будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Великобритания ООН Россия США Сирия Дональд Трамп Сергей Скрипаль химическое оружие
Июль 2, 2025
Мир
Матвейчев Олег

Трансформация ОЗХО и контроль за химоружием

Трансформация ОЗХО и контроль за химоружием
800-600_kFLOtMj
Девушка в противогазе. Источник: / pixabay.com

Организация по запрещению химического оружия может получить право самостоятельно определять виновных в его применении. Инициативу наделить ОЗХО таким правом активно поддерживает Великобритания и ее союзники. Эксперт комментирует ситуацию.

Как пишет газета «Коммерсантъ», в России считают, что расширение полномочий организации по запрещению химического оружия предлагается произвести специально для того, чтобы действовать против России. Москва требует создать рабочую группу для проверки плана реформирования организации на соответствие основным положениям Конвенции о запрещении химического оружия. 

 
Полиция на месте отравления / twitter.com

В то же время Великобритания и Соединенные Штаты обвиняют Россию в попытке воспрепятствовать расследованию применения химического оружия в Сирии и в британском городе Солсбери, где были отравлены бывший гражданин России, бывший офицер ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия.

По данным издания, решение о полномочиях ОЗХО может быть принято уже 20 ноября, в ходе конференции организации в Гааге.

О том, действительно ли возникла необходимость наделять организацию новыми полномочиями или эти инициативы могут быть связаны с тем, что ОЗХО стала важна как инструмент воздействия на Россию, а также о том, какие последствия происходящее могло бы иметь, с «Полит.ру» поговорил Олег Матвейчев, политический советник, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

 
Олег Матвейчев

«Мы уже имеем прецедент, когда организация, функцией которой по сути является только экспертный контроль, встала над теми, кем принимаются политические решения. Я имею в виду WADA и Олимпийский комитет. В свое время некогда странами был создан Олимпийский комитет, возникло олимпийское движение. Тогда WADA выполняла просто функции лаборатории. Теперь оказалось, что эта лаборатория диктует олимпийскому движению, всем странам, в нем участвующим, как им быть. И, по сути дела, они диктуют, как будет выглядеть итоговая олимпийская таблица — это определяется уже не достижениями спортсменов.

Как мы ездили, в политических целях это активно применялась. Нечто подобное наши "партнеры" хотят сейчас сделать из организации по контролю за применением химического оружия. Из экспертной площадки его хотят превратить в политический инструмент, в котором они имеют большинство. Соответственно, эта организация, помимо ООН и других крупных международных организаций, сможет выносить какие-то вердикты. То есть, это представляет собой попытку обойти ООН и прочие организации и вообще международное право. Естественно, Россия с этим соглашаться не будет, вне зависимости от того, против кого такие действия могут быть направлены.

Кроме того, понятно, что после "дела Скрипалей" попытка расширить полномочия ОЗХО стопроцентно является попыткой превратить организацию в русофобскую, и сделать ее инструментом ведения гибридной войны с Россией. Так что, конечно, эту идею нельзя поддерживать, и если такое решение все-таки примут, России нужно выходить из этой организации.

 
Солсбери. Спецслужбы на месте отравления / YouTube.com

Что же произойдет, если Россия выйдет из ОЗХО? Это, безусловно, усложнит контроль за применением химического оружия в мире. Есть страны, которые имеют возможность производить химическое оружие и которые не хотят подчиняться и не подчиняются общим правилам. Соответственно, с выходом России из ОЗХО эта организация теряет всякий смысл. Да, из выхода России из ОЗХО ее противники могут извлечь некий пиар-эффект, всячески подчеркивая, что Россия, дескать, не готова контролировать применение химического оружия. Но, с другой стороны, сам контроль действительно окажется под огромным вопросом, и смысл работы организации тогда будет утрачен. Ее прямые функции не смогут быть выполнены в этом случае.

Если перед международным сообществом на деле стоит цель контролировать применение химического оружия, то нужен диалог. Вообще если вы хотите что-то контролировать, то нужно, чтобы ваши правила признавались всеми. А для этого нужно, чтобы правило были гибкими компромисс нами, а не сформированными в чьих-то интересах.

Можно ли сказать, что именно в последнее время стали уделять особое внимание теме применение химического оружия? Ну, на деле ей всегда уделяли внимания. Вы помните, что были скандалы по поводу применения химического оружия Башаром Асадом и Саддамом Хусейном. Просто сейчас эта тема стала более важной в том смысле, что она может использоваться против России.

 
Колин Пауэлл на заседании ООН / twitter.com

Так или иначе, решение относительное расширение или не расширение полномочий ОЗХО по определению виновных в применении химического оружия может решить судьбу самой организации. Но вынесут ли это решение, еще вопрос. Представители организации тоже понимают, насколько тем самым они могут поставить под угрозу ее функционирование. Мы ведь можем тоже создать аналогичную организацию в рамкам БРИКС, например, или ОДКБ, и тоже сможем проводить через нее какие-то решения по поводу применения химического оружия.

Кроме того, сейчас вообще наблюдается уменьшение прежней значимости ранее созданных международных организаций. Если посмотреть, президент США Дональд Трамп вообще взялся за разрушения огромного количества международных договоров и организаций. Вот сейчас фактически стоит вопрос уже и о НАТО — Германия и Франция высказались за создание европейской армии. Но они же не могут содержать сразу две армии — и свою, и НАТО, верно? К тому же встает вопрос, кому эти армии будут подчиняться. ЕС с Брекзитом тоже уже не выглядит неуязвимым. Аналогично и со многими другими структурами.

 
Д.Трамп на встрече в Париже / flickr.com

Я бы сказал, что Трамп сознательно рушит эти международные структуры, считая, что важнее быть президентом Америки. В результате в мире происходит дезинтеграция, нарастает протекционизм, изоляция стран друг от друга, а международное право, которая и так уже сильно проституировалось, и вовсе превращается в иллюзию. Решение вопросов международной политики в результате, конечно, осложнится, но если уже власти США придерживаются такой линии, сложно заставить их отказаться от нее», —  сказал Олег Матвейчев.

Матвейчев Олег
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).