будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Мир

Тамара Морщакова: "Судья должен знать, что отвечает по полной программе"

Тамара Морщакова в марте сего года должна была сложить с себя полномочия заместителя председателя Констиитуционного суда. Согласно правилам, госпожа Морщакова продолжает считаться зампредом до тех пор, пока не будут закончены дела с ее участием. Существует твердое убеждение, что так называемая поправка Салия, принятая Думой в январе сего года и не распространяющая продление сроков полномочий на конституционных судей "старого созыва", имела персональный характер и была направлена конкретно против Тамары Морщаковой.

Дмитрий Козак говорит, что, фактически, дисциплинарная ответственность существует и сегодня. Однако Вы выступаете решительно против нововведений.

Если считать, что судью могли лишить его должности, то - да, дисциплинарная ответственность как крайняя мера существовала и ранее. Против этого никто и не выступает: судью нужно удалять, если он негоден. Другой вопрос: нужно ли его каждый раз распинать по мелочам, исходя из того, что право выбора - распинать или не распинать - всегда принадлежит определенным лицам - должностным лицам в судебной системе, председателям судов, в которых работает судья. Эти лица могут при одинаковых обстоятельствах в отношении одного судьи применять эти меры, а в отношении другого - нет. Введение этих дисциплинарных мер, предварительных замечаний, с моей точки зрения, как раз провоцирует не слишком большую требовательность к судьям. Это 342 китайских предупреждения. Судья должен знать, что он отвечает по полной программе с первого своего шага. А если он надеется, что в первый раз его простят, то большого толка не будет и требовательности к судье у него самого не будет. Серьезная мера действительно должна быть применена, если имеет место проступок, а манипулирование - кого хочу, того накажу - это самое недопустимое.

А введение административной ответственности?

Административная ответственность - полное безобразие. Потому что путем самых элементарных милицейских придирок можно довести судью до состояния, когда ему уже ничего не нужно и он только хочет, чтобы от него отвязались. На каждом перекрестке останавливать независимо от того, виноват или не виноват. Каждый раз будут начинать производство: заявлено одно дело, другое, третье. Это можно использовать совершенно волюнтаристски. Речь идет о создании определенной психологической атмосферы вокруг судьи, когда он знает, что его все время будут дергать. И сама система этих мер не может быть проконтролирована: да, уберут эти подозрения, когда дело дойдет до квалификационной коллегии, до генерального прокурора. Но до этого момента уже много воды утечет.

Дмитрий Козак заявляет, что введением административной ответственности будет уничтожен механизм теневого давления на судей через квалификационные коллегии: милиционеры шлют неформальные донесения.

Но ведь по закону никакой милиционер не может слать донесения в квалификационную коллегию. Это уже как бы внутриведомственные способы воздействия на судейский корпус. На самом деле в законе просто написано, что судья не подлежит административной ответственности. В этом отношении иммунитет судьи абсолютен, он не абсолютен в отношении уголовной ответственности. В отношении уголовной ответственности устанавливаются процедуры, которые надо соблюсти, чтобы иметь возможность привлечь судью, и это делается отнюдь не для того, чтобы облегчить судье совершение всяких преступных деяний, а преследует только одну цель - каждый раз обеспечить судебному сообществу проверку, не связано ли возбуждаемое уголовное преследование с существом деятельности по правосудию, с существом тех решений, которыми органы МВД, представляющие большинство доказательств в судах, обвиняющие, преследующие преступников, могут быть недовольны. Этим существом именно другие органы, такие как МВД, всякие оперативные службы, прокуратура могут быть недовольны. Как же органам, которые могут быть недовольны существом решения суда, можно доверить преследование судей? Сейчас это исключено по закону, и я очень надеюсь, что так и останется, потому что нельзя допустить, чтобы это исчезло. Иммунитет против привилегийДмитрий Козак о новых законах о статусе судей и судебной системе (неприкосновенность и несменяемость)Сергей Вицин: "Судьи - на самом деле особые персоны"Судья Сергей Пашин и зампред Верховного суда Виктор Жуйков о проблеме несменяемости судей

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).