Украина после выборов: что делать? Это тут не о проблемах украинских политиков, а о том, как все это описать. Разумеется, раз уж "что?" имеется по факту, то вопрос связан исключительно с тем, "как?". Вот в чем дело: описания политических процессов по языку должны быть адекватны тому, что именно происходит. Нельзя же навязывать жизни тренды, которых в ней нет. Скажем, по ходу подсчета голосов западные СМИ употребляли определение "пророссийская" в адрес Партии регионов. Так, конечно, проще, однако в чем же состоит эта самая пророссийскость?
На каком языке проблемы решаются, тем языком их и надо описывать. И не навешивать геополитическую составляющую там, где доминируют частные интересы. Это так, для примера, вовсе не желая лишить украинскую политику права на геополитическую составляющую. Хотя понять, в чем она там выражается – нельзя. Просто надо проще: каковы фактура, манера ведения дел и т.п. Вот, например, как это происходит у харьковского мэра Добкина (для заинтересовавшихся: за кадром указания дает Геннадий Кернес, еще более интересующиеся легко узнают о нем через искалки). Вообще, ролик, на который ведет ссылка, следует посмотреть для того, чтобы понять: выбранный в данном тексте язык описания ничуть не панибратский, а наоборот – даже избыточный по отношению к глубине описываемых процессов.
Другой наглядный пример: 1 октября (когда уже подсчитали изрядный процент голосов и продолжали считать дальше) на главной странице сайта УНИАН появился материал, в котором о перспективах СПУ (которая тогда еще балансировала около 3-х процентной границы прохождения), говорилось так: "Здесь все понятно. Вопрос лишь в том, какой позиции будет придерживаться Президент. Если премьерство Тимошенко для него считается меньшим злом, чем все другие риски, связанные с сохранением старой коалиции, то наверняка Мороза таки не будет в парламенте. А если нет… – то нет... "
Обратим внимание, никаких сомнений в том, как именно президент относится к свободному волеизъявлению граждан, не присутствует. Ни о какой прозрачности, демократичности, а также моральности речи нет. Речь о том, что президент посчитает так, как ему будет выгоднее. Причем, такую точку зрения представляет издание, принадлежащее господину Третьякову, а уж его-то к недоброжелателям В.Ющенко не отнести. Там считают действия президента совершенно естественными и нормальными.
Вот именно таким и был общественно-политический подход к итогам выборов. Никаких рассуждений о тех же трендах, реформах - даже о Конституционной, которая перед выборами была заявлена как первоочередная тема новой Рады. Нет – что там решит президент относительно того, как ему жить дальше? С признанием его полного права (и возможности) накинуть кому-то полтора процента. Или – отрезать.
Что до Мороза, то он так и не прошел, он как-то совсем выдохся к выборам, да и сильно надоел общественности своими попытками реанимировать предыдущую Раду. В итоге никакого эффекта его протесты иметь не могут. Потому что уже в апреле было сформулировано: Мороз – лузер, значит все его возражения – сколь угодно обоснованные – это просто вопли лузера.
Теперь последствия. Что имеется по состоянию на утро пятницы? Российские СМИ отчего-то вдруг решили, что окончательно решен формат коалиции. Поводом стало то, что в четверг лидер блока НУНС Луценко заявил о готовности блока поддержать Тимошенко как премьера. Луценко рассказал, как он зашел к президенту, а выйдя от него – это и заявил. Проблема в том, что о своей приверженности к премьеру Тимошенко Луценко говорит постоянно, тут никакой новости нет. Он даже прямо возле урны 30 сентября об этом сказал, продемонстрировав даже личное бескорыстие: "Клянусь, если станет вопрос: или Луценко будет премьер-министром, или развалится демократическое большинство, я не буду премьер-министром". Но тут надо вспомнить, что за пару недель до выборов Луценко категорически отрицал возможность своего премьерства, мотивируя тем, что пока у него нет достаточного опыта. К тому же, не было и речи о том, что НУНС выдвинет его в премьеры.
В этом заявлении была еще одна странность. Из слов Луценко следовало, что даже в день выборов НУНС был уверен в том, что обойдет по голосам БЮТ. Ну, или это Луценко уже сообщал Тимошенко о своих намерениях уйти со своей НС от Ющенко к ней.
А история с тем, как Луценко услышал от Ющенко о том, что тот – за демократическую коалицию, она веселая. Луценко сообщает, что на встрече с Ющенко, на которой присутствовали он, Луценко, а также В.Кириленко и А.Гриценко, президент "подтвердил свою верность демократической коалиции". Вот бы Ющенко сказал что-то другое. Но самое смешное в том, что Луценко пересказывает слова Ющенко, а президент, который за десять секунд мог бы внести полную ясность в данный вопрос, этого не делает.
Откуда, собственно, взялась неясность? В среду Ющенко вышел на крыльцо своей Администрации и сообщил: "Сегодня я даю поручение Партии регионов, Нашей Украине - Народной Самообороне и БЮТ вместе с другими политическими силами начать политические консультации относительно создания парламентской коалиции".
Тут никто ничего не понял. В принципе, речь могла идти о формальностях. Выборы прошли, распределение мест более-менее понятно, надо что-то делать дальше. То есть, формировать коалицию, сочинять кабинет. Вообще-то, формально президент должен был предоставить такую возможность Партии регионов – как партии, набравшей на выборах больше всего голосов. И только если бы ее усилия по созданию коалиции провалились, передать право сформировать коалицию дальше. Но Ющенко поступил иначе. Возможно, он никак не мог не упомянуть в качестве победителей НУНС, пусть даже при полном отсутствии оснований к тому. В результате не очень понятно, как именно должны происходить эти консультации. Ну, чисто технически. Впрочем, не совсем так: все вполне гармонично, если ими руководит именно президент.
Начались эмоции: Тимошенко поняла заявление Ющенко так, что он предлагает объединиться в коалицию именно ПР, БЮТ и НУНС, и тут же заявила, что ее блок останется в оппозиции, если в коалиции окажутся Регионы. Все ее принялись успокаивать, говоря, что президент просто неточно выразился, однако ж - не сходилось. Во-первых, Ющенко сказал: "истинную политическую стабильность мы можем получить от политического взаимопонимания трех ключевых политических сил - ПР, БЮТ и НУ". Во-вторых, это заявление, как его ни понимай, перечеркнуло слова самой Тимошенко, которая накануне уже заявила, что на встрече с Ющенко договорилась, что президент с утра объявит о коалиции БЮТ и НУС. А он – тут уж никаких сомнений – ее не объявил. Похоже, это вполне знаковый момент для их дальнейшей совместной политической деятельности. Отношения проявлено конкретно и было конкретно понято: на пресс-конференцию по данному поводу Тимошенко явилась в черном плате, хотя со дня выборов ходила во всем белом.
Украинский политкиум погрузился в мысли, итогом которых стало мнение: президент Ющенко действительно хотел бы сформировать широкую коалицию. В общем, мысль нехитрая: если бы Ющенко обнаружил, что его неверно поняли, то он бы просто уточнил, что именно хотел сказать. Но он совершенно ничего по этому поводу не говорит.
Конечно, эта самая "оранжевая коалиция" вполне возможна (тем более, что не надо привлекать третью силу, у НУНС и БЮТ своих голосов хватает) и, скорее всего, она и возникнет. Но почему Ющенко не хочет быстренько с этим покончить и не перейти к делам, первым среди которых у него стоит изменение Конституции (в его пользу)? Ответ может быть таким. Луценко, например, дрожит от возбуждения, желая снова занять место министра, а лучше - киевского мэра (где Ющенко ему никак не поможет, а поможет как раз Ю.В.Т.) Но у Ющенко-то своя точка зрения на то, каким должен быть итог выборов, которые он так мучительно устраивал, и не судьба Луценко для него главное. О чем он может думать? Например, о том, что структура парламента, в котором у коалиции почти условный перевес над оппозицией, обессмысливает и большинство, и его личный трудовой подвиг по проведению выборов. Никакой стабильности. Мало того, впереди 2009-ый год, а НУНС с Луценко в лидерах набрали всего-то 14%.
А у того же Луценко свои интересы в этом союзе. Никаких гарантий вечной цельности НУНСа не существует, "Наша Украина" – отдельно, "Народная Самооборона" – сама по себе. Речь шла о том, что после выборов на основе блока будет создана какая-то новая партия, но зачем Луценко, как главе "Самообороны", продолжать отношения с президентом, который провалил эти выборы? Кто, собственно, будет третьим лишним во втором туре в 2009 году? Пока тут лидирует Ющенко. А тогда зачем с ним тусоваться?
Видимо, поэтому Ющенко и молчит. Решений вроде бы не видно, но решать надо, а очень не хочется. Есть такой вариант: отправить Тимошенко в премьеры, она это дело без вариантов снова провалит и это к выборам ее дискредитирует. Только ее дискредитировать – отдельная работа, к тому же кампании она выигрывать как раз умеет. Ведь и сейчас долгое время предвыборные рейтинги давали относительное равенство БЮТ и НУНС, в какой-то момент НУНС даже выходил вперед. Но на выборах НУНС остался при своих процентах, а у Тимошенко – плюс 15. Тут остается только менять Конституцию, добавляя себе (президенту) прав. Что с этими правами потом можно будет сделать – тоже вопрос, но иначе все совсем безнадежно. Между тем, менять Конституцию возможно только конституционным большинством. Значит, надо договариваться с Регионами. Коалицию составлять или же делиться какими-то министерскими постами, какими-то комитетами в Раде. Это возможно, но ведь это очевидная зависимость и никаких оснований рассчитывать на то, что проголосуют по договоренности. Чего бы Регионам ему не припомнить сам факт нынешних выборов?
Ну а что до Регионов, то для них все прошло без особых неожиданностей. Вообще, их выступление можно даже считать успешным. Во-первых – больше всех голосов. Во-вторых, выборы были внеочередными, их хотела оппозиция, которая и была активней в кампанию. В-третьих, Регионы набрали даже на два с половиной процента больше, чем на прошлых выборах. Мест в Раде меньше, но процент все-таки больше, притом, что ПР шла как партия власти, а в таких историях обычно наблюдается отток голосов. Словом, вот эти 34% - стабильный результат. Но не является ли это потолком для партии, которая продолжает позиционировать себя, как региональную? В общеукраинский вариант они перейти не смогли, остались для того же Киева чужими. А как столица смирится с управляющими из области? Что-то надо менять.
И уж совсем жестоко поступил Л.Д.Кучма. В интервью ВВС он отвечал на вопрос о том, не ощущает ли он ответственности за ситуацию политической нестабильности, которая сложилась в Украине после 2004 года - после его решения поддержать Виктора Януковича. Вот ответ: "Это было общее, так сказать, решение. Действительно, сегодня раздается очень много голосов, и не только голосов, а обоснованных аналитических материалов, что любой другой кандидат от "партии власти", если можно так сказать, хотя партии власти как таковой тогда не было, победил бы обязательно. А президент всегда ответственен за все, что происходит в стране, и за все последствия, поэтому я ни в какой мере не снимаю с себя эту ответственность".
Нюанс: о том, что в 2004 году Ющенко обыгрывал хоть Тигипко, хоть кто – говорилось уже тогда, по ходу процесса выбора "преемника". Но Кучма решил об этом поговорить только теперь. Так что теперь Янукович и кому был послан мессидж? Что ли покупать теперь на пост главы партии легионера? А в пятницу появилось еще и такое сообщение: "Принадлежащая самому богатому гражданину Украины Ринату Ахметову компания Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ) в рамках реструктуризации инвестиционного портфеля решила избавиться от пакета акций в холдинге Украинская промышленно-транспортная компания, сообщила СКМ. По информации украинской прессы, ЗАО Украинская промышленно- транспортная компания (УПТК), управляющая рядом крупных транспортных и промышленных предприятий индустриального Донбасса, контролируется Ахметовым и Антоном Пригодским. Этого украинского бизнесмена, депутата Верховной Рады пресса называет одним из ближайших друзей премьер-министра Виктора Януковича".
Общая мораль: накануне 2009 года невесело всем троим. У Тимошенко впереди возможное премьерство, а такую работу она заваливает, потому что умеет только проводить избирательные кампании. К тому же очевидны проблемы в отношениях с Ющенко. У Ющенко – 14 процентов НУНС, полученные при его непосредственном участии, да та же НС, которая может в любой момент соскочить. У Регионов – явный потолок локального развития и Янукович, который вряд ли сохранит свой рейтинг до 2009-го: за счет чего он его может сохранить? Этими обстоятельствами дальнейшая политическая жизнь определяться и будет.