4 июня исполнилось 25 лет с того дня, когда на главной площади Пекина, Тяньаньмэне, были расстреляны студенты, вышедшие на манифестацию. Это событие стало переломным для страны. Теперь его вспоминают как самое жестокое и кровавое подавление протестных настроений в современной китайской истории.
3 июня в Гонконге состоялась акция в память жертв Тяньаньмэня, в которой приняли участие около трех тысяч человек. Почему Гонконг, а не Пекин вспоминает эти события? Потому что Гонконг стал единственным городом, где разрешили отмечать годовщину событий на Тяньаньмэне. А, по официальным данным КНР, тогда были убиты 200 человек, из них 36 студентов. Другие - неподтвержденные - источники говорят о тысячах погибших во время разгона манифестации.
Все началось в середине апреля 1989 года с первых демонстраций студентов на Тяньаньмэнь. Эта площадь традиционно была центром протестных мероприятий в столице. Вскоре там был разбит палаточный лагерь, который просуществовал около месяца. Протестующие требовали демократических реформ и гражданских свобод. При этом, развитие промышленности и экономики шло полным ходом: в Шэньчжене за 1980–1990-е промышленное производство выросло в 200 раз, а население — почти в 1000 раз. Протестующие были уверены, что экономическая либерализация должна неминуемо привести к либерализации гражданской.
К середине мая на Тяньаньмэне недовольные исчислялись уже десятками тысяч, они объявили голодовку и продолжали требовать диалога с государственными властями. Перед телекамерами иностранных телеканалов студенты собственноручно воздвигли свою Богиню демократии, которая невооруженным глазом напоминала американскую статую Свободы. Такие способы привлечения внимания к себе и своим требованиям привели к введению военного положения и последовавшим за этим разгоном толпы с помощью танков и солдат.
Со дня трагедии прошло четверть века, а Коммунистическая партия Китая до сих пор подавляет публичные обсуждения тех событий и даже высказывания на эту тему. Семьи жертв тех событий все еще подвержены преследованиям.
В 1989 году Чжоу Дуо был непосредственным участником разворачивающихся событий. Ему и троим другим манифестантам приписывается заслуга в том, что в те дни не погибло еще больше людей. «Участие армии было большой ошибкой, – говорит Чжоу Дуо в комментарии немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung. – Проблема состоит также в том, что большие ошибки лишь с большим трудом поддаются исправлению».
Во время продолжительной протестной акции китайских студентов Чжоу Дуо во многом разделял взгляды протестующих, даже начал голодать вместе с еще тремя активистами. Именно эта четверка с начала военного наступления на палаточный лагерь взялась за переговоры, делая все возможное, чтобы свести к минимуму количество жертв на Тяньаньмэне. Эти меры оказались действительно действенными: значительная часть студентов смогла покинуть площадь и тем самым спастись. Позднее Чжоу Доу был арестован, но вскоре отпущен без предъявления обвинений.
Причины того, что произошло в Пекине в мае-июне 1989 года, до сих пор обсуждаются и критически анализируются. Спорными остаются и основные политические предпосылки: согласно разным версиям, политические и экономические преобразования Дэна Сяопина, который в то время был фактическим руководителем республики, вызывали противоречивую реакцию общества. Сяопин установил курс на либерализацию и постепенное внедрение рыночной экономики. По разным версиям, на Тяньаньмэне собрались люди, как желающие ускорить начатый Сяопином процесс, так и те, кто не принимал капиталистических ценностей и желал сохранить социализм. Дэн Сяопин лично дал согласие на подавление демонстрации студентов.
Отметим, что протестующие студенты приурочили свою акцию к дипломатическому визиту в Китай Михаила Горбачева. Режим воспринял это как унизительный удар по собственной репутации, поскольку не смог встретить гостя со всеми подобающими почестями.
Пресечение массового протеста на Тяньаньмэне привело к переосмыслению властями Китая внутренней политики, в частности, появились жесткие ограничения как для собственной прессы, так и для иностранных СМИ. Итогом расправы для Китая стало мировое осуждение и ряд экономических санкций. Они, правда, не оказали значительного воспитательного действия: мировому сообществу была куда важнее дешевая рабочая сила в Китае, нежели ее внутренние распри. Сам же Китай упорно придерживался собственной политики невмешательства во внутренние проблемы других стран.
Весной 1989 года протесты проходили и в других китайских городах, одним Пекином дело не обошлось. Но мировая история будет вспоминать только то, как безоружных студентов расстреливали на самой большой площади столицы, название которой переводится как «врата небесного спокойствия».
Сейчас, спустя годы после того, что произошло на Тяньаньмэне, этим заинтересовались США. Они призвали китайские власти к отчету за то, что произошло тогда. Требования американцев включают предоставление информации о погибших и задержанных во время демонстраций и после них.
Реакция рунета, а именно - соцсетей, неоднозначна: почти все начинают сравнивать Тяньаньмэнь с киевским майданом. Например, встретился такое взгляд на исторические перспективы Китая: «Так же, как и сегодняшние украинские события для Украины, Тяньаньмэнь-1989 стал важнейшей точкой для Китая, имеющей стратегическое значение в перспективе десятилетий. Если бы обобщённые "китайские студенты" тогда победили, Китай бы ждало примерно то же самое, что и Советский Союз вчера, а Украину сейчас - крах экономики, распад страны по различным линиям разлома, бурление страстей, да и возможно, гражданская война. И конечно, сотни тысяч трупов, как следствие событий, помноженное на масштабы Поднебесной», - пишет пользователь Роман Насыров на своей страничке «Вконтакте».
А Дарья Демчук прокомментировала заметку о годовщине событий на Тяньаньмэне так: «На мой взгляд, нет оправдания событиям на Тяньаньмэне, так же, как нет оправдания событиям на юго-востоке Украины. Никакое призрачное "государство" (читай - пьянящая власть у горстки людей) не может быть ценнее и важнее человеческой жизни (тем более - многих)».