будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Турция армия Реджеп Эрдоган
Июнь 30, 2025
Мир
Макаркин Алексей

Торжество Эрдогана. Что было, что есть и что будет дальше

Торжество Эрдогана. Что было, что есть и что будет дальше
cnn600-450
Попытка госпереворота в Турции.. Источник: CNN / Youtube

В ночь на 16 июля в Турции произошла попытка смены власти. Ряд офицеров объявили, что гражданское правительство под руководством президента Реджепа Эрдогана попирает демократические свободы и права человека и должно быть отстранено. Переворот не удался, мятеж был быстро подавлен.

Тем не менее, попытка государственного переворота в Турции был настоящей, без каких-либо провокаций или инсценировок, а сорвалась она потому, что президенту Эрдогану удалось лишить среду военных возможности выступить вместе, едино, а сам Эрдоган, благодаря своей экономической политике, получил поддержку значительной части населения. Однако скорее всего, в дальнейшем он будет придавать решающее значение идеологии, в не экономике, считает первый вице-президент «Центра политических технологий», главный редактор сайта «Политком.Ру» Алексей Макаркин. 

«Не думаю, чтобы Эрдоган нарочно что-то спровоцировал: не похоже это на провокацию – когда тебя могут убить. Были ведь сообщения о том, что Эрдоган искал убежища в Германии. Думаю, в них есть смысл. Просто события развивались столь стремительно, что эти сообщения поступили, когда уже утратили актуальность.

То есть об этом сообщили, когда переворот уже начали активно подавлять, и никаких резонов обращаться к немцам уже не было, но я думаю, что в этих сообщениях смысл есть. На провокацию происшедшее не очень похоже. Видно, что было реальное противостояние части армии и государственной власти – собственный парламент не обстреливают в целях провокации. В общем, нет, я думаю, что это не так.

Конечно, сейчас уже множество конспирологических версий ходит – и ходит версия, что это Штаты все придумали. Ну, как обычно. Но тоже, опять-таки, непонятно, зачем им это. Американцы исходят совсем из других резонов: для них Эрдоган все-таки не очень приятный, не очень удобный, но союзник. Отношения с Эрдоганом осложнились из-за того, что американцы курдов поддерживают, но это не основание для того, чтобы американцам поддерживать выступления военных.

 
Американские военные с шевроном Курдских военизированных отрядов. / www.militarytimes.com

Даже если представить себе такую ситуацию: военные убивают Эрдогана и приходят к власти. А дальше что? Дальше – период очень серьезной нестабильности в стране. Сторонники Эрдогана этого бы не приняли. Есть точка зрения, что переворот приняли бы сторонники светского общества. Была, по крайней мере, такая парадоксальная версия.

Во время переворота в социальных сетях шло, можно сказать, обсуждение онлайн, и было видно, что военным в этой ситуации симпатизируют и многие сторонники российской власти, и многие оппозиционеры. Ну, правда, с утра сторонники перестали симпатизировать, когда выяснилась официальная точка зрения, что Эрдоган хороший, а военные – плохие. И люди Эрдогана даже стали переводить стрелки на военных в истории со сбитым самолетом. Ну, такая достаточно странная версия.

Ну, и у нас тем людям, которые придерживаются,  в том числе либеральных взглядов, понравились турецкие военные своей решительностью в борьбе с авторитарным режимом. Но на самом деле, если мы посмотрим на людей, которые живут, собственно, в Турции, на ту же самую либеральную интеллигенцию, то для нее это был драматический момент. Они не любят Эрдогана, но и военные им, мягко говоря, не очень нравятся. То есть военные – это тоже авторитарный режим, где права и свободы были бы точно так же ограничены, только под другими лозунгами.

Вспомним, например, что именно военная организация планировала убийство знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии [Орхана] Памука, хорошо известного и в России. У него очень напряженные отношения с исламистами, но военные преследуют всех, кто не согласен с официальной точкой зрения Турции по армянскому вопросу.

 
Турецкий писатель Орхан Памук / wikipedia.org

И даже курды, отношения которых с Эрдоганом достаточно сложные и разные в разные периоды его правления (когда-то эти отношения были неплохими, сейчас ухудшились), тоже не хотят военных. Потому что если с Эрдоганом курдам на каких-то этапах можно было разговаривать, что не исключает разговоров и в дальнейшем, то военные с курдским движением общаются только силой оружия. Для американцев такая перспектива в Турции, стране, входящей в НАТО, была просто неприемлемой.

Поэтому я полагаю, что все эти версии, что это сам Эрдоган придумал, или что это Обама замутил, – это версии, не имеющие под собой оснований.  

Что, на мой взгляд, в реальности произошло?

Противоречия между Эрдоганом и военной элитой накапливались в течение достаточно долгого времени. Военные были очень недовольны и исламизацией, и арестами высокопоставленных военных по обвинению в заговорах (раскрыли два крупных заговора, причем участники одного из них были судом оправданы и освобождены из-под стражи, что вызвало резкое недовольство Эрдогана и стало одной из причин таких репрессий по отношению к судьям и прокурорам, которые начались сразу после подавления заговора).

Кроме того, конечно, снижалась роль армии в обществе.

Эрдоган, кстати, пытался наказать не только тех заговорщиков, которые выступали против него самого, но он наказывал и тех людей, которые осуществляли предыдущие военные перевороты. То есть, например, генерал [Кенан] Эврен, который был главой военного переворота в 1980 году и почти все 1980ы-е годы был президентом страны, был подвергнут суду, приговорен к пожизненному заключению (приговор был достаточно номинальным, потому что человеку было уже 95 лет, но это был символический момент; Эврена, по-моему, даже разжаловали в рядовые – тоже символически).

Кстати, когда Эврен в 2015 году скончался и его хоронили, то ни одна парламентская фракция не прислала на похороны своих представителей. Хотя там есть разные фракции, и взгляды их по многим вопросам диаметрально противоположны, но в данном случае с именем автора военного переворота (кстати, весьма противоречивого: я бы не сказал, что на тот момент это было однозначно плохо) ни одна партия не захотела себя связывать. Что, в общем, также весьма показательно для понимания отношения общества к военному авторитарному режиму.

Целый ряд мер, которые предпринимал Эрдоган, – а это ослабление армии, перетасовки в генералитете, увольнение многих военачальников, судебные процессы  плюс продвижение тех военных, на которых он мог, по его мнению, рассчитывать (с кем-то он угадал, с кем-то обманулся), – привел к тому, что военная корпорация за полтора десятилетия утратила гомогенность. Ту самую гомогенность, которая неоднократно позволяла военным диктовать свои условия гражданским правительствам: и в начале 1960-х, и в уже упомянутом перевороте 1980 года, и в 1997 году, когда они смещали кабинеты министров. И поэтому тот вариант, который был все эти три раза опробован – когда военное командование выступает сообща, от имени армии, не от имени группы генералов или других офицеров, а именно вмешивается армия как институт – здесь не сработал.

 
Турецкие военные на параде / wikipedia.org

Более того, можно представить себе – в качестве такой достаточно правдоподобной версии, – что генералы не решились на выступление в этой ситуации, когда часть генералов – на стороне Эрдогана, часть колеблется, часть резко против. Они не решились. Сейчас мы узнаем много интересного: экс-командующий авиацией, которого называют главным организатором заговора, уже сказал, что на его стороне был начальник Генштаба. Видимо, генералы обсуждали, пытались договориться, но консенсусного решения, которое позволило бы именно армии в целом отстранить Эрдогана, они не нашли.

Плюс Эрдонган не просто перетасовывал генералов – он усилил влияние на конкретные силовые структуры. Например, большая часть спецназа осталась ему верной – что, я думаю, в значительной степени сорвало планы по аресту руководителей страны. Это всегда важная часть переворота.

В этой ситуации можно предположить следующее: что по крайней мере часть генералов оказалась не против того, чтобы попробовали выступить офицеры. Чтобы они попробовали, сделали некую черную работу – а дальше уже могли бы вступить и военачальники. Неслучайно в том заявлении, которое обнародовали мятежники, не было имен генералов. Соответственно, офицеры могли сделать революцию, действовать уже революционными методами (это уже не позиция армии как института – это уже что-то совсем другое) – а дальше генералы могли бы выступить в качестве стабилизирующего фактора, навести порядок в стране.

Военные в этой ситуации могли бы прийти к власти, но это были бы не те полковники, которые засветились в антиконституционных действиях. Это могли бы быть солидные генералы. И если такая двухходовка была запланирована, а гипотеза эта кажется вполне вероятной и правдоподобной, то она была сорвана благодаря ряду факторов. Это, как я уже сказал, отсутствие консенсуса в армии (были не только военные, которые отошли в сторону и стали наблюдать, кто же выиграет, – были и военные, которые решительно встали на сторону Эрдогана). Ну, и, наверно, еще более важный фактор – это мобилизация сторонников Эрдогана. Мы ее еще не видели.

Когда в 2013 году были выступления на площади Таксим, там была мобилизация проевропейских сил, либералов, «левых». Эрдогановцы не выходили на улицы. Но, если мы посмотрим не только на президентские выборы, а еще и на результат выборов местного самоуправления в Анкаре и Стамбуле, и там, и там мы увидим, что большинство – у сторонников Эрдогана. Это такой очень важный индикатор, и никто эти выборы в фальсификации не обвинял. Причем на стороне Эрдогана – не только местное население, которое подкармливают через религиозные структуры, хотя эта часть и важна. Но это и люди, которые выиграли от политики Эрдогана.

То есть это часть среднего класса. Она часть среднего класса – это проевропейцы, которые в 2013 году были на Таксиме; а вторая часть – это сторонники Эрдогана, ремесленники, торговцы, мелкие предприниматели, которые поднялись на волне экономического роста. Ведь 2000-ые годы – это период очень серьезного подъема в экономике, связанного с политикой Эрдогана, которая в экономике была вполне рациональна.  Сейчас темпы роста замедлились, в экономике образовались достаточно серьезные, системные проблемы, но все равно цифры роста плюсовые. А в предыдущий период рост экономики доходил до 8-9% в год. То есть где-то было 7%, а где-то даже и 9%. Таким образом, в состав среднего класса пришли люди, которые придерживаются других взглядов, чем проевропейская часть общества.

Я бы даже сказал, что они не пришли – они раньше там были. Но их процентное соотношение увеличилось – люди, выигравшие от экономического роста и, в то же время, придерживающиеся в идеологической и религиозной сфере очень традиционалистских взглядов, выступающие в поддержку исламизации, выступающие за то, чтобы отгородиться от Запада; выступающие за уважение к великой турецкой истории; за реорганизацию обучения в школах: чтобы школьники учились не только и даже не столько наукам, сколько получали традиционное нравственное воспитание. То есть вот эта сила переломила.

Эти люди оказались мобилизуемы. Эрдоган к ним обратился по скайпу, и имамы призвали прийти, и в очень короткие сроки они вышли на улицу и в самом деле сыграли решающую роль в том, что переворот был остановлен.

Что мы получаем в результате? В результате мы получаем торжество Эрдогана, переходящее в определенную эйфорию. Получаем сильнейшее унижение армии, вплоть до физического избиения  арестованных, такого демонстративного – в СМИ показывают фотографии генералов с явными следами избиения. Получаем общество, которое требует восстановления смертной казни – что поддерживает и Эрдоган. А если восстановят смертную казнь, то, значит, Турция резко отворачивается от  Европы, где и смертная казнь, в общем, уже вне закона, а приведение в исполнение смертных приговоров вообще недопустимо. И там недопустим принцип обратной силы для таких законов, который сейчас турецкие власти пытаются применить, стремясь ввести смертную казнь в качестве наказания за те деяния, которые не наказывались смертной казнью в период их совершения.

В общем, с одной стороны, специалисты, которые работают в правительстве Эрдогана, понимают, что Турция должна быть привлекательная для инвесторов, что должны быть структурные реформы (такой план там есть- как все-таки попытаться решить проблемы, которые накопились в экономике и которыми обусловлено в значительной степени замедление роста). С другой стороны, мы видим возвращение к очень архаичным практикам, и этот процесс, наверно, будет усиливаться. Речь идет об архаичных практиках, связанных и с исламизацией, и с усилением авторитарных тенденций в дальнейшем (уже обсуждался вопрос о поправках в Конституцию с расширением полномочий президента – сейчас, наверно, это продолжится). Возможен переход к каким-то плебисцитарным формам через референдум с одобрением деятельности власти.

Эрдоган, на самом деле, в течение всего своего правления пытался соединить передовую экономику и верность исламской традиции, но сейчас эти приоритеты уже начали разъезжаться и, наверно, будут разъезжаться еще больше. То есть с одной стороны – экономические приоритеты, с другой – приоритеты идеологические. При этом, как часто бывает, наверно, идеология и желание любыми путями сохранить свою власть будет преобладать.

 
Р.Эрдоган в мечети / flickr.com/photos/rt_erdogan

Ну, и ослабление роли армии, наверно, снижает роль страны и на международной арене. Проводить какую-то активную внешнюю политику Турции сейчас будет затруднительно – у страны осталась масса внутренних проблем, которые не разрешены победой Эрдогана.

И, в общем, мы наблюдаем, с одной стороны, очевидный успех Эрдогана, который получил поддержку значительной части населения и смог ее мобилизовать своих сторонников; и, с другой стороны, явное нежелание турецкого общества принять авторитарных военных причем нежелание разных групп общества; и, в тоже время, усиливающиеся авторитарные тенденции самого Эрдогана и внедряемая им архаика ставит под вопрос дальнейшие перспективы страны как крупного современного экономического игрока», – сказал Алексей Макаркин.

Макаркин Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).