Проблема
19 марта секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Парубий по итогам заседания СНБО сообщил, что МИДу Украины поручено ввести визовый режим с Российской Федерацией. В качестве первого шага говорится о возможности въезда только по загранпаспортам.
Предыстория
Украина
По факту это решение - следствие истории с гибелью прапорщика ВС Украины Какурина С.В., убитого во время штурма 13-го фотограмметрического центра Главного управления оперативного обеспечения ВС Украины в Симферополе. В пророссийском МВД Крыма заявили, что "в Симферополе 18 марта стреляли провокаторы – и по военнослужащим, и по бойцам самообороны Крыма", но премьер Яценюк не принял это всерьез и официально сообщил: "Сегодня российские военные начали стрелять по украинским военнослужащим - а это уже военные преступления, которые не имеют срока давности".
Но заседание СНБО было созвано еще не по этому поводу, а по ходу развития событий: Яценюк послал в Крым первого вице Ярему (отвечает за всех силовиков) и министра обороны Тенюха. Их в Крым не пустили (на дали сесть самолету). Мало того, в тот же день (19 марта) неизвестные похитили командующего ВМС Украины контр-адмирала Гайдука, занимавшегося переговорами с ЧФ РФ. Далее – было СНБО с решением о визовом режиме. Там было еще несколько решений, в частности – о выходе Украины из СНГ. Это, впрочем, было совершенно ожидаемо – какое уж тут СНГ.
Россия
Здесь к предыстории – помимо вышеизложенные обстоятельств – можно добавить не слишком известный в России факт. То есть, даже два, но связанных друг с другом.
Первый: с 1 января 2014-го вступило в силу новое законодательство Российской Федерации о порядке въезда и выезда из РФ, а также о правовом положении иностранных граждан в России. А именно: "С нового года срок временного пребывания в России иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (в том числе, граждане Украины), не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, а также в случае, если такой срок продлен в соответствии с законодательством". При нарушении безвизовому иностранцу будет запрещен въезд в Российскую Федерацию сроком на 3 года со дня выезда из России. Это к тому, что рассуждать о том, что Украина сейчас сама отсечет для своих граждан возможность работать в России не следует: ее уже конкретно осложняло, причем – принципиально осложняло и это решение РФ.
Второе: тогда же было сообщено, что с 1 января 2015 года украинцы смогут въехать в Россию только при наличии заграничного паспорта. То есть, по факту Украина пока лишь отвечает симметрично, пусть и с некоторым опережением. Причем, тогда время было еще относительно спокойное (Майдан еще не было) и в октябре статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин (курирует отношения с СНГ), заявил, что Россия и Украина уже прорабатывают вопрос о взаимном въезде граждан по загранпаспортам и "это, кстати, в интересах обеих стран". Тогда же он добавил, что "несмотря на недавнее заявление советника президента России Сергея Глазьева о том, что для жителей Украины может быть введен визовый режим в случае подписания страной соглашения об ассоциации с Европейским Союзом".
И еще одна предыстория: во время аналогичного конфликта в 2008 году России поступила аналогично (ввела визы) в отношении Грузии.
Дальнейшие действия
Парубий сказал, что украинский МИД уже в ближайшие часы должен отработать механизм, согласно которому гражданам России может быть допущен въезд на Украину только по заграничным паспортам: "Дано поручение в самый короткий срок, насколько это технически возможно, ввести в действие это решение СНБО". Конечно, вот это технически решается просто: людей с внутренним паспортом в автомобилях на границе просто заворачивают, из поездов высаживают, ну а в аэропортах не пропускают. Тут технических проблем не видно.
Визовый режим вводить сложнее. Ну, расширить консульские отделы, создать новые, напечатать визы в чрезвычайно большем количестве и т.п. Это если не учитывать необходимость принятия законодательных решений (что, в принципе, сейчас быстро) и наличие доброй воли на тему обеспечить российским гражданам возможность въезда (а с этим уже непонятно).
Впрочем, проблему уже начал морозить А.Яценюк, предложивший "не спешить" с введением визового режима с Россией и даже отложить вопрос о допуске граждан РФ на территорию Украины только по загранпаспортам. Но, вроде бы (если сейчас можно разобраться в параметрах украинской власти), это не его компетенция: СНБО под президентом, а он - премьер. Возможно, это было в формате совещательного голоса. И, заодно, Яценюк решил добавить себе плюсов на Востоке страны (для них-то визовый режим вообще кошмар), которую он недавно слегка обаял, обращаясь к ее жителям на вполне приличном (по киевским меркам) русском языке.
Россия
В принципе, свою часть ответа Россия сделала уже и раньше (90 дней и загранпаспорта с 2015-го), так что ей просто останется симметрично ответить на введение визового режима.
Пока все тихо, нет, что логично: в интервью "Эху Москвы" Д.Песков отказался комментировать информацию о введении визового режима с Украиной, заявив, что Кремль выступит с заявлением по этому вопросу только после того, как получит официальное подтверждение от украинских властей о введении виз.
Последствия (прямые и вероятные)
Еще раз: об СНГ в связи с решением СНБО говорить незачем, по факту оно само себя закрыло крымской историей. Вообще, любопытно, что тема СНГ вообще никому не приходила в голову по этому поводу – такова, значит, его функциональность. Ну, не существовало оно в принципе – впрочем, за вычетом темы того же безвизового въезда для граждан соответствующих стран. Типа этакий "паспортный союз". Далее только о визах.
Для Украины
Первая тема связана с тем, зачем все это было сделано. Скорее всего, именно затем, чтобы не допустить проникновения в страну новых масс "вежливых зеленых человечков". Разумеется, в таком случае поможет только введение визового режима (да и то – непонятно насколько), потому что уж загранпаспорта им выправить могут.
Далее, разумеется, ожидание ответных мер России. То есть, визовый режим будет введен симметрично, в связи с чем обрезаются заробитчане: работа в РФ становится для них если и не недоступной в принципе, то крайне осложняется. Число таких людей известным быть не может (как сосчитать при безвизовом режиме, только примерно), говорят, что "сотни тысяч". Соответственно, часть заработанных ими денег домой не вернется, что вовсе не в плюс украинской экономике, которой и так плохо. разумеется, об этом в момент принятия решений думали не очень много (см. обстоятельства при которых оно принималось), так что действия в логике "режь последний огурец" объяснимы.
Другое дело, что выездной бизнес уже и так сильно подсекается введенным правилом 90 дней из 180, то же касается введения въезда по загранпаспортам с 2015-го. И это не говоря уже об усилившемся рвении ФМС по части борьбы с нелегалами (а безвизовые люди работают обычно без всяких там разрешений на работу). Это к тому, что сложности шли навстречу друг с другу.
Разумеется, заробитчане могли бы переориентироваться на Запад (где их и сейчас уже много), но это требует других навыков, понимания обстоятельств нового места и иной организации (учитывая, например, необходимость хоть какого-то знания языков). Это преодолевается, но в любом случае требует времени для налаживания новых связей.
Пока чуть ли не единственный плюс для Украины виден в том, что после введения виз с Россией явно улучшились бы украинские позиции на переговорах по облегчению визового режима с ЕС. Даже не с политической точки зрения, а с практической. В ЕС, даже несмотря на пограничников, которые все равно останутся на границе с Украиной (не в Шенгене же она), очень не любят включать в безвизовые (или с облегченным режимом) отношения страны, в которые есть безвизовый въезд с третьей стороны.
Для России
Вообще, тут все же интересно, что будет с СНГ. Для России решение СНБО очень удобный повод для того, чтобы с ним завязать. С Белоруссией – типа Союзное государство, а еще есть ТС. Соответственно, визовая тема (прямо связанная с СНГ) вполне может быть использована для привлечения желающих в новые структуры.
Что касается визового вопроса, то Россия, разумеется, ответит симметричным введением визового режима – скорее, даже если Украина ограничится только загранпаспортами. Мало того, в случае взаимного перехода на визовый режим все будет налаживаться не сразу – учитывая необходимость организации консульских служб. Все это требует выделения средств, оргработы и – не в последнюю очередь – наличие определенной доброй воли по этим пунктам. Например, Россия может с этим вовсе не спешить.
Потому что у нее есть причина не спешить: Россия получает очевидный козырь для работы с русскоязычными регионами – вполне в рамках уже имеющегося давления на восток страны на тему суверенитета и повторения крымского варианта.