет признана виновной, то, по законам штата, ей грозит смертный приговор.
Российские дипломаты на слушаниях не присутствуют. Однако накануне официальный представитель российского МИДа Александр Яковенко, заявил: "Разумеется, мы не можем оставаться безучастными к тому, как складывается в США жизнь усыновленных детей из России, хотя они и обретают новое, американское гражданство". Он добавил, что "нас не может не волновать ход этого судебного разбирательства, и мы ожидаем, что оно будет объективным". По словам чиновника, российские загранучреждения отслеживают судьбу детей из России, усыновленных гражданами других стран, в том числе и США.
Между тем сегодня стало известно, что несколько внутренних органов Алекса Павлиса были изъяты для пересадки. Об этом на суде заявила помощница окружного патологоанатома района Кук Понни Аранкумар, которая производила вскрытие и теперь выступает в качестве свидетеля, сообщает газета Chicago Tribune. По словам Аранкумар, у Алекса не были сломаны кости, однако смерть наступила в результате "воздействия силой". Аранкумар насчитала на теле ребенка 32 повреждения - шрамы, кровоподтеки и ссадины.
Каждый год в США усыновляется порядка 20 тысяч детей, примерно четверть из них российские. С 1996 года умерли как минимум 12 детей, усыновленных в России.