1 июня в самой маленькой по размерам территории центрально-американской стране с наиболее высокой плотностью населения – в Сальвадоре в должность главы государства вступает Маурисио Фунес, представитель Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ). На президентских выборах, состоявшихся 15 марта, он одержал победу, завоевав 51,27% голосов избирателей. Его соперник Родриго Авила, выдвиженец партии Националистический республиканский союз, получивший 48,73% голосов, в тот же вечер признал свое поражение. Значимость этого события заключается в том, что от власти оказалась отстраненной партия, находившаяся 20 лет на вершине политического Олимпа. Теперь ее место займет организация, заявившая о намерении предложить гражданам альтернативный путь решения проблем, кардинально отличающийся от того, по которому вели страну консерваторы. Именно об этом говорил триумфатор, выступая перед восторженными сторонниками, у которых появились надежды на лучшее будущее. «Мы хотели бы сократить бедность и создавать новые рабочие места для того, чтобы уменьшить число людей, выезжающих на заработки в США», - заявил он, напомнив, что около трех миллионов соотечественников вынуждены работать за рубежом, отправляя ежегодно на родину около 3,7 миллиардов долларов, что эквивалентно 18% валового внутреннего продукта.
ФНО, носящий имя легендарного патриота Фарабундо Марти, был создан в 1960 году в результате слияния леворадикальных повстанческих группировок, сражавшихся с помощью оружия против диктаторского режима. После подписания в 1992 году Соглашения о мире Фронт трансформировался в политическую организацию, переориентировавшись на парламентские формы борьбы. Он пришел к власти лишь с четвертой попытки, постепенно наращивая потенциал и внося корректировки в стратегию и тактику. Первая попытка состоялась в 1994 году, спустя пять лет ее кандидат Факундо Гуардадо получил 29% голосов, а в 2004 году Шафик Хандаль, другой представитель Фронта завоевал уже 35,6%.
Оценивая значение президентских выборов в Сальвадоре для демократического процесса в регионе, известный чилийский исследователь Франсиско Рохас подчеркнул, что они важны с точки зрения чередования у власти различных политических и социальных сил. Это признак и свидетельство прочности демократии.
Итак, бесспорную, никем не оспариваемую победу одержал журналист Маурисио Фунес, которому в октябре нынешнего года исполнится 50 лет. Он учился в иезуитском колледже, окончил университет по специальности филология, много лет проработал на различных каналах телевидении, в том числе корреспондентом американского CNN, удостоился престижных международных премий. Он завоевал популярность благодаря серии интервью с рядом видных политиков.
Новому президенту досталось крайне тяжелое наследие. Почти 70% населения прозябает в нищете, ощущается чудовищный дефицит жилья, велика детская смертность, неудовлетворительно медицинское обслуживание. Настоящим бичом стало непрекращающееся насилие и уличная преступность, захлестнувшая города и веси.
Нелегко будет победителю и в политической сфере. Хотя его сторонники завоевали относительное большинство (35 из 84) мест в однопалатном Законодательном собрании, однако они не в состоянии его контролировать. В совокупности оппозиция обладает 48 мандатами. К этому следует добавить, что Фронт на муниципальных выборах, проходивших 18 января, потерпел неудачу в сражении за пост мэра столицы, которой руководили его представители почти 12 лет. К тому же они контролируют лишь 120 из 262 городов. Это ставит перед властями непростую задачу наладить многоплановый диалог с оппонентами. Отнюдь, не случайно Маурисио Фунес сразу же обратился с призывом к проигравшей партии, превратиться в конструктивную оппозицию, заявил о готовности прислушиваться к ее мнению, подчеркнув ее специфическое место в демократической системе.
Внутри самого Фронта имеются течения различного толка – от ультра радикалов до умеренных, нацеленных на поиск согласия и консенсуса. Именно к этому крылу относится сам Маурисио Фунес, призвавший к созданию правительства национального согласия. Пикантность ситуации заключатся в том, что к нему в роли своеобразного комиссара, в качестве вице-президента приставлен 64-летний ветеран партизанских сражений Сальвадор Санчес, деятель, придерживающийся крайне левой ориентации.
Выборы имели и ясно выраженное международное измерение, поскольку их результаты могли органически вписаться в контекст так называемого левого дрейфа на континенте, увеличить количество стран, ориентирующихся на социалистическую модель политического и экономического развития. С нескрываемой заинтересованностью за ходом электорального процесса следил венесуэльский президент, оказывавший откровенную поддержку кандидату Фронта и призывавший жителей к массовым акциям протеста в случаях попытки сфальсифицировать итоги народного волеизъявления. Венесуэла в условиях кризиса практически бесплатно снабжала нефтью муниципалитеты, которые возглавлялись представителями Фронта. Тем самым был дан недвусмысленный сигнал, за кого голосовать.
Венесуэльский лидер надеется на то, что после прихода к руководству нового правительства, страна непременно примкнет к субсидиарному проекту Боливарианская альтернатива для Америки, куда также входят Куба, Боливия, Никарагуа, Гондурас и Доминика. Это будет непростой задачей, учитывая, что новоизбранный президент дал понять, что не намерен присоединяться к каким-либо однозначно левым инициативам. Впереди нешуточные сражения по поводу дальнейшее судьбы Сальвадора, который в силу обстоятельств оказался в фокусе внимания с разных сторон. Несомненно, Чавес будет пытаться «задушить» эту страну в собственных объятиях, понимая, что самостоятельно, без помощи извне она неспособна решить насущные проблемы.
Подобные перспективы ясно обозначились уже во время визита Маурисио Фунеса в Каракас в мае нынешнего года, где его принимали с особой теплотой. Гость поблагодарил за помощь в снабжении нефтью страны, не располагающей ресурсом, столь необходимым для экономического развития. Ему же в свою очередь было ненавязчиво предложено присоединиться к инициированной венесуэльским лидером программе «Petrocaribe», в которой участвуют 17 карибских и центральноамериканских государств, получающих 200 тысяч баррелей углеводородного сырья в день. Маурисио Фунес тактично уклонился от внятного ответа, обещал подумать об этом после инаугурации. Кстати, его предшественник Элиас Антонио Сака ранее отверг подобное предложение. Кстати, новоизбранного главу государства в поездке помимо супруги сопровождали упомянутый выше вице-президент, а также Медардо Гонсалес, генеральный координатор Фронта.
Весьма примечательной была реакция Соединенных Штатов на итоги выборов в Сальвадоре. В недалеком прошлом, в период предыдущей администрации, она, наверняка, была бы отрицательной. Теперь, после смены власти в Вашингтоне, ситуация изменилась кардинально. Буквально сразу же президент Барак Обама имел пятнадцатиминутный телефонный разговор с Маурисио Фунесом, поздравил его с успехом, демонстрируя тем самым поддержку Белого дома и намерение укреплять двусторонние связи. Вслед за этим позвонила и государственный секретарь Хиллари Клинтон. В официальном коммюнике американского посольства в Сан-Сальвадоре подчеркивалось, что Барак Обама полон желания работать с новым правительством и выразил готовность к долговременному диалогу, гарантирующему продуктивные отношения». Комментируя значимость этих акций, Фунес подчеркнул, что, тем самым, завершается написанная правыми глава, в которой предрекалось, что приход левых неизбежно вызовет разрыв связей с Соединенными Штатами. Он также заверил, что правительство намерено выполнять обязанности по выплате внешнего долга, и не планирует их пересматривать.
Спустя пару дней, в Сальвадор совершил блиц визит заместитель государственного секретаря по делам Латинской Америки Томас Шеннон, признавший легитимность выборов. В интервью средствам массовой информации, он заявил: «Для нас не имеет значения, является ли правительство левым либо правым. Для нас важно, сохраняет ли оно верность принципам демократии и есть ли у него желание и намерение работать с нами. Именно об этом речь шла сегодня на встрече с избранным президентом». К сказанному высокопоставленный чиновник добавил: «В дипломатии, как и в жизни человека, важен не медовый месяц, а супружество».
Через некоторое время, во второй половине апреля, на Тринидаде и Тобаго состоялся V Саммит Америк, куда вместе с уходящим президентом прибыл и Маурисио Фунес. Там и состоялись его своеобразные смотрины, личное знакомство с лидерами государств Западного полушария, в том числе, и с новым хозяином Белого дома, который также впервые встретился с большинством своих латиноамериканских коллег.
Еще накануне выборов представитель государственного департамента подчеркнул, что американское правительство не поддерживало какого-либо кандидата. При этом известно, что прежние власти Сальвадора исключительно доброжелательно относились к своему могучему «северному соседу». К примеру, эта страна посылала воинские подразделения в Ирак. Но и нынешняя власть обречена строить нормальные деловые контакты с США, поскольку сильно зависит от денежных переводов, присылаемых соотечественниками. Лишиться этих каналов было бы равнозначно перекрытию кислорода.
Первую зарубежную поездку, уже 20 марта Маурисио Фунес совершил в Бразилию, в ее индустриальную столицу Сан-Пауло, где встретился с президентом Лулой. По завершении переговоров он заявил: бесценный опыт этой страны служит доказательством того, что может быть левое правительство, при котором достигается макроэкономическая стабильность, демократическая управляемость и решается проблема бедности. Успехи этого правительства развенчивают точку зрения правых, будто приход к власти левых означает «прыжок в пустоту, который приведет к неопределенности». При этом было подчеркнуто твердое намерение сохранить частную собственность и привлечь иностранные инвестиции.
Это был знаковый визит, обозначивший не только внешнеполитические, но и внутриполитические приоритеты, сделана заявка на то, что президент намерен придерживаться левоцентристского курса, которому наряду с Бразилией следуют Аргентина, Уругвай, Чили. К тому же чуть позднее, на саммите в Коста-Рике избранный президент без обиняков заявил, что «ни в коем случае не допустит вмешательства Венесуэлы в домашние дела Сальвадора».
Удастся ли новому руководству страны удержать подобную срединную линию, станет понятно достаточно скоро. От успеха этой попытки небольшой центрально-американской страны могут в известной степени зависеть и перспективы ряда других государств региона.
Накануне церемонии вступления в должность президента в столице Сальвадора предприняты усиленные меры безопасности. Для охраны высоких гостей мобилизованы 2 тысячи полицейских и сотрудников специальных служб. Первыми еще в субботу 30 мая на инаугурацию прибыли наследный принц Испании Филипп с супругой Летисией. Ожидается приезд глав Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Чили, Эквадора, Боливии, Парагвая, Тайваня, стран Центральной Америки, а также руководителя Межамериканского банка развития Луиса Альберто Морено, генерального секретаря Организации американских государств Хосе Мигеля Инсульсы и государственного секретаря США Хиллари Клинтон. В скобках заметим, что для самого Маурисио Фунеса процедура окрашена в печальные тона. Буквально на днях он вернулся из Парижа, где находился на судебном процессе по поводу убийства 27-летнего сына Алехандро, совершенного подвыпившим ровесником без всякой на то причины. Этот трагический случай произошел практически на следующий день после выдвижения официальным кандидатом от Фронта.