В столице Туркмении прошла инаугурация нового президента Курбанкули Бердымухамедова. «Клянусь жизнью преумножить славу Огуз-хана (родоначальника туркмен)... следовать пути великого Сапармурада Туркменбаши», – сказал Бердымухамедов в присутствии более 2400 делегатов из глубинки и иностранных гостей.
За происходящим наблюдали, в частности, помощник госсекретаря США Ричард Баучер, российский премьер-министр Михаил Фрадков, китайские представители. Власти объявляли о визите президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, однако он почему-то не приехал.
В качестве атрибута президентской власти председатель Центризбиркома вручил Бердумухамедову удостоверение, а один из седовласых делегатов – золотую инкрустированную драгоценностями цепь с кулоном. Бердымухамедов ступил на расстеленную перед ним белую кошму из войлока. Изображавшие исторических персонажей актеры пожелали ему «чистой дороги и честных попутчиков». Затем президенту вручили стрелы в колчане, хлеб, Коран и книгу «Рухнама», написанную покойным Туркменбаши.
До начала инаугурации в зале звучала непривычная для подобных церемоний музыка – духовой оркестр заиграл «Чарльстон», на что присутствовавшие ответили аплодисментами.
Прошедшие в воскресенье выборы стали первыми альтернативными выборами президента в Турмении, которой в течение 21 года правил Сапармурат Ниязов. Ради такого случая в страну был запрещен въезд иностранцам, специально не приглашенных властями, а за самим голосованием наблюдали лишь пресс-службы действующих дипломатических миссий и местные журналисты, работающие на зарубежные агентства.
За бесспорного фаворита Бердымухамедова, который после смерти Ниязова был назначен и.о. президента, было отдано более 89% голосов, при том что на участки явилось более 99% избирателей. Других результатов никто и не ждал. В качестве альтернативы Бердымухамедову предлагалось еще пять кандидатов – все малоизвестные политики от единственной в стране Демократической партии. Их участие в выборах было формальностью, призванной придать им демократичный вид. Это по достоинству оценил и европейский парламентарий, неофициально наблюдавший за выборами. Он сказал, что голосование не было ни честным, ни свободным, но, понимая, что большего от туркменской ситуации требовать нечего, назвал шагом вперед попытку руководства страны продемонстрировать подобие демократической процедуры. В самой Туркмении, а также в России, выборы были признаны соответствующими всем международным нормам.
Как отмечает Reuters, с новым президентом Запад связывает надежды на поворот в газовой политике. Львиная доля газового экспорта Туркмении проходит через Россию. Вашингтон стремится построить отношения с новым руководством страны, конкурируя с Москвой и Пекином за влияние в стратегическом регионе. Так, США рассчитывают, что при новом руководстве вновь станет актуальным проект Транскаспийскойго газопровода, ведущего в обход России в Азербайджан, Турцию и Европу. При Ниязове проект оказался замороженным из-за разногласий в вопросе финансирования и распределения квот на добычу.
Однако Бердымухамедов повторил обещание выполнять все ранее заключенные газовые соглашения. «В соответствии с планом вывода энергоносителей на мировые рынки, мы будем неуклонно и стойко следовать принятым на себя двусторонним соглашениям и впредь стоить отношения на взаимовыгодной и равноправной основе», – сказал новый туркменский глава после инаугурации, на которую прибыл и глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Туркменская оппозиция в изгнании, представленная в основном бывшими высокопоставленными чиновниками, обвиняет Запад в готовности согласиться с «новой диктатурой» в Туркмении в обмен на влияние на ее газовую политику.
Дипломированный стоматолог Бердымухамедов родился в 1957 году. Он провел в верхах туркменской власти десяток лет, сумев удержаться в условиях периодических жестких кадровых чисток, предпринимавшихся Ниязовым. В ходе избирательной кампании и.о. президента пообещал пересмотреть некоторые наиболее непопулярные решения Ниязова. Он пообещал вернуть упраздненное десятилетнее среднее образование; воссоздать сеть больниц, которые сейчас есть только в городах, по всей стране; вернуть крестьянам пенсии. Более того, Бердымухаммедов даже пообещал дать населению свободный доступ к Интернету и обеспечить мобильной связью жителей села. Наконец, Бердымухаммедов заявлял, что Туркмения будет следовать демократическим путем и высказался за развитие многопартийности.
Власти занесенной правозащитниками в «черный список врагов Интернета» Туркмении уже заявили, что намерены открыть еще два интернет-кафе в дополнение к пока единственному.
Наблюдатели, однако, говорят, что в стране вряд ли возможны скорые либеральные реформы. Бердымухамедов не раз подчеркивал верность политическому курсу Туркменбаши. «Я буду и далее следовать признанной ООН политике позитивного нейтралитета», – сказал новый президент на инаугурации.