Американские СМИ обнаружили, что ТАСС, формально главное государственное новостное агентство России, сотрудничает со Службой внешней разведки. Эта информация в принципе не может быть новостью для тех, кто успел пожить в Советском Союзе, но американские журналисты за нее по какой-то причине зацепились.
В советское время представительства любых государственных (а других не было) структур за рубежом использовались для прикрытия деятельности советских разведывательных служб. Не исключением был и ТАСС — Телеграфное агентство Советского Союза, его корреспондентская сеть, которая входила в тройку крупнейших на планете, давала отличную возможность посылать разведчиков в любую точку мира.
Тем более работа разведчика чисто с формальной точки зрения мало отличается от деятельности журналиста: оба занимаются добычей интересной информации, разница только в том, кому именно она интересна.
Как оказалось, корпункт информационного агентства до сих пор удобно использовать в разведывательных целях.
После задержания американскими правоохранительными органами россиянина Евгения Бурякова Минюст США опубликовал в том числе расшифровку его переговоров с двумя своими, как полагают в ФБР, коллегами, которые обладали дипломатическим иммунитетом и покинули страну.
В документе упоминается «российское государственное новостное агентство», название которого, впрочем, не раскрывается. Согласно документам, Буряков обсуждал с Игорем Спорышевым, который совмещал работу в торговом представительстве России в Нью-Йорке и службу в СВР в качестве связного, какие вопросы следует задать корреспондентам того самого «информационного агентства» по поводу работы Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE).
Буряков предложил передать журналистам, чтобы те разузнали о механизмах использования торгуемых на бирже индексных фондов (ETF) для дестабилизации рынков, об ограничении использования торговых роботов и «о потенциальном интересе участников биржи к продуктам, связанным с Россией».
Теперь же выяснилось, что «информационное агентство» — это ТАСС, именно его корреспондентам сотрудники СВР указывали, какие именно вопросы следует задавать руководству Нью-Йоркской фондовой биржи. Характерно, что перехваченный ФБР телефонный разговор произошел 21 мая 2013 года, а 18 ноября того же года на площадке NYSE проходил ежегодный День России, информационным спонсором которого вступал именно ТАСС.
Представители ТАСС, а также российские официальные лица пока никак не комментируют информацию, появившуюся в американской прессе.
Между тем журналисты выяснили некоторые подробности биографии Евгения Бурякова. В столицу Буряков переехал из ныне печально известной станицы Кущевской Краснодарского края в 1999 году. В Москве работал в Налоговой инспекции №40 — сейчас она реорганизована в Инспекцию №48 и занимается крупнейшими налогоплательщиками города. После он перешел на работу в ВЭБ и какое-то время был представителем банка в Южной Африке. До ареста 39-летний россиянин жил в Нью-Йорке с женой и двумя детьми и, официально, работал заместителем представителя ВЭБа в этом городе.
В среду Евгения Бурякова, который содержится в Исправительном центре Манхэттена, смогли посетить сотрудники российского консульства. По словам представителя российской миссии, который поговорил с корреспондентом ТАСС, Буряков находится в двухместной камере, «условия его содержания удовлетворительные». Задержанный категорически отрицает все предъявленные обвинения и надеется на то, что адвокаты, которых сейчас подбирает руководство Внешэкономбанка, «опровергнут голословные и ложные обвинения в его адрес».
Официально Москва, также как и Буряков, отвергает все обвинения. Официальный представитель Министерства иностранных дел Александр Лукашевич заявил, что Россия настаивает на прекращении череды провокаций против российских представителей, развязанной со стороны спецслужб США. По его словам, против трех упомянутых россиян выдвинуты обвинения без предъявления каких бы то ни было доказательств. «Складывается впечатление, что американские власти вновь решили прибегнуть к излюбленной практике раскручивания шпионских страстей», — считает Лукашевич.
На этом фоне 27 и 28 января заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков дважды встретился с послом США в Москве Джоном Теффтом. «Обсуждались некоторые вопросы двустороннего характера», — лаконично заявляется в пресс-релизе российского дипломатического ведомства. В американском посольстве воздерживаются от комментариев по этому поводу.