Противоречивые слухи
Начиная с августа 2013 г. в СМИ регулярно появляются сообщения об утечках зараженной воды из Фукусимы. Отчеты довольно противоречивые: одни из них констатируют, что ситуация находится под контролем, другие, наоборот, что контроля нет, а есть безответственность государства и компании Tokyo Electric Power Company (TEPCO), занимающейся обслуживанием Фукусимы, и что это только затрудняет борьбу с последствиями катастрофы и повышает риски. Иными словами, объемы выкладок, интерпретаций и мнений существенно превышают количество достоверно известных фактов.
Следующие один за другим инциденты, объясняемые зачастую человеческим фактором, в итоге сводятся к теме управления и, соответственно, к вопросу о том, насколько TEPCO способна справляться со своими обязанностями. «Недавно, например, - писала в начале октября 2013 г. NY Times, - работники на станции пролили 114 галлонов зараженной воды, пытаясь залить ее в уже переполненную цистерну, как сообщает TEPCO. Они же говорят, что вода, вероятно, потекла в океан… Критики обвиняют государство в том, что оно оставило станцию в руках той самой компании, которая, по мнению многих, оказалась неспособна достаточно эффективно укрепить ее в преддверии землетрясения и цунами в марте 2011 г., в результате чего вышли из строя жизненно важные системы охлаждения реакторов».
До того, в августе 2013 г., сообщалось об утечке 300 тонн зараженной воды из цистерны: случай, когда протечку не замечали в течение нескольких дней. Это событие японские энергетические инстанции охарактеризовали как инцидент третьего уровня (серьезный инцидент) по международной шкале ядерных событий, где первый уровень – это «аномальная ситуация», а седьмой и последний – это «крупная авария», единственными примерами которой до настоящего момента остаются Чернобыль и собственно Фукусима.
Власти Японии стараются дать понять, что ситуация хотя и серьезная, но находится под контролем. В частности, были призывы к международному сотрудничеству в решении проблемы. «Огромное количество денег, - писала Huffington Post UK, - отведено на строительство подземной ледяной стены, которая должна заморозить землю на глубину до 30 метров с помощью системы труб, по которой будет пущена охлаждающая жидкость температурой в -40 градусов по Цельсию. Теоретически, она должна заблокировать выход зараженной воды с территории станции, а также преградить подземным водам доступ к реактору, где скапливается много зараженной воды. Однако это решение многие считают попыткой показать миру, что ядерная авария не станет поводом к беспокойству за несколько дней до того, как Международный олимпийский комитет будет выбирать, в каком городе пройдет Олимпиада-2020 – в Токио, Стамбуле или Мадриде».
Материал был опубликован 4 сентября – на тот момент решение о том, что Олимпиада будет проходить в Токио, еще не было принято. Опрошенные изданием эксперты, со своей стороны, полагают, что ледяная стена – проект сомнительный, так как насколько хорошо он будет справляться с поставленной задачей, еще неизвестно, но сама по себе она крайне ненадежна, так как зависит от стабильного энергоснабжения. А если энергоснабжение по какой-либо причине будет нарушено, преграда исчезнет, и зараженная вода отправится покорять новые территории.
Помимо непосредственного обсуждения сообщений об утечках, а также дипломатического характера официальных деклараций, ведутся дискуссии по смежным вопросам, как-то: насколько серьезны последствия аварии на Фукусиме в плане риска для здоровья у людей, живших в окрестностях АЭС? Насколько японская экономика страдает из-за приостановки производства ядерной энергии в стране и, как следствие, необходимости импортировать топливо? Насколько в принципе приемлема (или, наоборот, необходима) ядерная энергетика?
Что касается рисков для здоровья, официальную точку зрения здесь представляет доклад ВОЗ, вышедший в марте 2013 г. Согласно этому докладу, риски чрезвычайно малы. Риск заболевания лейкемией по сравнению с ситуацией до катастрофы вырос на 7% для младенцев мужского пола и на 6% для младенцев женского пола, оказавшихся в зоне облучения. Риск заболевания раком щитовидной железы повысился для попавших под облучение младенцев-девочек на 70% по сравнению с исходным уровнем. «Это значит, - поясняет журнал Time, - вероятность заболевания лейкемией или раком щитовидной железы, которая в принципе крайне невелика, повысилась так незначительно, что даже те, кто жили рядом с Фукусимой и, следовательно, получили самую большую дозу радиации, едва ли заболеют». Что, конечно, не отменяет наличия противоположной точки зрения, согласно которой минимальные дозы радиации – это уже огромная угроза здоровью человека. Один из убежденных сторонников этой позиции – Крис Басби (Chris Busby), британский ученый, отстаивающий соответствующие теории.
И конспирология
Экспертные высказывания по такой эмоционально заряженной теме, находящейся на пересечении энергетики и экологии, редко бывают нейтральными. Huffington Post UK еще в сентябре проконсультировался насчет утечек «с Майклом Шнайдером (Mycle Schneider), независимым консультантом, который раньше был советником при правительствах Франции и Германии». Шнайдер сказал, что ситуация «гораздо хуже, чем нам известно. Все данные, будь то температурные показатели, уровень радиационного воздействия или число людей, ему подвергшихся, - неверны. Мы пока ничего не знаем... Ситуация гораздо хуже, чем полагает общественность». Шнайдер возлагает ответственность на японское правительство и TEPCO, которые, по его словам, отказываются признавать усугубляющуюся опасность проблемы. «В настоящий момент наша задача в том, чтобы преодолеть это отрицание... Конечно, тут дело в японской гордости. Но когда вы пересекаете черту, разделяющую гордость и отрицание, в этот момент возникает настоящая опасность».
В сентябре же появился, в числе прочих, комментарий Рода Адамса (Rod Adams), который последние 20 лет пристально занимался темой альтернативных источников энергии и убежден в том, что опасность утечек, мягко говоря, преувеличивается. Причем виновата тут, конечно, журналистская безграмотность, но ответственность за масштабы дезинформации лежит отнюдь не на СМИ:
«Вы действительно считаете, что "СМИ" зарабатывают так уж много денег, раздувая именно эту историю, чтобы привлечь внимание аудитории, когда у нее есть десятки других способов обратить на себя внимание зрителей и читателей?..
... А если у СМИ нет особенно сильной прямой мотивации привлекать аудиторию именно с помощью этого сюжета, пора поискать людей, организации и даже, вероятно, государства, у которых есть более серьезные мотивы.
[Со ссылкой на предыдущего комментатора:] RT - она же Russia Today [курсив и выделение авторские] - проявляла большую изобретательность, создавая дополнительные страшилки и приглашая людей вроде Криса Басби, чтобы он им рассказывал сказки, воздействуя тем самым на без того уже нервных японцев. Национальный доход России уже много лет зависит в огромной мере от экспорта нефти и газа. Каждый лишний год, пока Япония не получает энергию от своих АЭС, приносит России миллиарды.
Есть и многие другие игроки, способные оказывать воздействие на СМИ, которые заинтересованы в нахождении, добыче, обработке, финансировании и транспортировке нефти и природного газа. И конечно, они тоже сильно выигрывают от того, что люди пугаются безобидных "утечек" "радиоактивной" воды на Фукусиме».
Автор поясняет, что кавычки вокруг слова «радиоактивный» он использует не потому, что на самом деле считает, что вода не радиоактивная, а потому что употребляет это слово в порядке цитирования обобщенного источника, позиционирующего само это слово как нечто очень страшное, не вдаваясь в суть вещей.
Дальше Адамс делится с аудиторией выдержками из своей биографии. Как выясняется, почти всю свою сознательную жизнь он проводит в сильнейшем неравном противостоянии с нефтедобывающей промышленностью. Будучи поклонником устройств, работающих на нефтепродуктах (автомобилей, самолетов и катеров), в 1970-е гг. он жил в постоянном страхе, что нефть все дорожает, и есть риск, что использование этих устройств в какой-то момент окажется менее доступным. Учась в военно-морском колледже, он также углубленно изучал те исторические моменты, когда нефтедобыча и доступность/недоступность нефтепродуктов определяли развитие событий. В 1993 г. он создал свою собственную энергетическую компанию Adams Atomic Engines, которая занималась разработкой безопасных и экологичных альтернативных источников энергии. В 2010 г. она прекратила существование – в частности, по причине мирового финансового кризиса, из-за которого она потеряла спонсоров.