будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Мир
Гриценко Григорий

Ставка против дефолта

Решение ФРС о втором подряд снижении процентной ставки, несмотря на кажущуюся неожиданность (предыдущее снижение произошло всего десять дней тому назад), вполне объяснимо. Руководители американского центрального банка, если мы правильно понимаем их логику, стремятся поскорее довести процентную ставку по кредитам (в том числе и ипотечным) до такого уровня, при котором дефолтов по ипотечным кредитам больше не будет или их количество резко снизится.

Напомним, что процентная ставка по кредитам может быть или фиксированной, или плавающей. Фиксированная не меняется на протяжении срока действия кредитного договора между банком и заемщиком, а плавающая ставка может меняться. Обычная конструкция плавающей ставки – это базисная ставка плюс маржа банка. Базисная ставка, в свою очередь – это или ставка «денежного рынка», или ставка центрального банка, по которой коммерческие банки получают от него кредиты. Соответственно, если меняется базисная ставка, то стоимость заимствования для заемщиков тоже меняется. Иногда она падает, а иногда растет, и из-за этого роста заемщики могут попасть в трудную ситуацию.

Так, собственно, и произошло на рынке ипотечных кредитов в США. Дело в том, что на протяжении нескольких лет процентная ставка ФРС была очень низкой, и достаточно долго держалась на уровне 1% годовых. Таким способом монетарные власти США пытались вывести американскую экономику из депрессии, в которой она оказалась, как они думали, после событий сентября 2001 года (на наш взгляд, в депрессии американская экономика оказалась гораздо раньше, но это отдельная тема).

Сейчас трудно сказать, удалось ли с помощью процентной политики выйти из депрессии, зато благодаря низкой процентной ставке возник один побочный эффект, который американской экономике вышел боком, создав ей новые трудности. Пользуясь благоприятной конъюнктурой на кредитном рынке, займы стали получать заемщики с достаточно высоким уровнем риска. Раньше бы им, конечно, кредитов никто бы не дал, но теперь, когда так важен каждый клиент... И что самое неприятное, выдавались не только потребительские кредиты, которые являются среднесрочными, но и ипотечные кредиты, под залог приобретаемого жилья, которые являются долгосрочными. Срок такого кредита может доходить до 30 лет, и трудно поверить, что в американских банках сидят люди, которые считают, что в течение всех 30 лет процентные ставки не начнут расти, а с ними и число их клиентов, которые окажутся в какой-то момент неплатежеспособными.

Именно так все и произошло. Подержав некоторое время ставки на минимальном уровне, ФРС стала их потихонечку повышать, и довела, в конце концов, до 5,25%. Руководство ФРС объясняло свои действия высокими инфляционными рисками, которые возникли в американском хозяйстве во время борьбы с депрессией, но это объяснение достаточно слабое. Собственно говоря, снижая процентную ставку до уровня 1%, ФРС боролась с дефляцией, потому что падение цен – это самое большое зло, которое только может произойти в экономике. Если цены будут падать, то хозяйственные агенты не смогут реализовать прибыль, заложенную в ценах товаров. Если прибыль не будет реализована, то выплатить дивиденды акционерам и погасить кредиты и проценты по ним будет крайне затруднительно, если вообще возможно. И тогда может начаться серьезный кризис. Не получившие дивидендов акционеры сократят свои покупки, что еще больше усложнит реализацию товаров и услуг. Дальше – закрытие предприятий и увеличение безработицы. Не получившие возвратов по кредитам и процентам банки не смогут выплатить проценты по вкладам и, если кто-то захочет получить их целиком, не смогут вернуть их клиентам.

Поэтому для ФРС главное – это борьба с падением цен, а инфляция, то есть их рост – дело второстепенное. Тем более, как мы понимаем, долларовая инфляция легко транслируется за границу, и превращается в инфляцию других валют, эмиссия которых производиться против долларовых резервов их Центральных банков. Поэтому, повторяем, повышение процентных ставок выглядело достаточно странным, тем более, что к этому времени уже успел сформироваться достаточно большой круг заемщиков, взявших долгосрочный кредит по плавающей процентной ставке.

Именно эти заемщики (жаргонное название которых subprime) оказались бомбой замедленного действия, заложенной под американскую экономику. Причем запал от этой бомбы оказался в руках у монетарных властей, которые вроде бы должны следить за тем, чтобы все было в порядке. Вместо этого они сами устроили жуткий беспорядок, взорвав заложенную бомбу повышением процентных ставок. И вот теперь в срочном порядке пытаются ликвидировать последствия своих непродуманных мероприятий.

В самом деле, если некая мексиканская семья взяла в кредит $100 тыс. на 30 лет в 2003 году на приобретение дома под 8% годовых (1% - базисная ставка, 4% - маржа банка, 3% - ежегодный взнос на погашение кредита), то этот кредит обойдется ей в $8000 в год. Ну, а если в 2006 году базисная ставка благодаря усилиям ФРС будет уже 5% годовых, то заемщику придется платить $12000 в год, то есть переплачивать $4000. А это, можно сказать, полторы, или даже две месячных заработных платы заемщиков, которых относят к категории subprime. Неудивительно, что значительная часть их объявит дефолт.

Как нам кажется, это снижение ставки – не последнее, хотя точно пока прогнозировать это трудно. Достаточно ли уже произошедшего или потребуются новые шаги, можно будет сказать только после появления статистки дефолтов по ипотечным кредитам. Если неплатежи будут на том же уровне или выше, то снижение ставок надо будет продолжить. А если объем неплатежей снизится, то тогда американские монетарные власти можно будет поздравить с успешным решением проблемы, которую они сами себе создали.

См. также:

  • Лекция леонида Вальдмана. Американская экономика: 2006 год
  • Григорий Гриценко. Ограниченный эффект денежной политики
  • Григорий Гриценко. Чудеса американской статистики
  • Григорий Гриценко. Инфляция вместо дефолта
  • Григорий Гриценко. Глобальные качели мировой экономики
  • Григорий Гриценко. Транспортный выход из ипотечного кризиса
  • Григорий Гриценко. Американский баланс
  • Григорий Гриценко. В чем фокус реструктуризации Ford?
  • Григорий Гриценко. Наследник Гринспена и угрозы американской экономике
Гриценко Григорий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).