будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
борьба с курением
Май 18, 2025
Мир
Сакоян Анна

У них не курят

У них не курят
kurenie-1303-3
Фото: ruhrnachrichten.de

Борьба с курением развернулась по всему западному миру. Ее прямое проявление состоит в том, что государства постепенно вводят запрет на курение в общественных местах, включая бары, рестораны, остановки общественного транспорта и т.д. В случае с Евросоюзом это даже не столько государственная, сколько надгосударственная инициатива, так как решение было принято на уровне Союза, а затем уже внедрялась в странах-участницах. О мотивах этой инициативы, процессе ее внедрения и ее последствиях можно говорить с разных точек зрения.

Во-первых, это тема экономическая. Здесь два существенных момента. Это вопрос о том, что выгоднее государству – получать доход от акцизов на сигареты или сокращать бюджетные расходы на здравоохранение за счет того, что ограничение курения может снижать риски заболеваний, к которым предрасположены курильщики. И вопрос о том, насколько ощутимо тотальный запрет на курение в общественных местах сказывается на доходах предприятий, в которых курение традиционно пользуется популярностью (в первую очередь, в барах, кафе и клубах).

Во-вторых, это общественно-политическая тема. Здесь можно наблюдать полемику между сторонниками государственного контроля над общественным здоровьем и сторонниками свободы выбора в вопросах распоряжения своим телом, когда результат этого выбора никак не задевает окружающих. С другой стороны, уже в процессе претворения инициативы в жизнь, можно наблюдать разные способы реагирования на нее в разных сообществах. В одних, к примеру, этот запрет может вызывать солидаризацию против власти (молчаливое согласие нарушителей закона и окружающих). В других, наоборот, запрет начинает использоваться как канал демонстрации власти над теми, кто нарушает или может нарушить.

В-третьих, тут есть национальный аспект. Когда запрет с самого начала вводится по инициативе государства – это одно. Когда требование запрета предъявляется (или даже навязывается) государству со стороны вышестоящей инстанции, как в случае с Евросоюзом, разные государства реагируют по-разному, что обусловлено их спецификой в каждом конкретном случае.

Наконец, тут есть несколько примыкающих тем, связанных, с одной стороны, с политикой в отношении хранения/употребления наркотиков, а с другой стороны, с политикой в отношении других никотиносодержащих изобретений, способных предложить курильщикам приемлемую альтернативу.

Экономический разрез

Выгода в плане сокращения расходов на здравоохранение выступает одним из главных экономических аргументов в пользу законодательного запрета на курение в общественных местах. В USA Today была в 2012 г. была статься об исследованиях, опубликованных в Circulation Journal, которые показали, что в штатах, где курение запрещено, число госпитализаций по причине инфаркта упало на 15%, по причине инсульта – на 16%, а по причине заболеваний дыхательной системы – на 24%. В том же исследовании приводятся данные об «экономии в области здравоохранения на уровне городов, штатов и государств: расходы, связанные с лечением сердечно-сосудистых заболеваний, в городе Старквилл (Миссисипи) за 35 месяцев сократились на $302 000; в Германии за год запрета на курение сокращение госпитализаций в связи с заболеваниями носоглотки позволило сэкономить 2,6 млн. евро, а в связи с инфарктами – 5,3 млн. евро».

С учетом того, что запрет на производство и продажу сигарет нигде не вводится, эти цифры дополняются некоторыми доходами от налогов. В этом смысле, таким образом, нововведение имеет основательную базу в плане бюджетной выгоды.

Теперь обратимся к вопросу экономического ущерба для предпринимателей, которых, разумеется, в расчет принимали и часть отчетности, мотивирующей безубыточность запрета, адресовано непосредственно им.

Этой теме, в частности, была посвящена работа (.pdf) экономиста Майкла Марлоу (Michael L. Marlow) из California Polytechnic State University. В этой публикации разбирается частный случай штата Огайо, но при этом приводятся и учитываются данные международных исследований на материале разных стран. Как пишет Марлоу, большинство аналитиков утверждает, что доходы предприятий в результате повсеместного запрета на курение не уменьшаются, а иногда даже возрастают. Но этот вывод делается из суммарного анализа данных о доходах и убытках всех предприятий, представленных в выборке, независимо от их специализации. При этом если выбрать другую стратегию анализа, то результат окажется иным.

Не курить

В частности, Марлоу разделяет «бары» (заведения, предлагающие, в первую очередь, большой выбор алкогольных напитков и традиционно разрешающие курение) и «рестораны» (заведения, специализирующиеся на общепите и часто запрещавшие курение с самого начала). При таком подходе данные показывают, что часть предприятий, действительно, ничего не теряет (и это преимущественно рестораны), а другие предприятия (бары) начинают стремительно терять посетителей и прибыль, урезать зарплату, сокращать рабочие места, а иногда просто закрываются. В этом случае удар приходится не только по юридическому субъекту, но и по конкретным гражданам в лице персонала. Таким образом, суммарный анализ показывает неизменность доходов отчасти за счет роста доходов ресторанов. Но эти же результаты приводятся в качестве общего аргумента для всех предпринимателей, что, по мнению Марлоу, не вполне этично, так как содержит дезинформацию.

 

Кроме того, Марлоу отмечает, что большинство исследователей не принимает в расчет данные о нарушениях закона. А таковые есть, и их много, причем преимущественно, опять же, в барах. Автор приводит в качестве примера бывшего владельца одного британского паба, которому государство предписало выплату большого штрафа (цифра дана в долларовом эквиваленте: $11 000) за то, что посетители у него в баре постоянно курили. Владелец отказался выплачивать штраф, заявив, что закон абсурдный и что 90% его посетителей, приходя в бар, хотят курить, а остальные нисколько не возражают. В любом случае, считает Марлоу, число размеры доходов, полученных именно благодаря нарушениям, также стоит оговаривать отдельно, а не в порядке суммарного результата.

Нарушителей не судят

Когда закон уже введен, предприниматели и посетители начинают решать проблему на местах. Один из случаев описан выше. В зависимости от специфики страны решение получает разную форму. Показателен пример Греции, где традиционно курят очень много (страна находится на первом месте в ЕС по проценту курильщиков) и к курению относятся совершенно спокойно. Запрет на курение в закрытых общественных заведениях был введен в веден в порядке выполнения обязательств перед Евросоюзом и большого энтузиазма в массах не вызвал. В теплое время года проблема решается просто: посетители занимают места на открытом воздухе и курят без каких-либо ограничений. В холодное время года желающих посидеть в тавернах по-прежнему много, а владельцы совершенно не хотят их терять.

Тут есть два решения. Во-первых, в большинстве заведений, посетителям, которые сидят в закрытом помещении, приносят пепельницы или пластиковые стаканчики с водой в качестве таковых, нарушая тем самым законодательство напрямую. Здесь есть некоторая угроза доноса (например, в порядке мести), но судя по массовости, она мало кого смущает. Во-вторых, владельцы обустраивают уличные места так, чтобы посетители могли там сидеть, даже когда холодно. Проще говоря, ставятся навесы от дождя и мощные обогреватели. Судя, опять же, по массовости, доходы от такого способа привлечения посетителей превосходят издержки на электроэнергию.

Запрет на курение

В Чехии тотальный запрет на курение в общественных местах до сих пор еще не ввели. Нельзя курить в больницах, на остановках, в магазинах и поездах, а вот владельцев баров и ресторанов просто обязали вывешивать на дверях и окнах знак, который сообщает о том, разрешено в заведении курить или нет. В стране есть инициативные группы, которые добиваются повсеместного запрета. Для одной такой группы под названием “Stop kouření” в 2011 году владелец рекламного агентства бесплатно выделил 300 мест на остановках общественного транспорта в Праге, чтобы организация могла проводить массовую агитационную кампанию. В дальнейшем та же группа собирала подписи в поддержку своей инициативы, но государство пока встречных мер не приняло («по причине тотальной глупости и коррумпированности», как объяснил лидер группы).

 

Сочувствующий повестке этого движения аддиктолог Томас Забранский из Карлова университета выразил мнение, что надо не только запрещать, но и вводить поощряющие меры, а также предоставлять «компенсирующие средства – например, какие-то альтернативы никотину, которые были бы дешевле, чем никотиновая жвачка или пластырь». В этом смысле у Чехии большие перспективы с учетом того, что эта страна успешно опережает прочих участников ЕС в плане декриминализации наркотиков. Начиная с конца 2009 г. хранение наркотических веществ (от марихуаны до героина) в регламентированных законом пределах не преследуется в уголовном порядке. Теперь употребление наркотиков регулируется по тому же принципу, что и употребление алкоголя. У себя дома можно спокойно употреблять, а вот, скажем, если наркотик или алкоголь обнаруживают в крови у водителя автомобиля, это уже чревато проблемами.

Надо сказать, что США, которые на здравоохранительной волне увлеченно борются с курением, также делают большие успехи в плане декриминализации наркотиков на уравне штатов. Кстати, на американском народном сайте debate.org, где можно голосовать и высказываться pro или contra по определенным вопросам, соотношение сторонников и противников запрета на курение составляет соответственно 72% против 28%, а соотношение сторонников и противников легализации наркотиков – 50% на 50%.

Альтернатива

Наконец, несколько неоднозначных моментов, касающихся альтернатив курению. Существует две категории таких вариантов: медицинские и для удовольствия. Первые призваны служить переходным этапом при отвыкании от курения, вторые – заменить сигареты на менее опасный для здоровья продукт. К первой категории относится никотиновый пластырь и жвачка; ко второй категории относятся, например, электронные сигареты и шведское никотиносодержащее изобретение под названием «снус».

Специфика электронных сигарет и снуса состоит в том, что от них нет дыма, который мог бы вызывать феномен «пассивного курения» и нет смол, которые представляют собой главную канцерогенную угрозу организму.

Характерная черта законодательства ЕС в том, что курение электронных сигарет там тоже не приветствуется, а снус разрешен только у себя на родине, то есть в Швеции, но не в остальных странах-участницах. Странность в том, что если говорить об ущербе личному здоровью граждан, пользующихся электронными сигаретами или снусом, то он несравненно меньше, чем в случае с обычными сигаретами. Ущерба здоровью окружающих нет вообще, поэтому запрет на их употребление в общественных местах (в случае снуса – запрет на импорт) выглядит весьма натянутым.

Дэвид Атертон (David Atherton), экономист и руководитель британской организации Freedom2Choose, считает, что это происки фармацевтических компаний, которые давят на правительства с целью поддержать спрос на выпускаемую ими продукцию первой категории, вытеснив с рынка продукты второй категории. При этом, по мнению, Атертона, эти действия, помимо общей неэтичности, крайне вредны, так как процент бросающих курить благодаря жвачке или пластырю колеблется от 1 до 8, а процент бросающих курить благодаря постепенному отучению через электронную сигарету приближается к 45.

Подводя итоги, еще раз подчеркнем тот момент, что политика в отношении курения представляет собой сложное сочетание различных мотивов и факторов, из которых в риторике используются наиболее броские, но отнюдь не полностью отражающие практическое положение дел. 

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).