Неожиданная отставка Геращенко была приурочена к заседанию Думы, на котором обсуждалась новая редакция закона о ЦБ, но вряд ли чересчур тесно с ним связана: глава бюджетного комитета Александр Жуков отмечал после известной новости, что думская дискуссия о поправках не зависит от того, кто руководит ЦБ. (Впрочем, Геращенко оказывал проекту закона очень заметное публичное сопротивление.) Затем, удобно менять главу ЦБ вечером в пятницу, чтобы не получить моментальной реакции на бирже. До окончания срока Геращенко оставалось не так много времени, было ясно, что руководство ЦБ сменится, и замена Геращенко на Игнатьева может иметь двоякий политический смысл: либо Кремль считает, что ЦБ слишком тормозит крайне насущные меры (будь то изменение курсовой политики, смягчение валютного регулирования или банковская реформа), либо v в соответствии с укорененной практикой аппаратного баланса v намерен в будущем компенсировать кадровое решение, с ходу воспринятое в банковском и экспертном сообществе как позитивный сигнал.
Фракции "Единство", ОВР, КПРФ и СПС уже объявили, что поддержат кандидатуру Игнатьева. Эксперты v Александр Жуков, Евгений Ясин, Олег Вьюгин, Александр Шохин v приветствуют этот выбор. Игнатьев имеет репутацию последовательного монетариста, "старого гайдаровца и профессионала", по выражению посвященного в тему собеседника "Полит.Ру", ученого "завлаба" v принципиального экономиста, отстаивающего точку зрения, а не лавирующего между группами. "Если назначение питерца было неизбежно, то президент не мог найти лучшей кандидатуры", - говорит "Известиям" Александр Шохин. Все уверены, что отставка Геращенко ведет к кадровой чистке Центробанка, и вопрос о том, кто займет эти вакансии, чрезвычайно важен.
Большинство экспертов приходят к выводу, что Игнатьев будет придерживаться более мягкой курсовой политики, чем сторонник крепкого рубля Геращенко, однако вывод о том, что советник президента Илларионов, выступающий, по сути, за девальвацию, одержал победу, выглядит преждевременным. Financial Times ожидает, что при Игнатьеве ЦБ теснее привяжет вес рубля к ценам на нефть и иной сырьевой экспорт. Придерживаясь такой политики при относительно невысоких ценах на нефть, ЦБ фактически будет укреплять реальный курс рубля, хотя и в более низком, нежели ранее, темпе. Согласно этим ожиданиям, Игнатьев будет проводить гибкую рублевую политику, не позволяя слишком расслабиться отечественному производителю и не игнорируя цель облегчать условия для импорта. Слабая реакция финансовых рынков будет свидетельством именно таких ожиданий. "Ситуация не предвещает никаких трагических изменений: если, по прогнозам аналитиков, к концу года курс мог дойти до 33,5-34 рублей за доллар, то с учетом всех предстоящих биржевых волнений он может опуститься до 34,5-35 рублей за доллар", - говорит "Полит.Ру" эксперт-аноним.
Уход Геращенко не может не подразумевать наступающей банковской реформы. Пока трудно сказать, будет ли реабилитирован завернутый не только ЦБ, но и Минфином и МЭРТом план Мамута, увязывающий выдачу федеральных либо региональных лицензий с объемом капитала и фактически стимулирующий олигополию крупных банков. Но в любом случае смена главы ЦБ v плохой знак для мелких банков, и видна определенная угроза монополиям Сбербанка на работу с населением и промышленный кредит. Мамут заявил уже, что рассчитывает вернуться к прежней теме в связи с уходом Геращенко.
Реформа закона о ЦБ, которой особенно сопротивлялся Геращенко и которая теперь пройдет, воспринимается двояко. Политлибералы резко возражают против ограничения независимости ЦБ. Многие финансисты видят целесообразность компромиссного (в целом правительственного) варианта НБС, когда он не дублирует совет директоров ЦБ и не берет на себя конституционные полномочия ЦБ, получая функции надзора и контроля за расходами ЦБ. В реальности смысл новой редакции закона, как и назначения Игнатьева, будет во многом ясен после всей череды кадровых решений.