Турецкая пресса сообщает об операции турецкой армии в Северном Ираке, которая ожидалось после того, как 17 октября парламент Турции дал правительству разрешение на военную операцию против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК). Газета Yeni Safak утверждает, что турецкий спецназ при поддержке вертолетов преследует курдских сепаратистов, а истребители F-16 и артиллерия наносят точечные удары по лагерям РПК на глубине до 50 километров за границей Северного Ирака. А по данным газеты Zaman, операция с использованием авиации проводится на глубину 40 километров. При этом издание ссылается на высказывания официального представителя правительства Джемиля Чичека, который сказал, что США поставлены в известность об операции, и с американской стороной осуществляется обмен разведданными.
Правда, идет ли речь о масштабном вторжении или о локальной вылазке с применением авиации, пока неясно. Информация газет не подтверждена из других источников, более того – ранее другая турецкая газета – Milliet – сообщала, что на 24 октября намечено заседание совета национальной безопасности, где лишь будет обсуждаться план дальнейших действий.
Вторжения в Северный Ирак ждали со дня на день после того, как парламент Турции почти единогласно предоставил кабинету Реджепа Тайипа Эрдогана полномочия на проведение трансграничной армейской операции в Северном Ираке, где, по данным турецких спецслужб, в горных перевалах окопались около 3,5 тысяч курдских сепаратистов. Парламент принял такое решение, несмотря на протесты США, которым вовсе не нужен еще один фактор нестабильности в и без того взрывоопасном регионе.
Конкретные сроки ввода турецких войск в Северный Ирак не назывались, однако демонстрация намерений была серьезной. Турция дислоцировала на иракской границе более 60 тысяч военнослужащих, но военные действия с применением авиации, артиллерии, бронетехники и подразделений спецназа велись только в приграничных районах населенного курдами юго-востока Турции. В минувшие выходные напряжение вылилось в довольно кровавые приграничные стычки между турецкими военными и курдскими сепаратистами.
Накануне премьер Турции Тайип Эрдоган заявил в Лондоне, что военная операция в Северном Ираке может начаться в любое время. Одновременно иракские власти заявили о намерении помочь Турции в борьбе против курдских повстанцев на севере страны. Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари заявил: «Я заверил министра, что правительство Ирака окажет Турции активное содействие в преодолении этого зла. ... Мы не позволим никакой партии, включая КРП, испортить отношения между нами».
Ранее из генштаба турецкой армии были утечки о том, что http://www.polit.ru/event/2007/10/22/kuturki.html разработано не менее четырех сценариев предстоящей военной операции. Согласно первому сценарию, планируется операция силами армейского корпуса, предполагающая продвижение на север Ирака на глубину пять-десять километров и взятие под полный контроль границы с соседней страной. Второй сценарий предусматривает «точечные удары» подразделений турецкого спецназа на севере Ирака с ликвидацией мест базирования курдских боевиков. Третий предполагает проведение воздушной операции в районе горного хребта Кандиль, где, по утверждению турецких военных, расположены основные базы РПК. По четвертому сценарию планируется проведение наземно-воздушной операции в Северном Ираке.
Противостояние турецких властей и курдских сепаратистов продолжается уже более 20 лет: турки проводят военные операции, курды отвечают обтрелами и терактами, жертвами этой вялотекущей войны стали около 40 тысяч человек. Решение Турции активизировать борьбу с курдами именно сейчас связывают с обидой на США, которые принимают резолюцию с признанием геноцида армян и делают ставку на курдов в деле стабилизации в Ираке.
России разгорающийся конфликт касается по крайней мере с двух сторон: это цены на нефть и туризм. Так, 19 октября, на фоне сообщений из Турции о возможной атаке на боевиков КРП в Северном Ираке «в течение нескольких дней», в Нью-Йорке был зарегистрирован новый рекордный уровень – $90,07 за баррель. Помимо этого, на рост цены повлияли и новости из Ирана, где Махмуд Ахмади-Неджад в очередной раз заявил, что его страна не отступит от своей позиции по ядерной программе.
Что касается туризма, то Турция считается сейчас «всероссийской здравницей»: деньги российских туристов составляют 10% ежегодного дохода турецкого туристического сектора ($19 млрд.). В случае начала войны курдские экстремисты, скорее всего, начнут атаки на курортные зоны, что они делали уже не раз. Впрочем, представители российской туриндустрии не очень беспокоятся. Они говорят о том, что основные туристические районы далеко расположены от мест конфликта, а также надеются на известное бесстрашие российских туристов и их желание отдохнуть подешевле.