будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Мир
Голотюк Юрий

Тихие войны

Вооруженные силы вступили в период самого крупного передела власти за последние 10 лет. Планируется, что в мае на подпись Владимиру Путину будет представлен некий документ, утверждение которого завершит нынешний этап национальной военной реформы. Подготовка бумаги велась в Генштабе и Совете безопасности в режиме строгой секретности, однако, судя по недавнему осторожному признанию главы Генштаба Анатолия Квашнина, речь идет о программе, видоизменяющей саму структуру органов военного управления страной в мирное время и "на особый период". Реформа должна коснуться не только самого Министерства обороны, но и прочих силовых ведомств v МВД, ФПС, ФСБ, МЧС и т.д., которые опять, как это было в советские времена, предлагается замкнуть на руководство Вооруженных сил. Программа предполагает окончательное разделение военного ведомства на Министерство обороны, которому отводится политическая роль, и Генеральный штаб, занятый собственно военными вопросами. Одновременно для управления вновь подчиненными силовыми структурами должен быть создан единый координирующий орган v нечто вроде комитета начальников штабов, который и станет командовать разнородными эшелонами v от пограничников до железнодорожных войск. В результате всех этих новаций в военных верхах откроется целый ряд весьма соблазнительных вакансий. Претенденты уже начали борьбу. Глава Генштаба методично дискредитирует конкурентов, учинив им череду проверок.

Конкурентов не так уж много: бесконечная чехарда военного реформирования последних десяти лет отнюдь не способствовала росту новой генерации генералитета. Сегодня мало кто из генералов может похвалиться послужным списком, необходимым для назначения на руководящие должности. Путин, кстати, уже пару раз пенял на это военному руководству в ходе своих традиционных кремлевских встреч с военными, заявляя, что паркетные генералы его не устраивают и что возможности карьерного роста должны предоставляться в первую очередь тем, кто имеет реальный военный опыт.

Тем не менее Генштаб наносит превентивные удары по всем, кто имеет хоть какие-то шансы на выдвижение, начав с генерала армии Владимира Яковлева, начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. Давний соперник Квашнина, Яковлев еще пару лет назад считался главным претендентом на пост военного министра, тогда - в должности главкома ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Яковлев получил опальное назначение в Штаб СНГ после прошлогодней отставки маршала Игоря Сергеева и последовавшей за этим ликвидации РВСН как самостоятельного вида вооруженных сил, а его финансовая деятельность в РВСН стала предметом проверки, которую Дума по инициативе Квашнина в феврале поручила Счетной палате. В частности, Счетная палата проверит "целесообразность и эффективность использования должностными лицами РВСН средств, полученных в результате использования федеральной собственности при проведении коммерческих запусков с космодромов Байконур, Плесецк и Свободный за период с 1 сентября 1997 года по 1 июня 2001 года" (то есть именно за тот период, когда эти космодромы входили в состав РВСН). О результатах проверки Дума должна быть проинформирована через три месяца. Расчет по-военному точный: вне зависимости от итогов аудита на это время Яковлев получает самую плохую платформу для кадровых претензий.

Следующей объектом атаки стал генерал-полковник Георгий Шпак, уже более пяти лет занимающий пост командующего ВДВ, имеющий блестящий послужной список. Анатолий Квашнин лично патронирует беспрецедентную по масштабу комплексную проверку ВДВ, которой был дан старт в марте. В ходе проверки Шпак должен доказать недоказуемое и отчитаться перед Генштабом за формирование в составе ВДВ частей и соединений постоянной готовности. Шпак признавал еще до начала проверки, что по своей укомплектованности личным составом и оснащению техникой и вооружением требуемым нормативам соответствуют лишь одна бригада и два парашютно-десантных полка. Средства на перевооружение ВДВ, выделенные гособоронзаказом-2002, просто не позволяют довести до состояния постоянной готовности еще 7 полков и 3 дивизии. Выводы квашнинской проверки понятны уже сегодня: Шпак не справился с задачей.

Наконец, со второй половины марта комиссия Счетной палаты приступает к проверке в частях Объединенной группировки федеральных сил в Чечне, согласованной, по словам руководителя комиссии аудитора СП Батанова, с Министерством обороны и Генеральным штабом. В ходе этой работы Генштаб рассчитывает нейтрализовать влияние самой мощной группировки российских "окопных" генералов из штаба Северо-Кавказского военного округа.

Нынешний этап передела сфер влияния в армии принципиальным образом будет отличаться от процессов прежних лет: с приходом Владимира Путина изменились аппаратные правила, что было хорошо видно по противостоянию Сергеева и Квашнина, когда оно достигло высшей точки напряжения к концу 2000 года. Отстаивая противоположный взгляд на военную реформу, министр обороны Сергеев предпринял привычную публичную атаку через прессу. Квашнин, напротив, апеллировал главным образом к военной аудитории, выступая с разоблачениями на закрытых совещаниях Минобороны. Маршал совершил роковую ошибку: методы публичной борьбы прекрасно работали в ельцинскую эпоху (достаточно вспомнить громкие дискуссии главы Минобороны Родионова и с секретарем Совета обороны Батуриным), однако теперь оказались совершенно неприемлемы. По свидетельству близких к президенту людей, "обычно спокойный Путин был тогда просто взбешен публичностью дискуссии военного руководства", и отставка маршала Сергеева стала логичным итогом этого недовольства. За прошедший год требование не выпускать информацию стало жестче. 18 января на встрече с правительством президент устроил показательную выволочку главам Минобороны и Минфина: не столько в связи с реальными проблемами неплатежей за поставки армии электроэнергии, сколько потому, что информация о них просочилась наружу. Тогда Путин заявил, что " всех проблем и шума, которые наносят моральный и экономический ущерб, вполне можно было бы избежать".

Голотюк Юрий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).