В среду Дума, кроме утверждения нового главы ЦБ, решает мелкий вопрос об участии спикера Селезнева в советах Думы. Успех этой поправки стал бы первой удачной атакой кремлевских фракций на КПРФ. Ясно, что сам по себе голос Селезнева, которым он так редко пользуется, никому не нужен. Во вторник лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин заявил "Интерфаксу", что центристы намерены приступить к реформированию Государственной Думы через сокращение числа комитетов: "Нет смысла - сказал Пехтин, - откладывать данный вопрос". Он напомнил, что фракция уже знакомила президента c концепцией такой реформы. Это было 20 февраля и осталось незамеченным. В субботу Пехтин снова был у президента вместе с лидерами центристских фракций. А "Интерфакс" указывает, что концепция "Единства" предполагает выдвижение кандидатуры спикера "из состава депутатов наиболее крупных фракций или группы депутатских объединений". Налицо некая кампания, связанная, без сомнения, с выборами, а не с эффективностью работы парламента. Интересно, насколько далеко она зайдет.
"Большой резон [в сокращении числа комитетов] безусловно есть, - говорит "Полит.Ру" Андрей Логинов, полпред правительства в Думе, - увеличение числа комитетов в этой Думе было в первую очередь связано с необходимостью соблюдения портфельного соглашения, и это в известной мере осложнило законодательный процесс". Меж тем "Интерфакс", ссылаясь на концепцию реформы Думы, сообщает о возможном слиянии комитетов по международным делам и делам СНГ, по делам Федерации и местному самоуправлению, по экономической политике и кредитно-финансовым организациям. В каждой паре руководители - центрист и коммунист. Это - направленная атака. Пехтин ссылается на главную задачу v совершенствование законодательного процесса. Всем тем не менее ясно, что с началом портфельной войны процесс лучше не пойдет. "Изменять структуру Думы в процессе ее работы контрпродуктивно. Это означает заблокировать работу комитетов", - говорит Логинов, отмечая, что эти вопросы - внутреннее дело Думы, в которое правительство не будет вмешиваться. Логинов не уверен, что аппарат Думы вообще способен справиться с подобным переделом.
Если учесть учиненное центристами нудное разбирательство с думским аппаратом и их свежее желание совместить парламентские и президентские выборы - то жизнь Думы выглядит как последовательное давление Кремля в первую очередь на КПРФ, и затем - на правый фланг. Совмещение выборов выгодно только "Единой России", которая пока рискует не получить в следующей Думе сегодняшнего большинства. (Задача обойти КПРФ сформулирована уже прямо и почти публично.) На правом фланге считают, что продление полномочий Думы антиконституционно (там четко указан 4-летний срок), и видят только один способ совместить выборы: изменив закон, отправить президента в досрочную отставку. Александр Волошин уже дважды говорил, что обе кампании должны пройти вовремя. Тем не менее, по нашей информации, в Администрации есть и иное мнение - что Конституция разрешает совместить выборы в марте 2004 года, если президент, воспользовавшись своим конституционным правом, назначит выборы в Думу на март месяц.
Трехмесячный лаг между двумя кампаниями v достаточно сильный риск, когда выборы в Думу одновременно построены на президентском рейтинге и способны оказать на него влияние. Если идея досрочных выборов, шуточно опробованная прошлой весной вотумным миникризисом, так или иначе актуальна, то развернутая центристами антикоммунистическая активность, прикрытая риторикой о повышении законотворческого эффекта, имеет вид политтехнологической провокации, преследующей именно эту цель. Речь тогда идет о единой операции. Явная сложность совмещения двух кампаний требует пробовать разные варианты; одновременно, в случае очевидного неуспеха первого сценария (а Дума крайне неохотно идет на роспуск, как показала вотумная история), он может быть плавно деформирован.