«Не надо стыдиться говорить, что вам нравится власть, если это так!» v именно для того, чтобы сказать это, попросила слова одна из участниц закончившегося вчера Второго евразийского медиа-форума в Алма-Ате. Казахстанским СМИ стыд такого рода, судя по всему, не свойственен вовсе. Открываю журнал «Элитный дом»: первой, на двух глянцевых разворотах, идет статья о благотворительной деятельности первой леди Сары Назарбаевой. Журнал авиакомпании «Эйр Казахстан» открывается не менее объемной статьей о последних международных встречах президента. О газетах говорить нечего: все более или менее проправительственные газеты считают необходимым отслеживать каждый шаг президента. С телевидением вообще странно: в первый день форума смотрю бесконечный, отвратительно отснятый сюжет об этом самом форуме и поражаюсь дурному качеству съемки v уровень технической оснащенности государственного или «семейного» здешнего телевидения очень высок.
«А это вовсе даже частный канал», v объясняет мне знакомый. «Но они показали пятнадцатиминутный сюжет о пятнадцатиминутной речи президента!» v «О, это они отдают дань царской дочери».
Я не буду сейчас про Восток-Запад, хотя сам форум проходил под флагом встречи первого со вторым. В этом сюжете интереснее сама персона вышеупомянутой дочери. Историк по образованию, политолог по докторской диссертации, сорокалетняя владелица огромной медиаимперии (нашу гостиницу окружают три больших здания, в которых располагаются телевидение «Хабар», агентство «Хабар» и родственные им структуры), Дарига Нурсултановна Назарбаева очень любит петь казахские народные песни v дома, на публике и в концерте. Кроме того мыслит себя первой журналисткой своей страны, а еще очень любит иностранцев и надеется, видимо, занять достойное место в международной журналистике и политике.
Где именно это достойное место v вопрос, конечно, неоднозначный. Почти все, что есть у Дариги Назарбаевой, она имеет благодаря папе-президенту и мужу. А муж v это отдельная история. Официальная биография гласит, что Рахат Алиев v врач. На своей домашней страничке Дарига Назарбаева кокетливо пишет, что муж работает в МИДе. Большинство же населения Казахстана почему-то находится под впечатлением, что Рахат Алиев занимает руководящий пост в Комитете национальной безопасности по Алма-Ате, а также владеет или иным способом «рулит» рядом бизнес-проектов, в том числе v медийных. Например, в 1998 году Алиев и его люди «убедили» местного олигарха Бориса Гиллера продать созданный им медиа-холдинг «Караван», включавший телевидение, радио и газеты, и уехать из Казахстана (теперь Гиллер создал в России издательский дом «Провинция» и живет в Москве). Собственно, схожим способом v через «многоходовку» с лицензированием и тендерами, благодаря которой Казахстан в 1998 году лишился национального частного телевидения v Дарига Назарбаева и завладела своей медиа-империей.
Но вот что удивительно v кажется, ей не то чтобы стыдно, но все же как-то неловко. Кажется, она хочет, чтобы все поскорей забыли, как все это было и начали ценить ее как выдающегося культурного, медийного и политического деятеля Казахстана. Вот Евразийский медиа-форум проводит, приглашает на него кучу западных журналистов, многие из которых приезжают. Приглашает и местных журналистов v правда, как-то своеобразно. В прошлом году журналисты из оппозиционной прессы пришли без приглашения, правильно рассчитав, что на глазах у западных коллег люди Назарбаевой их за дверь пятизвездочной гостиницы «Анкара» не выставят. В этом году несколько оппозиционных журналистов попросили включения в список делегатов v им отказали, но потом, уже в последний день форума, когда обсуждались проблемы «журналистики под давлением», пустили. Сама Назарбаева извинилась за «технические недоразумения», из-за которых якобы на входе в зал попытались журналистов развернуть.
А затем, в конце обсуждения проблем казахстанской журналистики v давления на оппозиционных журналистов, бесконечных судебных процессов, блокировки веб-сайтов v она произнесла небольшую удивительную речь: «Первое. Политическая культура должна созреть. Свободу слова, независимость надо выстрадать- Конечно, власть не готова к критике. Конструктивная позиция заключается в том, чтобы даже в существующих условиях, когда чинятся препоны работе журналистов, находить такие лазейки, чтобы продолжать выполнять свою функцию. Есть журналисты, которые критикуют, а потом получают политическое убежище. А что делать журналистам, которые не видят свое будущее в Америке?»
Это был почти крик души. Трагедия Дариги Назарбаевой, возможно, заключается в том, что она связывает свое будущее исключительно с Казахстаном. Она могла бы жить безбедно в другой стране, где никто не попрекал бы ее источниками богатства. А здесь ее, наоборот, часто прочат в преемники отца. Но на отцовском месте, и даже на ее собственном, ей, бывшей аспирантке МГУ, хочется быть гражданкой и Казахстана, и мира v Востока и Запада, Азии и Европы. Она сыплет цитатами из западных мыслителей и краснеет от очевидной гордости, когда ей подает руку, поднимаясь вместе с ней на сцену, ведущий CNN. «Это не форум, а бал, v говорит мой алма-атинский знакомый. v Выход в свет Дариги Назарбаевой».
Заключительное слово Дариги было кратким и предельно странным: «Есть ли в этом зале хоть один святой человек?» Нет, в зале были в основном журналисты. «Есть ли в этом зале хотя бы один человек, который может сказать, что в его государстве существует совершенная система?» Наверное, несколько нашлось бы v представители казахстанских официальных медиа. Но она обращалась не к ним, конечно, а к западным журналистам.
Предположения о том, что Дарига Назарбаевой когда-нибудь унаследует страну от своего отца, строятся примерно таким образом: будут объявлены выборы, против Дариги выставят одного кандидата-ультранационалиста и другого v суперзападника, и она с легкостью, но не без помощи административного ресурса, выборы выиграет. Что будет Дарига Нурсултановна делать потом, конечно, неизвестно никому. Но если, унаследовав престол, царская дочь будет пытаться «вписать» страну в цивилизованный мир и заставить всех забыть, как она получила то, что имеет v это, возможно, будет не худший вариант для Казахстана.
Часть первая: Красивые слова и сверка с действительностью